Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было определение места Кавказа в творчестве Лермонтова, значения общечеловеческого звучания в его кавказской лирике. Форма урока: устный журнал, технология: проблемно-исследовательская, диалоговая. Урок сопровождался презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" | 51.5 КБ |
Презентация "Кавказ в жизни Лермонтова" | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова» (8 класс)
Цели урока:
обучающая – актуализация полученных учащимися знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова и углубление их на основе исследования одного из периодов жизни поэта;
развивающая – формировать умение выделять главное в исследуемом материале, прослушанном сообщении и обобщать материал; развивать познавательную творческую сферу учащихся;
воспитательная – прививать интерес к русской литературе, формировать представление об истинных человеческих ценностях.
Тип урока:
урок-исследование, обобщение и систематизация знаний.
Технология:
проблемно-исследовательская, диалоговая
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
I этап. Вступительное слово учителя. Установление межличностного контакта.
(Слайд 1) Учитель: М.Ю. Лермонтов. Русский поэт, имя которого стоит рядом с именем великого Пушкина. Ваше знакомство с Лермонтовым продолжается уже несколько лет. И каждый раз, когда на уроках начинается о нём разговор, вы открываете для себя нового Лермонтова, человека, поэта, личность. Сегодня мы будем говорить о лирике М.Ю.Лермонтова и, конечно же, о нем, смело встречавшем удары судьбы и так и оставшемся в памяти всех, кто его любил, человеком с большими умными и очень грустными глазами. Сегодня мы услышим поэта, который из своего времени обращается к нам с напоминанием: любите этот мир и будьте счастливы в этом лучшем из миров.
II этап. Актуализация полученных ранее знаний о поэте и его произведениях. Создание «ситуации успеха».
В начале урока проверим, насколько хорошо вы знаете уже прочитанные вами произведения Лермонтова.
Слово для проведения викторины предоставляется ученице (см. приложение).
Дополнительный вопрос (учитель): Определите название произведения Лермонтова по формулировке его идеи: постоянный поиск истины – вот непременное условие обретения гармонии, по мнению лирического героя. («Парус»)
III этап. Лермонтов и Кавказ. «Погружение в тему», постановка целей урока.
1. Учитель: Для Лермонтова условием обретения гармонии в некоторой степени и стал Кавказ. Лермонтов и Кавказ – это одна из серьезнейших тем в литературоведении. Мы же сегодня проведем свое исследование, в ходе которого попытаемся определить:
какое место в лирике Лермонтова занимает кавказская тема;
что формировало лермонтовское отношение к Кавказу;
каково общечеловеческое звучание кавказской лирики Лермонтова.
Задание учащимся: записать тему урока и в течение всего урока тезисно вести записи в тетрадях.
В.Г. Белинский, известный русский критик, в одной из своих работ, посвящённых творчеству М.Ю. Лермонтова, писал: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».
1-я страница устного журнала. (Слайд 2) Что значил Кавказ для Лермонтова-человека и поэта?
Проверка домашнего задания.
1). Составление логической цепочки ключевых слов, дат по статье учебника, стр. 237-239. (Один ученик работает у доски).
Кавказ: Пушкин и Лермонтов; 1825 год; стихотворение в прозе; «Люблю я Кавказ»; 1837 год; 1840 год.
2). Сообщение учащихся по каждому звену цепочки. (Слайд 3, 4). При подготовке к уроку была создана группа архивариусов, готовивших архивный материал по дополнительным источникам. Они дополняют сообщения.
3). После рассказа о стихотворении в прозе звучит аудиозапись отрывка из «Синих гор Кавказа».
Учитель: Какие картинки возникают в вашем воображении, когда вы слушаете это стихотворение?
( Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце. Внизу – темнота, пещеры, на гладком холме – одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка, неизвестный путь, неожиданный выстрел.)
Учитель: Определите по толковому словарю значение слова «престол». (Престол: 1) То же, что трон. 2) Высокий стол, стоящий по середине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.)
Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»? Какое изобразительное средство использует здесь поэт?
(Престолы природы – метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М.Ю. Лермонтова.)
4). Чтение стих. «Кавказ» (1830) наизусть (подготовленный ученик).
(Слайд 5).
Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных форм и слов.
Задание: Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.
( «Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем).
С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? ( Со «сладкой песней отчизны) Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке
Сладкий – сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.
М.Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца)
Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.)
Учитель: Чем же стал Кавказ для Лермонтова? (Напоминание о матери, символ вольности, символ воина-защитника, символ царственного величия природы).
5). Первая ссылка на Кавказ. (Слайд 6-7)
Сообщение ученика.
