Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Лопухинская Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9»

Городская научно – практическая конференция обучающихся

«Первые шаги в науку»

Художественное своеобразие повести  В. Чугунова

«ТАЕЖИНА».

Выполнила: Капитанова Диана –

 ученица 9 класса

Руководитель: Лопухинская С. Н. -

учитель русского языка

и литературы

Г. Междуреченск.

2013 год.

Оглавление.

  1. Введение  .Актуализация темы.

  1. Глава№1 В. Чугунов – писатель, шахтёр, земляк.

  1.  Глава№2 Обзор книг

  1.   Глава№3 Художественное своеобразие языка повести «Таёжина»:
  • мастерство пейзажных зарисовок;
  • портрет – элемент создания образа;
  • особенности речи героев.
  1. Заключение .Внутренний смысл произведения.

  1. Список использованной литературы.

Введение.

  2013год – юбилейный для нашей области. Ей исполняется 70 лет. Наш город славен горняцким трудом. Миллионы тонн угля, добытого  земляками, приумножают славу нашей области.

 Свою работу я хочу посвятить писателю-горняку В. А. Чугунову – члену Союза писателей с 1970 г, памяти которого установлена мемориальная доска на одном из домов на проспекте  Коммунистический.

Волею судеб мы живем на стыке двух исторических эпох, одну из которых можно назвать эпохой распада, другую, грядущую за ней, эрой созидания и милосердия.

Сегодня на человека обрушивается невиданный поток лжи , лицемерия, насилия, жестокости. Что же можно этому протипоставить?

Бесспорно, любовь к истокам бытия, к простым понятиям родной земли, кровных и духовных уз. Доброты и сострадания ко всему живому!

« Нет любви выше любви» – сказано в веках! Об этом и творчество замечательного нашего земляка В.А. Чугунова, которое мало изучено.Серьезных критических работ , посвященных наследию данного автора мало. Я познакомилась с критикой творчества В. Чугунова в книге  В. Цейтлина «Всегда и сегодня» и в статье  Г. Емельянов  «Слово о друге».

Актуальность темы и заключается в художественном исследовании творчества писателя- земляка  В.А.Чугунова.

Объект исследования: творческое наследие писателя – земляка В. А. Чугунова.

Предмет исследования: повесть писателя «Таежина» 1968 год.

 

  Цель моей работы – изучение художественного  своеобразия  повести В.А. Чугунова «Таежина».

Для реализации цели  необходимо решить следующие исследовательские задачи:

 

  • прочитать несколько произведений  писателя,   выявить внутренний смысл произведений В. Чугунова;  
  • определить для себя художественные особенности языка  писателя как средства выражения авторской мысли в  повести «Таежина»;
  • отметить особенности речи героев как носителей языковых традиций.

Методы исследования. В работе использован художественный анализ прозаического произведения.

  1. Структура исследования.  Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во  введении  обозначены актуальность  проблемы, объект и предмет исследования, цель работы, исследовательские задачи и методы исследования.

В первой главе рассказывается о жизни  писателя,  о трудной профессии горняка, о начале его  творчества.

Во второй  главе  дается обзор его рассказов и повестей из сборника «Синий ветер Алатау».

В третьей главе  проведен художественный анализ повести «Таежина», отмечено мастерство писателя в передаче пейзажных зарисовок, портрета как элемента создания образа героини, отмечены сибирские особенности речи героев.

В заключении приводится вывод по основным моментам анализа, и раскрывается внутренний смысл произведения.

         

Глава№1

  В. Чугунов – наш междуреченский писатель. Жил в Междуреченске с 1954 г. Горняк по профессии. Работал на шахте им. Ленина. Но по призванию был писатель.

