Методическая разработка урока литературы в 6 классе Природа в изображении поэтов-земляков
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе с использованием краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_rodnogo_kraya_v_izobrazhenii_poetov-zemlyakov.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Cустаева Ирина Борисовна (учитель русского языка и литературы МБОУ «Больше-Череватовская ООШ»).
Класс: 6
УМК: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Тема: Природа родного края в изображении поэтов-земляков.
Тип урока: Урок-исследование.
Цель урока: раскрыть особый художественный колорит провинциальной поэзии на примере поэтического творчества авторов родного края.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с фактами биографии поэтов родного края , с работами художника Валерия Артамонова, создать условия для осмысления текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности.
- Развивать умение проводить мини-исследования художественного текста; продолжить работу по совершенствованию матапредметных универсальных учебных умений: коммуникативных (развитие устной речи, ведение диалога), регулятивных (умение получать информацию из различных источников, отбирать и систематизировать информацию), способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся: практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения
3.Формировать интерес (исследовательский) к художественной литературе;
воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста; воспитывать внимание и уважение к слову, формировать эстетический вкус, культуру речи.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
-повышение мотивации к учебной деятельности;
- овладение умением работать в группах.
2. Предметные:
- Знать основные положения урока;
- знать основные моменты биографии и особенности творчества поэтов родного края;
- овладеть умением анализа поэтического текста;
3. Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, выделение и формулирование цели; коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, готовность к обсуждению различных точек зрения и выработка общей позиции; регулятивные: принятие учебной задачи, целеполагание, выделение и осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоить.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал ( стихи поэтов села Большое Череватово), видеоролик «Природа Нижегородского края от художника Валерия Артамонова. https://www.youtube.com/watch?v=k1__2A2StJE
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мне хочется сегодня начать урок с высказывания великого французского педагога Ж.Ж. Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я надеюсь, что те цели, которые мы сегодня поставим на уроке, будут вами обязательно достигнуты.
Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу.
II. Проблематизация
Демонстрация видеоролика «Природа Нижегородского края от художника Валерия Артамонова. https://www.youtube.com/watch?v=k1__2A2StJE
-Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?
-Вы любите свой край?
-Мы не случайно начали наш урок с просмотра слайд-шоу, посвящённого природе нашей области. Тема природы- одна из основных тем литературы, неслучайно, многие поэты и художники России описывали в своих произведениях красоту русской природы, её своеобразие.
-Назовите поэтов, с чьими произведениями о природе мы знакомились на предыдущих уроках литературы?
(Это поэты А.А.Блок, С.А.Есенин)
-Чем интересны произведения о родной природе этих поэтов?
(Авторы стихотворений любят родные места так же, как любим мы свои просторы)
-В стихотворениях А.А.Блока и С.А.Есенина представлен обобщённый образ природы всей России.
- Скажите, как вы думаете, есть ли стихотворения о нашем крае и кто мог их написать?
-Скажите, а кого из поэтов нашего края вы можете назвать?
-Ребята, а вы желаете познакомиться с произведениями наших местных авторов, которые писали о нашем крае?
3.Целеполагание.
- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок?
( Формулируют тему урока: «Природа родного края в изображении местных поэтов». На уроке мы будем знакомиться с некоторыми фактами биографии поэтов, а также займёмся анализом творчества поэтов родного края).
-После выполнения всей работы, мы создадим презентацию «Природа родного края в изображении местных поэтов».
IV.Планирование исследования.
-Ребята, разделитесь на группы.
На ваших столах лежат стихи местных поэтов (Приложение 1) и план анализа лирического стихотворения (Приложение 2), Вам необходимо найти поэта, имя которого записано у вас на листочке, прочитать биографическую статью о поэте, выписать важные факты биографии, произвести художественный анализ стихотворения , название которого указано у вас в задании.
V. Исследование художественного текста.
-_Приступаем к исследованию. Если вам что-то непонятно, поднимите руку.
(Дети выбирают полученную информацию, анализируют текст по предложенному плану)
VI.Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Будто пух в руках – не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо встать.
VII. Презентация продукта.
-Итак, я надеюсь, что вы справились с заданием и готовы представить продукт своего труда.
(Обучающиеся презентуют свои работы)
VIII.Подведение итогов исследования
-Ребята, вы все справились с заданием.
- Скажите, какие трудности возникли у вас при выполнении работы.
Ваша работа будет материалом для будущей презентации «Природа родного края в творчестве местных поэтов».
(Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своих затруднениях)
IX.Рефлексия
Давайте вернемся к цели нашего урока:
- Удалось ли её достигнуть? Каким способом?
-Как вы оцениваете результат собственной работы на уроке?
- Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
(Отвечают на вопросы учителя. Самооценка)
X.Домашнее задание.
1.Составить презентацию «Природа родного края в творчестве местных поэтов».
2.Написать сочинение на тему «Мои родные милые места».
3.Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
Приложение 1. Стихи поэтов села Большое Череватово
Сергей Кокуркин «Осень» Снова осень наступила, Листья водят хоровод, Стадо движется уныло К обмелевшей речке вброд. Клёны с грусть мне кивают, Стала тёмною река. Над землёю проплывают Низко-низко облака. Журавли курлычат где-то, Гуси тянутся к югам И прощальный, без ответа, Клич бросают берегам. И берёзам клич бросают, и рябине, и сосне. Улетают, будто тают, Чтоб вернуться по весне. Алексей Барабанов «Апрель» Вот и весна. Птиц хороводы. Ласковый ветер. Талые воды. Месяц апрель самый лучший из года, Как не любить тебя, чудо природы? Пением птиц оглашаются рощи, Кажется в жизни пернатых всё проще. Льется их песнь от зари до зари, В небе чуть видно парят сизари. Пашни в полях оголились, чернеют, Южные склоны бока свои греют. Льды проплывают по речке бесшумно Как всё в природе устроено умно. Падают с крыши дождинок капели, День ото дня прибывает в апреле. Почки набухли на вербе и иве, Утрени зори над речкой красивы. Первые вестники ранней весны, Наши короткие светлые сны. За это и любо мне чудо природы, А месяц апрель самый лучший из года. | Елена Гунина Гуляя по летним аллеям, Я чувствую ропот листвы. В долине у речки алеют Кудряшки душистой травы. В тиши этой мёртвой и сонной Чуть слышен лишь свист соловья Вдали то ли ветер, то ль стоны Тревожат тайной меня. Устав от палящего зноя, Присяду на берег реки… Нигде нет такого покоя, Как здесь, у прозрачной воды. Михаил Дёмин «Мартовская зарисовка» За окном поёт синица, Сел на ветку воробей. У сельчан светлеют лица. Скоро снег сойдёт с полей. Из трубы дым серый, едкий В небе свой оставил след. А с утра морозец крепкий Вновь скуёт на речке лёд. Ребятня лежит в постели, В печке зреют калачи. На конёк дощатый сели. С юга первые грачи. Воздух утренний прозрачен, Разгуляется денёк. И к обеду обозначит, Тихий робкий ручеёк. Греет спину на припёке, Солнце ходит высоко. Сильно разрумянив щёки, Сядет где-то далеко. Снег подтаял на поляне, Зори ранние красны. Ждут с волнением крестьяне Тёплой, ласковой весны. |
Приложение 2.
План анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.
2.Тема (о чём это стихотворение).
3. Основная мысль.
4. Какую картину рисует автор в своём стихотворении.
5. Настроения, чувства, передаваемые автором.
6. Главные образы стихотворения.
7. Изобразительно-выразительные средства.
8. Собственное отношение к прочитанному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе: «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова
laquo;А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя ...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....