Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_litry_7_kl.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Медведева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Лицей №34
Тема урока: Картины природы в стихотворениях поэтов 19 века
Предмет: литература
Класс: 7 класс
Оборудование: учебник под редакцией Коровиной В.Я. «Литература. 7класс» Часть 2., портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина, музыкальное сопровождение
Цель учителя: способствовать развитию умений анализировать художественный текст на основе стихотворений русских поэтов 19 века
Цель учащихся: научиться видеть красоту художественного слова, определять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте
Планируемые результаты:
Личностные:
-самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, развивать бережное отношение к природе, уважение к своему народу, его традициям
Метапредметные:
- регулятивные УУД:
-определение цели работы, составление плана деятельности
-отработка учебных приемов исследовательской деятельности
-определение степени успешности выполненной работы
-совершенствование умения оценивать работу других учеников
- познавательные УУД:
-самостоятельно извлекать текстовую информацию, представленную в стихотворном тексте; пользоваться словарями
- коммуникативные УУД:
- организовывать учебное взаимодействие в группе, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Предметные:
- тема и идея произведения, анализ поэтического текста
- средства художественной изобразительности в лирическом произведении.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задание | Планируемые результаты |
1.Актуализация знаний. | Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находятся строки русских поэтов 19 века из разных стихотворений, строит с учащимися диалог. Всегда ли мы обращаем внимание на окружающую нас красоту природы? Отвечаем честно: нечасто. Поэтому замечательно, что авторы учебника дают нам возможность обратить внимание на пейзажную лирику. | Учащиеся вступают в диалог с учителем, читают строки из стихотворений, отвечают на вопросы учителя. | На доске написаны стихотворные строки: «Звезда дрожит в огнях заката…», «Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес…», «Лазурь небесная смеется…», «Усталый день клонился к ночи…». Прочитайте их. О чем сегодня мы будем вести разговор? (строчки из стихотворений, значит, о поэзии; все строки о природе, следовательно, будем читать стихи о природе) | Личностные: развивать бережное отношение к природе, художественный вкус учащихся |
2. Постановка учебной проблемы. | Учитель объясняет, что урок будет проходить в в форме групповой исследовательской работы, все работают в постоянных группах. Каждая группа работает по конкретному стихотворению. Тему урока определили, она и будет темой нашего исследования. Но если мы будем проводить исследование, то должны определить цель нашей совместной работы. Формулировка проблемного вопроса. Мы сегодня будем не просто анализировать стихотворения, а именно проводить маленькое исследование. А чтобы что-то исследовать, нужно «где-то споткнуться», найти проблему. В данном случае определим для себя какой –то важный проблемный вопрос. Обратимся еще раз к цитатам, записанным на доске. Суриков, Плещеев, Фет, Тютчев, А.Толстой, Майков, Бунин. Может, у вас есть варианты проблемного вопроса? Если не будет проблемы, не нужно и исследование. Формулировка гипотезы. Мы уже в 7классе, следовательно, можем уже предположить ответ на этот вопрос. Послушаем варианты и оформим ответ. Он и будет нашей гипотезой. Гипотеза –это мысленное представление идеи, к которой приведет наше исследование, т.е. это предположение о результатах.
| Учащиеся делают предположения целей нашего исследования. После обсуждения формулируем ее. После обсуждения вариантов оформление проблемного вопроса. (запись в тетрадь) Возможные ответы: Почему эта тема есть почти у всех поэтов? Какой изображают природу поэты?...
Ученики предполагают, какой может быть ответ на проблемный вопрос. Рассуждая вслух, предлагают варианты гипотезы. Возможные ответы: -Родная природа всегда привлекала писателей своей скромной красотой. -Она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. -А чувство любви к родной земле, к родной природе для русского поэта – это любовь к своей родине, вера в народ и его возможности. -Все поэты, как и художники, музыканты черпали силы у природы, она вдохновляла их на создание новых шедевров. | Цель нашего исследования: мы должны увидеть природу глазами поэта, понять настроение, чувства поэта, заглянуть в его творческую лабораторию, понять, какие средства выразительности использовал автор для создания той или иной картины. Проблемный вопрос: Чем привлекала природа русских поэтов, почему эта тема есть у всех поэтов, а у многих она является главной? Гипотеза: Природа – источник вдохновения для поэтов, в любви к ней – любовь к родине. (Запись гипотезы в тетрадь). | Регулятивные: составление плана деятельности Регулятивные: составление плана деятельности Регулятивные: отработка учебных приемов исследовательской деятельности |
3. Самостоятельная работа в группах. Проведение исследования. | Учитель дает каждой группе одно стихотворение, объясняет, как учащиеся должны работать в группе, как лучше распределить задания. Дает карточки с опорным материалом. Предлагает после исследования собрать материал в одни руки и представить его одному ученику.