  В 1966 г. был участником семинара молодых литераторов Сибири и Урала. Тогда же был опубликован его первый рассказ «Локомобиль». В 1967 г. в Кемеровском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов В. Чугунова «Полметра до катастрофы». В 1969 г. он был принят в члены Союза писателей СССР. Закончил Литературный институт им. Горького в 1970 г., без отрыва от производства. В книге Е. Цейтлина «Всегда и сегодня» есть воспоминания: «На шахте мало кто знал, что он печатается в журналах, что выходят книги.» Когда местная газета «Знамя шахтёра» напечатала его портрет и заметку: в Междуреченске появился свой член Союза писателей, - многие поражались: «Витька-то! Чугунов! Ну и ну!»

  Литература не была для В. Чугунова «приятным занятием», развлечением, которое позволял себе разносторонне одарённый горный инженер в свободные от работы в шахте часы. Как для любого художника, писательство стало для Чугунова тяжким трудом – на износ, но это была страсть. В своем дневнике В. Чугунов однажды заметил: «Писать хочется, как курить… Если нет блокнота, нет и отдыха.»

Глава№2

  Я прочитала две книги В. Чугунова «Синий ветер Алатау» и «Прости меня завтра».

  Первое, на что я обратила внимание, что герои В. Чугунова – это простые люди, которых можно встретить везде: на шахте, в поезде, в тайге, в городе, в деревне. Сюжеты тоже незамысловаты. Рассказы и повести читаются легко, наверно ещё и потому, что осознаёшь, что этот писатель твой земляк и многие места, описанные им, и их названия тебе знакомы. Мне очень понравился рассказ «Полметра до катастрофы». Влюбляешься сразу во всех героев: и в Юнку, и в о Владимира, мужа Юнки, и в Лебедева . Хочется, чтобы всё у них было хорошо, переживаешь за них, как за своих знакомых,  и в то же время понимаешь, что извечный любовный треугольник в произведении Чугунова становится трагичным.

  Рассказ с романтичным названием «Синий ветер Алатау» далеко не романтичен по своей фабуле, он о двух мужских характерах Геннадия Дорофеева и Семёна Лопатина. Романтичный Дорофеев, влюблённый в горы, в природу, в тайгу, пытается прагматичного Лопатина вразумить, заставить видеть прекрасное в природе, увидеть в ней «удовольствие». Но Лопатин не лирик в душе: «За это денег не платят.»

  Ситуация, чуть не лишившая Дорофеева жизни, доказала, что Лопатин просто Человек.

ГЛАВА№3

  Повесть «Таёжина» меня привлекла сначала своим названием, а потом уже мне полюбилась и главная героиня повести Ага. Она мне сразу напомнила Таню из «Дикой собаки Динго» Фрайермана, да и вообще вся повесть пронизана каким-то сквозным ветром, прозрачным воздухом, суровой особой закалкой сибиряков, их сильным характером, как всегда тяжёлым сибирским трудом.

  Эта повесть притягивает именно какой-то невидимой нитью. Я попыталась сделать анализ художественного мастерства В. Чугунова в этой повести, понять внутренний мир художника.

  Исходным элементом анализа я для себя определила следующее: анализ собственно языка произведения – это портретные и пейзажные зарисовки, а также речь героев.

  На протяжении всей повести я отмечала для себя чудесный пейзаж. В. Чугунов сам очень любил тайгу, охоту и рыбалку. Как писатель он очень тонко охватывает в описании природы то, чем так долго любуешься, когда ты с природой один на один. Читая эти зарисовки, явно представляешь, что ты и сам это видел

: «Небо было оранжевым, с ветвистыми фиолетовыми взблесками.» 

«Густел вечер. Тени тускнели и растворялись. Каёмка гор за рекой становилась отчётливее. Над оранжевой скалой висело багряное облако.» 

«Западный склон неба был густо-алый, точно облитый кровью.»

  Меня поражает насыщенность словесных красок, которыми пользуется Чугунов. Неслучайно в описаниях разного состояния природы у него употребляется слово «густой», «густел», «густо». Описание настолько сгущено, что невольно ощущаешь даже таёжный запах:

 «Ночью мне было покойно и приятно. В раскрытое окно густым травным нектаром дышала тайга.»

