Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ГБ (О)С(К) ОУ С(К) О школа-интернат VIII вида № 4

                                 

                             

                                                      9 класс

                           Учитель Кондакова Е.В.

                                        2012 -2013 учебный год

Тип урока: обобщение и систематизация  знаний, умений  и навыков  учащихся

Тема: «Творчество  М.Ю.Лермонтова»

Цель: обобщить представление  учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова.

Задачи:   1)  совершенствовать умение учащихся  анализировать поэтический текст на примере стихотворений  М.Лермонтова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;

2)  коррегировать и развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;

- логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; - установление причинно-следственных связей;

- вербальную память на основе упражнений  на запоминание и воспроизводство;

3)  воспитывать  любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые

Форма: классная,  индивидуальная

Оборудование:  портрет   М.Ю.Лермонтова, выставка произведений  М.Лермонтова,   карточки со словом «Родина», тесты,  записи на доске,  презентация «Баллады М.Ю.Лермонтова».

                                                                       

                                         Ход урока:

  I. Организационный момент.

1. Приветствие.                                                  

- Здравствуйте, уважаемые гости!  

- Вас приветствуют учащиеся 9 класса и наша учительница Евгения Васильевна.

- Сегодня на уроке мы представим Вам литературно-музыкальную композицию по творчеству М.Лермонтова.

- Мы будем говорить  о жизни Михаила Лермонтова,  его творчестве.

- Мы вам покажем, как мы умеем работать на уроках, читать, думать, размышлять.

- Мы постараемся выявить главную мысль: о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.

 - Итак, мы начинаем урок чтения.

2.   На уроке мы будем говорить о поэзии. Давайте вспомним, с  творчеством каких известных поэтов мы познакомились на уроках.

- Проведем такую работу. Слева записаны фамилии известных  поэтов, справа годы их жизни. Назовите годы жизни каждого.( слайд 1)

А.С. Пушкин                                      1769 – 1844      

И.А.Крылов                                        1799 - 1837                                    

М.Ю.Лермонтов                                1814 -1841

II.  Сообщение темы и цели урока.

- Итак, годы жизни  М. Лермонтова определили. (слайд 2)

- Сколько лет поэт прожил? Как посчитали?  Какую дату  будем отмечать в 2014году?   (200 лет со дня рождения)

-  Сегодня у нас обобщающий урок,  посвященный творчеству Михаила Лермонтова,  на котором мы будем читать  его стихотворения, попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта.

- Наша цель: выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире  Лермонтова с помощью анализа его стихотворений

На доске слова:  Проблема:

«Люблю Отчизну я,   но  странною   любовью…» .(слайд 3)

(странною, непонятною,) синонимы

- Кто из поэтов так писал о любви к Родине?  (слайд  2)

а) Какие темы звучат в стихотворениях  М.Лермонтова?

- Давайте вначале вспомним, на  что мы должны обращать внимание  при выразительном чтении стихотворения:

- логическое ударение;

- паузы;

- темп;  - интонация.

 - Какой план работы вы можете предложить?

                           План:

  1. Биография  М.Лермонтова.
  2. Творческое наследие.

III. Биография М.Лермонтова.    

      (на слайдах наиболее значимые даты из жизни М.Лермонтова.)

                                                  1814 (слайд 4)

1)   М.Лермонтов родился в 1814 году.    Кто занимался воспитанием Лермонтова?                                                            

                                          1837   (слайд 5)

2)  Когда на дуэли погиб А.С.Пушкин по Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть Поэта». Под ним стояло мало кому известное имя _ Лермонтов. Кто-то из недоброжелателей Лермонтова с надписью «Воззвание к революции» отослал  это стихотворение в Зимний дворец, самому царю.

Так началась всенародная слава Лермонтова.

 3) Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ. (слайд 6). 

- В каком из стихотворений  прослеживается  настроение поэта перед отправлением на Кавказ?

- С кем поэт сравнивает тучи?

- Что заставляет  человека покидать родные места?

- Объясните смысл последней строчки стихотворения:

Нет у вас родины,  нет вам изгнания. (слайд 7)

- А как вы думаете, завидует поэт тучам?  Докажите.

4) В каких стихотворениях Лермонтова звучит тема грусти и одиночества?

  Чтение  стихотворений «Сосна», «Парус». ( слайды  8,9)

                                                     1841 (слайд 10)

IV.  Творческое наследие.

 2012 год – год истории.   200 - летие  какого исторического события отметили в сентябре  этого года?  Какое стихотворение М. Лермонтова посвящено этому событию?  

Чтение отрывков  из стихотворения «Бородино». (слайды 11, 12)

- О чем это стихотворение? Чем поэт гордится?  Что он воспевает?                                  