| Учащиеся по предложению учителя распределяют работу в группе. Пользуясь опорными материалами на карточках, определяют сами, кто работает над образами, выявляет настроение, чувства поэта, кто ищет тропы, кто анализирует изобразительные средства синтаксиса или фонетики, кто работает со словарем, находит нужные словарные статьи. Группы получают карточки – задания и начинают поисковую работу. | Накануне ученикам было дано задание (дистанционно) выполнить работу по определению ИВС языка, по ссылке вышли на упражнение и выполнили его. Таким образом, повторили известные изобразительно – выразительные средства языка. 1 группа получает задание по стихотворению (карточка) В.А.Жуковского “ Приход весны”. 1.Чтение стихотворения. 2.В поэзии издавна зима, весна, лето, осень всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Что значит весна в поэзии? 3.Какие приметы весны называет поэт? 4. Поэт олицетворяет, оживляет природу, наделяя её человеческими чертами (качествами). Как называется такой прием? Приведите примеры. Какие ИВС использует автор в своем стихотворении? 5.Какие человеческие чувства оказываются созвучны состоянию природы? 2 группа(карточка) “ Край ты мой, родимый край” 1.Прочитайте стихотворение. О чем оно? 2. Какие чувства выражены в этом стихотворении? 3.Какие слова – образы ассоциируются со словом “ воля”? 4. Какую роль играют восклицания «Гой ты!»? С каким видом искусства возникают ассоциации? 3 группа А.К.Толстой. Стихотворение “Благовест”. (карточка) Прочитать стихотворение.1.Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают понять эти чувства?2.Какие мысли, воспоминания волнуют лирического героя при колокольном звоне? 3.Что роднит стихотворение А.К.Толстого “Благовест” со стихотворением “Молитва” Лермонтова? 4.Почему чувство грусти отступает? Что помогло герою? 5. Какими синтаксическими средствами пользуется автор, чтобы раскрыть душу лирического героя, рассказать о его переживаниях и радостях? (Как передается восторг? Какова конструкция предложения 3-6 строф? Почему? Какова роль многоточия в конце стихотворения?) 6. Какими фонетическими средствами пользуется автор? Что такое ассонанс и аллитерация? Повторение каких звуков создает настроение тоски, задает заунывный тон? Какой звук повторяется в 6-7 строфах? Что он вносит в стихотворение? | Познавательные: самостоятельно извлекать текстовую информацию, представленную в стихотворном тексте; пользоваться словарями Предметные: - развивать умение определять тему и идею произведения; анализировать поэтический текст - находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении. коммуникативные: -организовывать учебное взаимодействие в группе
|
4. Этап контроля. | Учитель во время выступления учащихся организует активное слушание. Предлагает ученикам других групп делать опорные записи в тетради, критикам подготовиться к ответу – оценке выступления одноклассников. После анализа стихотворения А.К.Толстого «Благовест» учитель предлагает послушать песню «Родник» в исполнении Жанны Бичевской (слова иеромонаха Романа) и поделиться своими эмоциями. Ответить на вопрос, что роднит тексты песни и стихотворения А.Толстого? | От каждой группы выступает один ученик, представляет анализ стихотворения. Во время ответа все группы слушают, а одна готовится оценить работу группы. 2 группа оценивает работу 1группы, 3 –я –работу 2-ой группы , 4-ая –работу 3 группы, 1 группа оценивает работу 4группы. Критика в группе выбирают заранее, он, используя критерии оценивания, высказывает мнение о выполнении задания. Ученики слушают песню «Родник», отвечают на вопрос учителя.
| Критерии оценивания. 1.Как определены тема и идея стихотворения? 2. Удачно ли представлен образный ряд? 3.Верно ли, на ваш взгляд, выявлено настроение лирического героя? 4.Определены ли ИВС языка, указана ли их роль в стихотворении? 5.Выявлены ли изобразительные средства синтаксиса, фонетики? Особая изящность стихов А.К.Толстого, их внутренняя мелодичность привлекали к себе внимание композиторов, самые известные композиторы писали романсы на его стихи: Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский. На мой взгляд, очень созвучна этому стихотворению песня «Родник» в исполнении Жанны Бичевской (слова иеромонаха Романа). Давайте послушаем ее и поделимся своими эмоциями. Что роднит текст песни и текст стихотворения? (Целебные свойства природы, а именно родника, колокольный звон) | коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. регулятивные: определение степени успешности выполненной работы Личностные: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, развивать бережное отношение к природе, уважение к своему народу, его традициям |
5.Этап рефлексии. | Прошел этап обмена информацией. Была работа в группах с разным исходным материалом. Делимся находками. Связываем информацию и обобщаем. Высказываем свое мнение. Подтвердилась ли наша гипотеза? Может, мы на что-то не обратили внимания, формулируя гипотезу, а теперь после проведенного исследования мы можем ее дополнить. Что нового открыли для себя на сегодняшнем уроке? Чем именно для вас был полезен наш сегодняшний разговор о природе? Подведение итогов урока, выставление отметок. | Ученики высказывают свое мнение о том, что наша гипотеза подтвердилась. . Вместе приходим к выводу, что природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, здоровье. Высказывают свое мнение об отношении людей к природе. | Регулятивные: определение степени успешности выполненной работы | |
6. Домашнее задание. | Составьте иллюстрированный сборник «Родная природа в русской поэзии 19 века». Вы получили доступ к слайдам совместной презентации, нужно оформить один слайд по теме «Природа в лирике поэтов 19 века». Разместите на нем свое любимое стихотворение о природе поэта 19 века, подберите иллюстрацию, напишите 2-3 предложения об этом стихотворении. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"
Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе Природа в изображении поэтов-земляков
Урок литературы в 6 классе с использованием краеведческого материала...
Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...