  На что я особенно обратила внимание, читая эту повесть, что слова «оранжевый», «бордовый» и все оттенки этих цветов встречаются очень часто в описании различных природных зарисовок: или это «оранжевая холодная скала», или «оранжевое небо», «оранжевый контур фигуры». Если не оранжевый, значит проявление другого цвета, близкого к этому по гамме:

 «Бочина горы, обглоданная водой, ржавыми гранитами отражалась в реке.», или вдруг: «У разбитой молнией сосны я увидел копну. Копна подёргивалась светло-коричневой рябью от кишащих муравьёв.»

  Если обратить внимание на наряд Аги, когда она пришла на праздник Агата-охульника читать речитативом свои красивые рассказы-притчи:

 «На ней была красная бархатная кофта, на плечах шаль с бордовыми розами.»

Даже имя героини выбрано не случайно: Агния - в России это имя получило распространение в честь древнеарийского божества Агни т. е. ОГНЕННЫЙ

  У настоящего художника слова нет случайностей, и выбор этого цвета скорей говорит о цвете огня. Пожар разгорается в душах любящих людей – Аги и Виктора, в отношениях Виктора и Григория, бывшего жениха Аги, а ещё, я думаю, это цвет горящего угля или костра.

  Шахтёр и таёжник Чугунов неоднократно любовался им, и я думаю, это самое любимое произведение В. Чугунова.

  Я обратила внимание на портретные зарисовки в этой повести. Портрет всегда является средством раскрытия характера героя, средством создания его образа. Чугунов рисует внешность своей героини Аги с помощью отдельных характерных деталей, выделяя среди этих деталей одну основную, которую он особо подчёркивает всякий раз, когда ему надо передать взгляд героини в определённый период её жизни.

  «Она молодая, девочка ещё, совсем молодая, как я, но в лице – гордость от широких бровей и пронзительных дымных глаз.» - здесь Виктор впервые любуется Агой и понимает её превосходство. Когда Ага стала распознавать характер Виктора и сердиться на него:

 «Почему ты такой…вялый?» - и в это время её взгляд меняется:

 «Агния смотрела на меня в упор, точно хотела увидеть что-то значительное. Дымные волокна райка были тревожны, а может быть, и грустные, но большие глянцево-чёрные зрачки стояли неподвижно и упруго: я видел в них себя.»

  Когда Ага окончательно для себя сделала выбор и поняла, что именно Виктор её избранник, портрет очень резко меняется, Виктор даже не узнаёт её, и куда-то исчез недостаток в её лице, на который всё время обращали внимание соседки-завистницы:

 «Только сейчас я заметил, что нос её действительно великоват, припухший и с ущербинкой посредине.» 

И вот перед Виктором другая Ага:

 «Чёткие линии бровей круглились над глазами, придавая гордому от природы лицу тонкую аристократическую нежность.»

  Когда в конце повести Виктор и Ага после взрыва гранитного навеса находятся на скале, Виктор не на шутку забеспокоился, то сильная духом Ага была рядом:

«Жена тронула меня за плечо. Я поднял лицо и увидел, что Ага смотрит на меня пронзительными дымными и усталыми глазами.»

 В описании взгляда Аги присутствует эпитет «дымные»…

 Странное совпадение, не правда ли, «оранжевая», «огненная» природа и «дымные» человеческие глаза.

Огонь, уголь, костер, дым!!!

Глава№4

  Что ещё привлекло моё внимание в этой повести – это речь героев. Здесь мы слышим не только то, о чём говорят, но и то, как говорят, эмоциональную окраску, в особенности словоупотребления.

  Через речь мы узнаём героев ближе, проверяя свои первые впечатления. Но меня привлекла речь героев с другой точки зрения. Судя по этой повести, Чугунов был ещё и собирателем сибирских говоров и их хранителем, так как носители языка не вечны на земле, а произведения Чугунова проживут дольше нажитого. Выделив для себя все особенные слова, выражения, грамматические оттенки, я обратилась к «Словарю русских говоров Кузбасса».

