Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Сафонова Елена Владимировна

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.lermontov.otkrytyy_urok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект   урока  литературы

                  в 8 классе.

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

          Тема природы в творчестве

                  М.Ю. Лермонтова.

Цели урока:

Обучающие:

  • продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
  • вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
  • закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
  • продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

  • развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
  • развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
  • способствовать развитию творческого воображения;
  • развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
  • воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
  •  воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентации;

интерактивная доска;

компьютер;

музыкальное оформление: романс на слова М.Лермонтова  

«Выхожу один я на дорогу»;        

раздаточный материал для учащихся;

наглядные пособия.

                           Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

   Тема нашего урока-« Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.Тема природы в творчестве  М.Ю. Лермонтова». Сегодня мы вспомним  страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительных стихотворений о природе.

      Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось и  вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

     Сегодняшний урок подготовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята своими сообщениями  приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.

3. Слово учителя.

      Начнём мы с вами с биографии М.Ю.Лермонтова.

1)Презентация. « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».

       А теперь отправимся на экскурсию в Государственный музей-заповедник Тарханы.

2)  Презентация.

4.Анализ стихотворений.

 

   М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти годы написать много прекрасных стихотворений.

   Лирические произведения Михаила Юрьевича, изображающие природу, наполнены яркими красками. Природа в поэзии М.Ю.Лермонтова свободная, романтическая стихия. Читая его стихотворения, которые наполнены волшебными звуками, мы представляем себе великолепные и необъятные просторы русской земли.

  1. – Ребята, давайте обратимся к творчеству М.Ю.Лермонтова и прослушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Тучи» и представим себе, какой пейзаж нарисовал автор.
  2. - Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что вы себе представили? Какие картины?

      -Посмотрите на доску, перед вами пейзажи, которые изобразили наши                       «художники» после прочтения этого стихотворения.    

     - Ваши картины- представления  похожи?

   3) – Буниной Юлии было заранее дано задание: проанализировать стихотворение «Тучи». Послушаем, что у неё получилось, и какие эмоции вызвало произведение.

    - Я думаю, что наше впечатление одинаково. Автор мастерски передал картины природы и образ одинокого человека.

-Михаил Юрьевич написал это стихотворение перед ссылкой на Кавказ. «Был нежно - голубой вечер. Лёгкие с розоватыми краями тучки медленно  проплывали в небе. Его ждали у Карамзиных, с которыми он ещё не простился… Он совсем не ожидал, что на его проводы соберётся столько народу. Глаза Софьи Карамзиной были заплаканы. Его окружали друзья, и для него заиграл Виельгорский, музыку, которую он любил. Его охватило глубокое волнение, и, чтобы скрыть его, он отошёл к наполовину открытому окну и слушал Виельгорского, глядя на Летний сад, ещё не одевшийся зеленью, на проплывающие над ним лёгкие облака. Но когда женщина в лёгком светлом платье подошла к роялю и запела его стихи, кем-то уже положенные на музыку, он не мог больше сдерживать себя, и слёзы радости и грусти, умиления и благодарности наполнили его глаза.

 После её пения стали просить, чтобы он прочёл на прощание что-нибудь своё-то, чего ещё никто не знал. Из кармана своего скромного мундира он вынул листок бумаги.- « Этого уже действительно никто не знает, потому что я написал это сейчас,- сказал он и начал читать,- тучки небесные…»

  Вот такая история у этого стихотворения.

   4) Ещё одним замечательным произведением Михаила Юрьевича  является        стихотворение «Листок».

  - Прослушаем выразительное чтение ( читает Маликов Владимир) и сравним эти произведения.

 5) - Обратимся к иллюстрациям. Не правда ли, замечательно ребята выразили своё ощущение? Что мы видим? Что хотел передать нам автор в этом стихотворении?

6) А сейчас свои мысли и чувства  нам передаст Ананьев Антон. Он проанализировал стихотворение  и подготовил  ответ.

7) Словарная работа.

- Ребята, мы услышали слово «чинара», что оно обозначает?

Чинара- это дерево.

8) Определение стихотворного размера стихотворений.

  1 вариант «Тучи»,     2 вариант «Листок». ( Запись четверостиший в тетрадь.)

-Каким же стихотворным размером написаны эти стихотворения? ( «Тучи»

-дактиль, «Листок»- амфибрахий).

- Какую роль играют различные стихотворные размеры? ( Мелодичность, ритмичность, выразительность, красоту).

9) Прослушивание романса «Выхожу один я на дорогу» ( поёт ученица 11 класса Родикова Анастасия).

- Я вам уже зачитывала, что многие стихотворения М.Ю.Лермонтова пели. Вот и сегодня мы с вами прослушаем романс « Выхожу один я на дорогу».

5.     Подведём итог. Почему же в этих произведения переплетаются две темы- природы и одиночества. Подумайте, обратитесь к  биографии автора. (Он рано остался без родителей, мало было друзей). Но, несмотря на то, что Лермонтов был одинок, он видел вокруг себя красоту природы и передавал её в своих произведениях.

Наш урок подходит к концу.  А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю. Лермонтова нас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: В сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, сердца, Родины. Возвращаться к М.Ю. Лермонтову можно и нужно всегда, потому что он - собеседник, друг и учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.

6. Выставление отметок.

7. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: « Чем меня привлекла пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова? » и найти и выразительно прочитать стихотворение  этого автора о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...

конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе

Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста....

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...

Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Конспект урока литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты"

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его так...

Конспект урока литературы по творчеству А.А. Блока.

Конспект урока литературы по теме "Родная природа в стихотворениях А.А. Блока: "Летний вечер", "О, как безумно за окном". 6 класс....