Архивариус 1: Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью: «Воззвание к революции». Царь наложил на нем такую резолюцию:
«Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
Стасов вспоминает:
«... Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина» глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали..., про кого это речь шла в строфе «А вы толпою жадною стоящие у трона» и т. д., но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление.»
2-я страница устного журнала. (Слайд 8)
Военная служба Лермонтова на Кавказе.
Учитель: Назовите наиболее важные факты из военной службы Лермонтова на Кавказе для понимания его личности.
Выступление лермонтоведов-исследователей. (На материале статьи учебника, стр. 239-243.)
1) Становление личности поэта-воина.
2) На службе в Гродненском гусарском полку.
3) Служба в Чеченском отряде Галафеева. Бой на реке Валерик. (Слайд 9)
Архивариусы:
2. Из донесения командованию:
«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября ... Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков... 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес... При переправе через Аргун он действовал отлично ..., внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес.»
3. В «Журнале военных действий» отмечено:
«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».
4. Чтение отрывка из стих «Я к вам пишу случайно, право…» «… А там вдали грядой нестройной…»
Учитель: Какие слова являются здесь ключевыми? Актуально ли звучит этот отрывок сегодня?
Учитель: «Небо ясно, под небом места много всем…» Такие мудрые слова обращает к нам поэт через века. Нужно, чтобы они были услышаны. Военные конфликты, теракты – явление нашего времени. За всем этим - кровь, страдания, смерть, что противоречит природе мироздания, его великолепию.
3-я страница журнала. «Погиб поэт! Невольник чести…»
Рассказ учителя о последних днях жизни Лермонтова.
IV этап. Рефлексия. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Я понял, что…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…
V этап. Подведение итогов урока. Оценки.
Домашнее задание: прочитать поэму Лермонтова «Мцыри», составить композиционный план. Индивид. задание: «Творческая история написания поэмы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Определить: какое место в лирике Лермонтова занимает кавказская тема; что формировало лермонтовское отношение к Кавказу; каково общечеловеческое звучание кавказской лирики Лермонтова.
Устный журнал I страница Что значил Кавказ для Лермонтова-поэта и человека?
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. «О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум».
Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал "Кавказского пленника" Пушкина. Большая удача, большое счастье было прочитать поэму здесь, в виду снежных гор, - именно там разыгрывается трагедия Пленника и Черкешенки...
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ.
Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.
Слава к Лермонтову приходит вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) – откликом на последнюю дуэль Пушкина. Лермонтов написал страстные, проникнутые глубокой печалью и горячим негодован и ем к уб и йцам Пушкина, стихи. « Угасъ, какъ свЪточъ, дивный геній, Увялъ торжественный вЪнокъ. Его убийца хладнокровно Навелъ ударъ!. Спасенья нЬтъ! СмЪясь, онъ дерзко презиралъ Земли чужой законъ и нравы Не могь щадить онъ нашей славы, Не могь понять въ сей мигъ кровавый, На что онъ руку подымалъ!.. »
Устный журнал II страница Военная служба М.Ю. Лермонтова на Кавказе
В середине июня 1840 года Лермонтов появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный). наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..." В стихотворении " Я к вам пишу случайно; право..." Лермонтов описал этот поход и бойца Валерика. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев . В "Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение
А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы – и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек! Чего он хочет? Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? (Из стихотворения «Я к вам пишу случайно, право…»)
А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы – и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек! Чего он хочет? Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? (Из стихотворения «Я к вам пишу случайно, право…»)
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург. Лермонтов надеется получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами.
На одном из вечеров в доме Верзилиных, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года . " Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", — напишет Белинский. Поэт был убит. Дуэль. Рисунок М. Ю. Лермонтова.
Домашнее задание Прочитать поэму Лермонтова «Мцыри». Составить композиционный план поэмы. Ответить на вопрос: Какова роль пейзажных зарисовок в поэме? (Индивид. задание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова".
Презентация используется на вводном уроке, посвященном жизненному и творческому пути М. Ю. Лермонтова. Материал расположен в хронологическом порядке, представлены портреты поэта, отражающие различные ...
План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».
План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...
Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество м.Ю. Лермонтова"
Презентация представляет яркие моменты жизни и творчества известного русского поэта....
Конспект урока английского языка 7 класс "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"
Данный урок был проведен в 7 классе в рамках недели русского и английского языков. Урок посвящен 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова....
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме: "Он был поэтом!" (О жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова)
Открытый урок по литературе с яркой, красочной презентацией...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Урок литературы в 6 классе по теме Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Парус".
Урок литературы в 6 классе по теме Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Парус"....