  Сначала я обратила внимание на лексику этой повести:

 « - Что же? Человек быдто. Подмогнет завтра, если душа есть…»

« - Где жа рыбалите?

  • На реке.
  • Знамо, что не в лыве… И много рыбы нарыбалили?»

  В словаре слово «лыва» обозначает лужа. Носителей такого слова находили на фольклорной практике студенты в Крапивинском и Юргинском районах (по данным словарям).

  « Она одёрнула платье, сложила руки на груди и стала у заплота.» Заплот в сибирских говорах – это густой забор из досок или брёвен.

  «Крайний мужик в броднях кивнул на скалу.» Бродни – это сапоги с высокими голенищами. Носители этих слов в Ашмарино и Мариинске (по данным словаря).

  Ещё много диалектных слов встретилось в повести таких как гуртами, тал, ветлуга, косырь и др. обратившись к словарю, узнала, что эти слова пришли в речь сибиряков благодаря междиалектным и межъязыковым контактам. Взаимодействие разных говоров сопровождалось сложными этническими процессами, в результате которых происходила ассимиляция украинцев, белорусов, немцев и др.

  Обращает на себя внимание и грамматика в речи героев.

 Например: «Дак сам подумай, мил человек, нигде не работает девка-то. Туда ткнётся – выгонют, сюда – выгонют.» «Узнай попробуй. У нас тоже, кабыть, не чурки живут, а люди…» «Как надумат, сам уйдёт…»

 В «Словаре» все эти особенности тоже характеризуются и отличаются причиной появления.

Заключение.

  Это ещё раз доказывает то, что литература не была для В. Чугунова лёгким делом. Она занимала всё его жизненное пространство. Работе с «языком произведений» он учился у классиков. Постоянно перечитывая «Тёмные аллеи» Бунина; «Олесю» Куприна; Шолохова; Шукшина; Тургенева.

  Рассуждая о внутренней мысли этой повести, приходишь к выводу, что главная тема почти всех рассказов В. Чугунова -  любовь, но любовь скорей не «в праздниках», а любовь в «буднях» и порой не очень красивых.

  К любви герои Чугунова идут, ломая себя, и любовь оказывается не только мукой, но и счастьем, и неизбежностью. И хотя В. Чугунов избрал традиционное в русской литературе испытание – любовь, но именно в любви человек выясняет себя до конца, открывает свой внутренний потенциал. И поэтому, у главного героя повести «Таёжина» нет сомнения, с кем он пойдёт выполнять ответственную и опасную работу – это его любимая, сильная, смелая, нежная, таёжная Ага.

       

Список используемой литературы.

  1. Биобиблиографический указатель. Чугунов Виктор Александрович.
  2. В. А. Чугунов «Прости меня завтра». Повести. Составил Л. В. Глебова. Серия «Современная сибирская повесть». Кемерово: Книжное издательство, 1984 г.
  3. Е. Л. Цейтлин «Всегда и сегодня». Литературные портреты и очерки. Предисловие Е. Ю. Сидорова. Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 1980 г.
  4. В. А. Чугунов «Синий ветер Алатау». Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1978 г.
  5. Словарь русских говоров Кузбасса. Под редакцией Н. В. Жураковской. Новосибирск, 1976 г.



Предварительный просмотр:

Школьный музей как средство формирования социокультурного опыта обучающихся.

Лопухинская Светлана Николаевна.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная обще

образовательная школа №9» г. Междуреченск

mousosh09@yandex.ru 

В данной публикации представлен опыт работы школьного музея  по формированию у обучающихся  социокультурного опыта в поселковой школе. Музей «Моя малая Родина»  стал центром слияния учебной и воспитательной работы. Показана структура работы музея: Школьное научное общество работает в трех направлениях: поисковая, исследовательская и проектная деятельность. Клуб интересных встреч отвечает за организацию творческих встреч, «круглых» столов, составление сценариев, информационную обработку полученного материала. Работа строится в основном  на местном материале. На «живом» общении с лучшими людьми поселка. Такая организация воспитательной  работы в школе способствует формированию ключевых компетенций и нравственных устоев у  обучающихся.

