Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениями поэтов 20 века и картинами русских художников, объединенных темой природы и любви к родному краю. Работая в группах, учащиеся имеют возможность не только проанализировать стихотворение, но и выбрать к нему репродукции картин русских художников и создать свою иллюстрацию, отражающую свое понимание литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevchenko_plan-konspekt_uroka_mmosh.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе
Курс «Литература и живопись»
Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениями поэтов 20 века и картинами русских художников, объединенных темой природы и любви к родному краю.
План урока
- Организационный момент.
- Совместное целеполагание. Сообщение детям темы, плана работы.
- Подготовительная работа в группах.
- Выступления участников групп.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Организационный момент.
Столы расставлены так, чтобы можно было работать в группах. На каждом столе кисти, краски, цветные карандаши, пастельные мелки, чистые листы бумаги. На отдельном столе расположены листы с репродукциями картин известных русских художников-пейзажистов: А.Г.Венецианов «На жатве», А.И.Куинджи «Жатва», А.К.Саврасов «Ночка», В.В.Кандинский «Лунная ночь», П.С.Уткин «Ночь. Ветер», Н.А.Клодт фон Юргенсбург «Зимний пейзаж с мостиком и санями», К.Ф.Юон «Волшебница-зима», Н.П.Крымов
«Розовая зима», С.Ю.Жуковский «Зима», В.М.Васнецов «Зимний сон»,
И.И.Левитан «Ранняя весна», И.Э.Грабарь «Мартовский снег».
- Совместное целеполагание. Сообщение детям темы, плана работы.
Учитель раздает каждой группе листы с заданиями по анализу следующих стихотворений: А.А.Блок «Летний вечер», А.А.Блок «О, как безумно за окном…», С.А.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Вопросы для обсуждения каждой группе (на примере стихотворения А.А.Блока «Летний вечер»):
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Подберите к нему иллюстрацию.
- Поразмышляйте над вопросами:
- О чем говорится в этом стихотворении? (Определить тему).
- Какие приметы летнего вечера нарисовал Блок и изобразил художник?
- Какими средствами художественной выразительности пользуется поэт (найдите эпитеты, олицетворения, метафоры)? Зачем поэт их использует? Какие средства использует художник в обрисовке летнего вечера (цвета, колорит, композиция картины, детали пейзажа)?
- К чему призывает поэт? Почему? (Определить основную мысль стихотворения).
- Нарисуйте свою иллюстрацию к стихотворению поэта (или свое настроение, которое появилось после прочтения стихотворения).
- Выслушав ответ другой группы, задайте им вопрос.
- Подготовительная работа в группах.
В течение 5-10 минут дети работают в группах: читают и анализируют стихотворение, выбирают картину, которая наиболее подходит теме и основной мысли стихотворения, рисуют свою иллюстрацию или настроение, которое возникло благодаря прочтению стихотворения.
- Выступления участников групп.
Участники групп выступают, защищая свое прочтение и видение стихотворения, объясняют выбор иллюстрации и свою версию иллюстрации к стихотворению.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Общие вопросы:
1. Понравились вам стихотворения русских поэтов 20 века? Чем понравились?
2. Чем похожи эти стихотворения? Что их роднит, сближает с картинами русских художников?
3. Испытывали ли вы когда-нибудь такие же настроения и чувства, когда видели родную природу? Расскажите о них.
4. Что нового вы узнали на уроке? Что сегодня добавили в копилку своего жизненного опыта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...
Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...
Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"
В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина...
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...