Урок знакомства с творчеством М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Методическая разработка
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Первый урок, посвященный М.Ю. Лермонтову. Как привлечь внимание учеников к личности поэта, возбудить интерес к его творчеству, побудить к чтению произведений? Технология критического мышления позволяет решить многие из поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_lermontova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №539

 Санкт-Петербурга

Из опыта работы

Красковской Ирины Александровны

учителя русского языка и литературы

Методическая разработка

Урок литературы в 6 классе

Тема «Творчество М.Ю. Лермонтова. Знакомство с личностью поэта»

Первый урок, посвященный М.Ю. Лермонтову. Как привлечь внимание учеников к личности поэта, возбудить интерес к его творчеству, побудить к чтению?

Технология критического мышления позволяет решить многие из поставленных задач следующим образом:

  1. На доске портрет М.Ю. Лермонтова, записано имя поэта. Звучат вопросы учителя:
  • Знаком ли вам этот человек?
  • Каким вы его представляете?
  • Читали ли вы его книги? Какие?
  1. Просим учащихся вспомнить то, что им известно, и записать в тетрадь слова или словосочетания по темам:
  • 1 ряд: факты биографии поэта,
  • 2 ряд: черты личности, характера,
  • 3 ряд: названия произведений, их особенности.

Выполняя работу, учащиеся могут объединиться в пары. Через 3-5 минут записываем ответы учеников (в виде рядов ключевых слов) на доске.

Из работ учащихся:

  • 1 ряд: родился в Петербурге, трудное детство, рано умерли родители, хорошо играл в шахматы, дрался на дуэли, был военным, прожил короткую жизнь…
  • 2 ряд: был способным, одаренным, трудный характер, не имел друзей…
  • 3 ряд: писал сказки, рассказы для детей, стихи про войну, есть рассказы о героях, стихотворения грустные, умел рисовать и писал акварели…

  1. Спрашиваем у ребят, все ли из записанного верно, полные ли это знания. Просим их обратиться к статье учебника (можно дать распечатку текста из книги Т. Толстой «Детство Лермонтова» или из книги И. Андроникова), чтобы уточнить, дополнить свои знания. Учащиеся с помощью системы разметки текста «INSERT» составляют маркировочную таблицу (или карандашом по тексту делают заметки: «V» – информация подтвердилась, «+» - новое знание, «-» - неверная информация, «?» - требуется уточнение).

  1. Слушаем ответы учащихся, корректируем записи в тетрадях, записываем вопросы, на которые не нашли ответа (например, как учился поэт, что и как он рисовал, все ли его стихотворения грустные, как жизнь поэта связана с нашим городом и т.д.). Поиски ответов на эти вопросы могут стать индивидуальным или групповым  домашним заданием для учащихся. Можно почитать стихотворения поэта, известные и новые, или прослушать аудиозапись чтения актерами. Домашним заданием для слабых учеников может быть подготовка связного ответа по теме урока.

  1. Завершая урок, пробуем (в паре или самостоятельно) написать синквейн.

Лермонтов.

Талантливый, одинокий.

Чувствует, страдает, пишет.

Почему же несчастлив?

Тайна.

(из работ учащихся).

  1. Учитель в конце урока может порекомендовать книги о Лермонтове  для самостоятельного чтения.

Приложение

(вариант текста для работы учащихся на уроке)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3(15 по новому стилю) октября 1814 года и шести месяцев был увезен в Тарханы – пензенское имение своей бабушки Е.А. Арсеньевой.

Мать будущего поэта умерла, когда ему шел третий год, а с отцом – скромным отставным капитаном Ю.П. Лермонтовым – мальчик был разлучен вследствие конфликта отца с бабушкой. Так и рос Лермонтов – сиротой при живом отце и баловнем бабушки, без памяти любившей внука. Грустное одиночество – родом из детства.

Самые первые и самые прочные впечатления – скромные и прелестные русские пейзажи: дубовые рощи, берега рек, синеющие холмы, березы на фоне желтых полей. Здесь он слышал народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, атамане Степане Разине, защитнике бедняков Емельяне Пугачеве.  Здесь в общении с крестьянами учился чистой русской речи. Здесь видел и картины насилия, несправедливого, горького рабства.

А Кавказ (трижды возили туда болезненного мальчика) вошел в сознание как край свободы и чести, как родина благородных горцев. Когда поэт стал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям.

Детство кончилось.  Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил учиться в пансион при Московском университете. Это уже 14-летний подросток, одаренный, серьезный, хорошо подготовленный домашними учителями. Здесь на занятиях литературного кружка читали запрещенные стихи Рылеева, Пушкина, сочувствовали декабристам, руководители которых всего лишь 2 года назад были повешены у стен Петропавловской крепости. Под впечатлением этой исторической трагедии рос Лермонтов, и потому любовь к отечеству и свободе стала основной темой его творчества. Лермонтову не исполнилось еще и 17 лет, когда он написал:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя…

В эти годы написано много: баллады, песни, думы, романсы, поэмы…Целых 10 лет, начиная с пансиона, Лермонтов трудился вдохновенно и напряженно. И ничего не печатал. Право называться поэтом нужно было заслужить.

И вся жизнь Лермонтова– это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выразить в поэзии небывалое.

Жизнь Лермонтова оборвалась слишком рано. Писали о нем как о юноше, который собирался, но не успел сказать многого.

Проходят годы, и мы продолжаем думать о нем как об одном из самых великих поэтов мира и как о живом!

(по статье И. Андроникова "Судьба поэта")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....

Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова....

Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."

Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....

Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."

Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....

Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихсяТема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова....

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...

Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе

Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и ...