Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury.lermontov.otkrytyy_urok.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
в 8 классе.
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Тема природы в творчестве
М.Ю. Лермонтова.
Цели урока:
Обучающие:
- продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
- вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
- закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
- продолжить обучение декламационному чтению.
Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
- развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
- воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
- воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентации;
интерактивная доска;
компьютер;
музыкальное оформление: романс на слова М.Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу»;
раздаточный материал для учащихся;
наглядные пособия.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока-« Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова». Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительных стихотворений о природе.
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось и вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.
Сегодняшний урок подготовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята своими сообщениями приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.
3. Слово учителя.
Начнём мы с вами с биографии М.Ю.Лермонтова.
1)Презентация. « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».
А теперь отправимся на экскурсию в Государственный музей-заповедник Тарханы.
2) Презентация.
4.Анализ стихотворений.
М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти годы написать много прекрасных стихотворений.
Лирические произведения Михаила Юрьевича, изображающие природу, наполнены яркими красками. Природа в поэзии М.Ю.Лермонтова свободная, романтическая стихия. Читая его стихотворения, которые наполнены волшебными звуками, мы представляем себе великолепные и необъятные просторы русской земли.
- – Ребята, давайте обратимся к творчеству М.Ю.Лермонтова и прослушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Тучи» и представим себе, какой пейзаж нарисовал автор.
- - Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что вы себе представили? Какие картины?
-Посмотрите на доску, перед вами пейзажи, которые изобразили наши «художники» после прочтения этого стихотворения.
- Ваши картины- представления похожи?
3) – Буниной Юлии было заранее дано задание: проанализировать стихотворение «Тучи». Послушаем, что у неё получилось, и какие эмоции вызвало произведение.
- Я думаю, что наше впечатление одинаково. Автор мастерски передал картины природы и образ одинокого человека.
-Михаил Юрьевич написал это стихотворение перед ссылкой на Кавказ. «Был нежно - голубой вечер. Лёгкие с розоватыми краями тучки медленно проплывали в небе. Его ждали у Карамзиных, с которыми он ещё не простился… Он совсем не ожидал, что на его проводы соберётся столько народу. Глаза Софьи Карамзиной были заплаканы. Его окружали друзья, и для него заиграл Виельгорский, музыку, которую он любил. Его охватило глубокое волнение, и, чтобы скрыть его, он отошёл к наполовину открытому окну и слушал Виельгорского, глядя на Летний сад, ещё не одевшийся зеленью, на проплывающие над ним лёгкие облака. Но когда женщина в лёгком светлом платье подошла к роялю и запела его стихи, кем-то уже положенные на музыку, он не мог больше сдерживать себя, и слёзы радости и грусти, умиления и благодарности наполнили его глаза.
После её пения стали просить, чтобы он прочёл на прощание что-нибудь своё-то, чего ещё никто не знал. Из кармана своего скромного мундира он вынул листок бумаги.- « Этого уже действительно никто не знает, потому что я написал это сейчас,- сказал он и начал читать,- тучки небесные…»
Вот такая история у этого стихотворения.
4) Ещё одним замечательным произведением Михаила Юрьевича является стихотворение «Листок».
- Прослушаем выразительное чтение ( читает Маликов Владимир) и сравним эти произведения.
5) - Обратимся к иллюстрациям. Не правда ли, замечательно ребята выразили своё ощущение? Что мы видим? Что хотел передать нам автор в этом стихотворении?
6) А сейчас свои мысли и чувства нам передаст Ананьев Антон. Он проанализировал стихотворение и подготовил ответ.
7) Словарная работа.
- Ребята, мы услышали слово «чинара», что оно обозначает?
Чинара- это дерево.
8) Определение стихотворного размера стихотворений.
1 вариант «Тучи», 2 вариант «Листок». ( Запись четверостиший в тетрадь.)
-Каким же стихотворным размером написаны эти стихотворения? ( «Тучи»
-дактиль, «Листок»- амфибрахий).
- Какую роль играют различные стихотворные размеры? ( Мелодичность, ритмичность, выразительность, красоту).
9) Прослушивание романса «Выхожу один я на дорогу» ( поёт ученица 11 класса Родикова Анастасия).
- Я вам уже зачитывала, что многие стихотворения М.Ю.Лермонтова пели. Вот и сегодня мы с вами прослушаем романс « Выхожу один я на дорогу».
5. Подведём итог. Почему же в этих произведения переплетаются две темы- природы и одиночества. Подумайте, обратитесь к биографии автора. (Он рано остался без родителей, мало было друзей). Но, несмотря на то, что Лермонтов был одинок, он видел вокруг себя красоту природы и передавал её в своих произведениях.
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю. Лермонтова нас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: В сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, сердца, Родины. Возвращаться к М.Ю. Лермонтову можно и нужно всегда, потому что он - собеседник, друг и учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.
6. Выставление отметок.
7. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: « Чем меня привлекла пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова? » и найти и выразительно прочитать стихотворение этого автора о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...
конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе
Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста....
Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"
Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова как органической части развивающейся рус...
Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"
Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...
Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...
Конспект урока литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты"
Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его так...
Конспект урока литературы по творчеству А.А. Блока.
Конспект урока литературы по теме "Родная природа в стихотворениях А.А. Блока: "Летний вечер", "О, как безумно за окном". 6 класс....