Урок знакомства с творчеством М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Методическая разработка
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Первый урок, посвященный М.Ю. Лермонтову. Как привлечь внимание учеников к личности поэта, возбудить интерес к его творчеству, побудить к чтению произведений? Технология критического мышления позволяет решить многие из поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_lermontova.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №539
Санкт-Петербурга
Из опыта работы
Красковской Ирины Александровны
учителя русского языка и литературы
Методическая разработка
Урок литературы в 6 классе
Тема «Творчество М.Ю. Лермонтова. Знакомство с личностью поэта»
Первый урок, посвященный М.Ю. Лермонтову. Как привлечь внимание учеников к личности поэта, возбудить интерес к его творчеству, побудить к чтению?
Технология критического мышления позволяет решить многие из поставленных задач следующим образом:
- На доске портрет М.Ю. Лермонтова, записано имя поэта. Звучат вопросы учителя:
- Знаком ли вам этот человек?
- Каким вы его представляете?
- Читали ли вы его книги? Какие?
- Просим учащихся вспомнить то, что им известно, и записать в тетрадь слова или словосочетания по темам:
- 1 ряд: факты биографии поэта,
- 2 ряд: черты личности, характера,
- 3 ряд: названия произведений, их особенности.
Выполняя работу, учащиеся могут объединиться в пары. Через 3-5 минут записываем ответы учеников (в виде рядов ключевых слов) на доске.
Из работ учащихся:
- 1 ряд: родился в Петербурге, трудное детство, рано умерли родители, хорошо играл в шахматы, дрался на дуэли, был военным, прожил короткую жизнь…
- 2 ряд: был способным, одаренным, трудный характер, не имел друзей…
- 3 ряд: писал сказки, рассказы для детей, стихи про войну, есть рассказы о героях, стихотворения грустные, умел рисовать и писал акварели…
- Спрашиваем у ребят, все ли из записанного верно, полные ли это знания. Просим их обратиться к статье учебника (можно дать распечатку текста из книги Т. Толстой «Детство Лермонтова» или из книги И. Андроникова), чтобы уточнить, дополнить свои знания. Учащиеся с помощью системы разметки текста «INSERT» составляют маркировочную таблицу (или карандашом по тексту делают заметки: «V» – информация подтвердилась, «+» - новое знание, «-» - неверная информация, «?» - требуется уточнение).
- Слушаем ответы учащихся, корректируем записи в тетрадях, записываем вопросы, на которые не нашли ответа (например, как учился поэт, что и как он рисовал, все ли его стихотворения грустные, как жизнь поэта связана с нашим городом и т.д.). Поиски ответов на эти вопросы могут стать индивидуальным или групповым домашним заданием для учащихся. Можно почитать стихотворения поэта, известные и новые, или прослушать аудиозапись чтения актерами. Домашним заданием для слабых учеников может быть подготовка связного ответа по теме урока.
- Завершая урок, пробуем (в паре или самостоятельно) написать синквейн.
Лермонтов.
Талантливый, одинокий.
Чувствует, страдает, пишет.
Почему же несчастлив?
Тайна.
(из работ учащихся).
- Учитель в конце урока может порекомендовать книги о Лермонтове для самостоятельного чтения.
Приложение
(вариант текста для работы учащихся на уроке)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3(15 по новому стилю) октября 1814 года и шести месяцев был увезен в Тарханы – пензенское имение своей бабушки Е.А. Арсеньевой.
Мать будущего поэта умерла, когда ему шел третий год, а с отцом – скромным отставным капитаном Ю.П. Лермонтовым – мальчик был разлучен вследствие конфликта отца с бабушкой. Так и рос Лермонтов – сиротой при живом отце и баловнем бабушки, без памяти любившей внука. Грустное одиночество – родом из детства.
Самые первые и самые прочные впечатления – скромные и прелестные русские пейзажи: дубовые рощи, берега рек, синеющие холмы, березы на фоне желтых полей. Здесь он слышал народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, атамане Степане Разине, защитнике бедняков Емельяне Пугачеве. Здесь в общении с крестьянами учился чистой русской речи. Здесь видел и картины насилия, несправедливого, горького рабства.
А Кавказ (трижды возили туда болезненного мальчика) вошел в сознание как край свободы и чести, как родина благородных горцев. Когда поэт стал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям.
Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил учиться в пансион при Московском университете. Это уже 14-летний подросток, одаренный, серьезный, хорошо подготовленный домашними учителями. Здесь на занятиях литературного кружка читали запрещенные стихи Рылеева, Пушкина, сочувствовали декабристам, руководители которых всего лишь 2 года назад были повешены у стен Петропавловской крепости. Под впечатлением этой исторической трагедии рос Лермонтов, и потому любовь к отечеству и свободе стала основной темой его творчества. Лермонтову не исполнилось еще и 17 лет, когда он написал:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…
В эти годы написано много: баллады, песни, думы, романсы, поэмы…Целых 10 лет, начиная с пансиона, Лермонтов трудился вдохновенно и напряженно. И ничего не печатал. Право называться поэтом нужно было заслужить.
И вся жизнь Лермонтова– это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выразить в поэзии небывалое.
Жизнь Лермонтова оборвалась слишком рано. Писали о нем как о юноше, который собирался, но не успел сказать многого.
Проходят годы, и мы продолжаем думать о нем как об одном из самых великих поэтов мира и как о живом!
(по статье И. Андроникова "Судьба поэта")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....
Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."
Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....
Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."
Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....
Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихсяТема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова....
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...
Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе
Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и ...