 « Родина»     (слайд 13, 14)

1Давайте прочитаем стихотворение «Родина

2. .Работа с тестом.   (слайд 15)       

         

«Морская царевна»

1.Царевич  вытащил

Морскую царевну для того, чтобы…

Дымок жнивы

1. жениться на ней…

Белеющие березы

2. убить её…

Ночующий обоз

3. похвалиться перед друзьями…

Изба

4. посмеяться над ней

Резные ставни

2.Какое чувство испытывал царевич после происшедшего:

Пляска мужичков

1. сожалел…

2. был рад…

3. остался равнодушным…

4. испытал разочарование...

- Прочитайте, ребята, слова и словосочетания в левом столбике теста.

- Из какого стихотворения они взяты? 

-Что вызывает у поэта любовь к Родине?  Какую Родину он любит?

 (чувство гордости за свою родину,  восхищение родной природой,

чувство спокойствия  радости за простой народ,  грусти, торжества))

3.  Индивидуальная работа.  Что такое «Родина»?

-  Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это  и великая страна с великой историей, и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло их  детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

- У Лермонтова  Родина – это?   (Москва, чета берез, дымок на поле,  степь, ночующий обоз, деревенская изба, резное окно)

-  Ребята давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина».

(учащиеся работают на карточках)

- Проверка.

- Родина: семья, детство, школа, друзья, мать, Отечество, Россия, Ериловка.

-  Вывод. Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

- На стихи  М.Лермонтова  написанo много песен. «Выхожу один я на дорогу», «Парус» и  др.

V. Физкультминутка. 

 VI.Продолжение работы по творчеству М.Лермонтова.

«Баллады»           (слайд 16)

Тема ответственности человека за свои поступки. В каких произведениях Лермонтова она звучит?

  1. Что такое баллада?  (с. 58)

 Работа над балладой:

Чтение по цепочке.

2. Чтение по ролям баллад.

  а)  Работа с тестом.    

- Прочитайте,  те выражения и слова, которые подтверждают, что парень устал:

 (но мрачен, как был;  печальный взор;  влажные кудри бегут по плечам)

б) вопросы:

- Какое настроение было у юноши, когда он нырял за подарками для девушки?

- Как вы думаете, почему не было радости в его взоре и счастья в его глазах?

в) черты характера героев:

Черты характера героев:

девушка                                               юноша

капризность                                      мужественность

неискренность                                  печаль

равнодушие к судьбе парня             смелость

3.Работа над «Морской царевной» (слайд  17)

а) чтение по цепочке, по ролям.

б) работа над содержанием:

- Кого увидел царевич в море? Почему вы так думаете?  Докажите свой ответ  словами из текста.

 - Как вы думаете, для чего царевич вытащил Морскую царевну на берег?

(Тест)  (слайды 18, 19)

Начните так:

Царевич вытащил Морскую царевну на берег для того, чтобы…

а) жениться на ней;

б) убить её;

в) похвалиться перед друзьями;

г) посмеяться над ней.

Какое чувство испытывал царевич после происшедшего:

а) сожалел;

б) был рад;

в) остался равнодушным;

г) испытал разочарование.

VII. Кроссворд. (слайд 20)

а) кто занимался воспитанием Лермонтова?

б) с чьим именем связано событие, произодшее в 1837году, и потрясшее поэта?

в) в каком своем стихотворении Лермонтов говорит: «Нет у вас родины, нет вам изгнания»?

г) какое дерево,  по словам поэта,  «одиноко растет  на севере»?

д) в каком стихотворении звучит тема грусти, одиночества?

е)  «Люблю дымок спаленной жнивы,

      В степи ночующий обоз…;

ж)к каком из произведений поэта говорится о подвиге, мужестве русского солдата?

1   б

а

7 б

у

ш

к

а

о

р

5 п

3  т

4   с

о

с

н

а

у

д

р

ч

и

2   п

у

ш

к

и

н

6   р

о

д

и

н

а

с

о

VIII.  Итог урока.

1.Решение проблемы:  (слайд № 21)                                 

   Темы творчества М.Лермонтова:

  а) Любовь к Родине, народу;

  б) Подвиг русского солдата в Отечественной войне 1812 года

  в)  Грусть, одиночество, тоска.

  г) Ответственность человека за свои поступки

  - В каком из стихотворений звучат данные темы творчества М.Лермонтова?

Обозначьте цифрами.

  1. «Бородино»
  2. «Родина»
  3. «Тучи»
  4. «Сосна»
  5. «Парус»
  6. «Смерть поэта»
  7. «Баллада»
  8. «Морская баллада»

  - Решим второй вопрос проблемы:

 - Почему в эпиграфе любовь  «странная»?  Подберите синонимы  к слову «странная». (непонятная)

IX. Домашнее задание. (дифференцированно)

      Сочинение  - миниатюра: (устно)  (слайд 21)  - 1 гр.  2 гр. читать

    - Закончите  любое из предложений:

 Когда я читаю стихи Лермонтова меня охватывает чувство …

Баллады Лермонтова заставили меня задуматься о…

   X.  Оценки . (комментировано)

           

                 

                     

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова

Открытый урок  "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы...

Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихсяТема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова....

Презентация к открытому уроку по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Данная презентация поможет в проведении урока по поэме Лермонтова...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...