В концепции «Духовно – нравственного развития воспитания личности гражданина России», выделено, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «мой дом». Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской  Федерации.  

        Наш поселок Широкий Лог находится в 9 км. от  г. Междуреченска, в промышленной зоне. Проживают в нем около 3000 тыс. человек, в основной массе - первостроители города,  шахтеры и горноспасатели. В поселке находится школа,  с 2009 года -  основная. Обучается в ней на сегодняшний день – 150 человек. Удаленность от города, слабая инфраструктура, ассоциальность контингента поселка – все это не способствует положительным примерам воспитания  обучающихся поселка.  Педагоги школы отчетливо понимают, что основная ответственность за духовно – нравственное воспитание и качество образования  ложится на школу.  Несколько лет коллектив был в поиске «своего» лица и  вот, познакомившись с технологией личностно - ориентированного обучения, в частности, с системой Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности», апробировав ее, овладели методиками проектного и исследовательского обучения. В 2004 году  проект «Моя малая родина» стал победителем в городском конкурсе, отмечен Грантом, что позволило в школе открыть краеведческий музей с таким же названием.      Главная задача  музея – через слияние учебной и  воспитательной работы обеспечить: становление гражданской позиции обучающихся, воспитание мотивационно – волевой сферы, способствующей повышению качества образования, жизненных приоритетов, моральных норм и духовных ценностей. А особенность работы школьного  музея – реализация  этих задач  за счет «местного материала», за счет «живого общения» с простыми людьми поселка, чьи образ жизни, профессиональный и семейный опыт достойны подражания. Важно его увидеть среди обыденности жизни, рассказать о нем, приобщить жителей поселка к плодотворной воспитательной работе и к сотрудничеству со школой.  Что еще очень важно  в этой  работе: «носители» этого культурного опыта – родственники обучающихся, соседи по улице, простые жители поселка, на которых в процессе представления материала дети взглянули « по – другому» и увидели, сколько скромных «героев» живут просто рядом.

       С 2004 года, осуществляя проект за проектом, мы приобщили к работе почти 100% обучающихся. Жители поселка и родители оказались очень отзывчивы и активны в такой работе, особенно ответственно относятся   к поисковой работе детей профессионалы своего дела, представители профессий тех предприятий, которые расположены на территории поселка. Всегда безотказно и с тщательной подготовкой они проводят очень интересные экскурсии на своих  предприятиях: - это и  горноспасательная часть, (а это целый комплекс с гаражом спецтехники, химлабораторией, медицинской частью и учебным классом для «бойцов- спасателей»), и  погрузочно – траспортное управление, и  обогатительная фабрика, железнодорожный переезд и др. Родители проводят различные мастер – классы для учеников в школе: «Повар», «Парикмахер», «Медсестра», «Столяр» и др.  Мы ведем мониторинг, и можем с уверенностью сказать, что после каждой такой встречи с профессионалами своего дела, с их «живым»  рассказом и показом особенностей работы, дети более осознанно подходят к выбору профессии, и такие встречи подчас очень круто меняют их выбор.

       Структура работы музея: Научное общество школьников и Клуб  Интересных Встреч И Находок.

      «Научное общество школьников» работает в трех направлениях: поисковая деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Вся поисковая  работа строится только на местном материале: -  история возникновения поселка, история названий улиц, профессии моих родителей, герои живут рядом, ветераны ВОВ и локальных войн, проживающие в поселке, таланты поселка, лучшие люди поселка, история школы и др. В процессе поисковой работы вычленяются темы исследовательских работ. Ежегодно, по решению актива Школьного научного общества и Методсовета, в рамках долголетнего общешкольного проекта « Учимся писать летопись», объявляется главная тема года и разрабатывается коллективный проект, состоящий, как правило, в следующем: поиск и сбор материала по заданной теме, вычленение тем для докладов и исследований, подготовка Клубом различных тематических встреч, составление сценария этих встреч, подготовка интервью, репортажей, сочинений, отзывов, выставок, концертов. видео и фотопрезентаций, коллажей и прочее. Подготовка и проведение школьной НПК, где в обязательном порядке каждый предметник постарается увязать тему исследования с учебным материалом, А также подготовка заключительного праздника «Калейдоскоп успехов», где каждый класс готовит презентацию о проделанной работе, и каждому участвовавшему ребенку готовится награждение. Завершается праздник коллективным чаепитием с огромным школьным пирогом с  обязательным приглашением гостей, родителей, друзей, жителей поселка, спонсоров. С 2004 года в школе реализовано 6 КТП: - «Моя малая родина», «Учимся писать летопись», «Моя родословная», «Мой папа- герой», «Профессии моих родителей», «Мы помним, мы гордимся».

 За годы работы музея отмечаем, что темы исследований не иссякают, а наоборот расширяются. Например: история возникновения поселка, выявила много материала по мрачной истории Сиблага и Камышлага, располагавшихся на территории поселка. Эта информация в свою очередь выявила тему переселенцев – добровольцев, первостроителей города. Из нее самопроизвольно возникли темы истории названия улиц города и поселка,  старожилы поселка ветераны  ВОВ и труженики тыла,  далее –  предприятия и учреждения поселка, жители поселка - орденоносцы  за трудовую доблесть. Проект «Мой папа -  герой» выявил, что почти у 20% обучающихся родственники награждены медалями и орденами за сложный и опасный шахтерский труд, мужество горноспасателей и трудовую доблесть других профессий. Дух встречи,  на которую пришли отцы и деды в мундирах с медалями, их рассказы  о трудовых подвигах, очень долгое время « героически» носили на себе их дети по школе. Очень интересной оказалась работа по сбору информации , посвященной   65- летию со дня Победы над фашисткой Германией. В процессе поиска выяснилось, что у  одного ученика, дедушка призывался на войну в г. Прокопьевске и защищал блокадный Ленинград на Ладожском озере, оставив об этом воспоминания .Выпускник нашей школы, проживающий ныне в г. Волхов – член поискового клуба «ЭХО», занимающегося помощью в раскопках солдатских захоронений. Такая находка не осталась незадействованной,  у ребят завязалась сначала переписка с клубом «Эхо», а теперь уже прочная дружба. Поисковики прислали бесценную посылку с мест боев 386 Кузбасской дивизии: немецкую и русскую каски, проржавевшие саперную лопатку и винтовку, а самое главное, солдатский медальон, где было слабо видно место рождения «Аскиз» и год рождения « 1896» . Поисками родственников и занимались специалисты  г. Волхов. Ребята с огромным энтузиазмом присоединились к поискам, но здесь понадобилась особая работа. Но самое главное, вселился интерес к истории, и  огромное искреннее уважение к ветеранам ВОВ, когда дети сами смогли дотронуться до военных  трофеев, которые для сибирских школьников большая редкость.  В рамках проекта «Мы помним,мы гордимся!» учениками было собрано много интересного и эксклюзивного. Обобщенный материал, представленный на городскую НПК, отмечен Дипломом победителя и рекомендован к напечатанию в сборник. В рамках областного конкурса «Напиши письмо ветерану»  была  представлена переписка инициативной группы музея с клубом «Эхо», и такая работа отмечена Сертификатом конкурса. Тесное сотрудничество с общественниками клуба г. Волхов помогает очень плодотворно «оживить» работу по военно- патриотическому воспитанию. У детей появилась  искренняя заинтересованнось в углублении знаний по истории Кузбасса и страны в целом. Об этом мы судим по количеству участвующих в различных конкурсах и мероприятиях.

     «Клуб интересных встреч»  в рамках ежегодных коллективных проектов  отвечает за организацию творческих мероприятий, «круглых» столов, дискуссий, тематических экскурсий, составление интервью для «живых» встреч, написание репортажей, сценариев, информационную обработку  собранного материала и его оформление в виде видеопрезентаций , фотовыставок, коллажей и других творческих  отчетов.

          Эффект по массовости участников и количеству собранного материала превосходит все ожидания уже на протяжении 6 лет.  Массовость, по нашему мнению, объясняется тем, что «героями» всех школьных проектов становятся сами ребята, независимо от возраста и успехов в учебе,  их родственники, соседи или  знакомые. А также в том, что в школе работают неравнодушные учителя,  заинтересованные в такой работе потому, что каждый ребенок успешен в таких проектах, так как  никто не остается незамеченным и неоцененным. Каждый учитель строит свою работу так, чтобы  учебная работа плавно становилась  продолжением внеклассной и внешкольной работы и наоборот. Сложность заданий, их объем  дифференцируется по способностям  детей, но самое главное, по их  желанию. А представление «эксклюзивного» материала (а материал, действительно, эксклюзивный, а не скачанный из Интернета) на уроках, внеклассных мероприятиях,  НПК, конференциях, краеведческих чтениях, конкурсах  различного уровня от школьного до российского повышает образовательный уровень обучающихся и развивает у  них  различные  компетенции, а самое главное, дает значительный толчок к их личностному росту. Намного улучшилась атмосфера взаимодействия с родителями, особенно с «особым» контингентом. Так как практически все дети в течение года переживают ситуацию «успеха».

     Музей стал центром учебно – воспитательной работы, не только в школе, но и в поселке, потому что на сегодняшний день школа – это единственное культурное учреждение в микрорайоне. Клуб закрыт в 2009 году. Но главная ценность уже имеющегося опыта работы школьного музея в следующем: если с детства каждый ребенок сам по крупицам собирал историю своей «малой Родины», понимая, что история его  отчего дома – это и есть история Родины , то и судьбу Отечества будет принимать как свою личную,  осознавая ответственность за ее настоящее и будущее. Современный национальный воспитательный идеал формируется по крупицам.

Список использованной литературы.

  1.  Данилюк, А.Я. Кондакова , В. А. Тишков А. М  Концепция духовно –       нравственного воспитания и развития личности гражданина России  М. «Просвещение»  2010  23с.

      2.    Селевко, Г.К.     Методическое пособие по курсу             «Самосовершенствование      личности» М «Наука» 2002 87 с.

                 



Предварительный просмотр:

 Примерная рабочая программа курса

«Школьный краеведческий музей  « Моя малая Родина»

Пояснительная записка


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

^ Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность, на основе работы школьного  и городского краеведческих музеев.

Задачи:


  • Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, поселка Широкий лог, города, области;

  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная  систематизация и методическая обработка;

  • Оформление и экспонирование материалов;

  • Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных в рамках школьного  и городского музеев. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих как школьный, так и городской музей.  

  • Организация научно-исследовательской работы

  • Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.


Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.


^ Практическая культурно-образовательная  деятельность музея

Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через
основные направления работы:


  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

  • Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, проектных работ, совместной деятельности с городским музеем.  Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

  • Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью  проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч .

  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами , старожилами поселка, специалистами городского краеведческого музея.

  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (2 раза в год), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы, проведение совместных встреч, мероприятий,  праздников с городским музеем.


По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Программа переработана с упором на
систему личностно-ориентированного обучения (Г.К. Селевко) с использованием трех базовых методик:

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить их  эмоциональные переживания);

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей), что позволяет получать опыт социального действия не только в школьной среде, но и возможность действий в открытой общественной среде.

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Направления деятельности:


  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением специалистов городского музея.


Формы организации работы с музейной аудиторией:


  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

  • посещение школьных музеев и музеев города и области;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.


Прогнозируемые результаты:

1)
В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории поселка Широкий лог. А вместе с ним и истории города Междуреченска, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2)
В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

^ 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (краеведческие чтения, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.


Организация

поисково-исследовательской деятельности учащихся


Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 1--х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.  Также этот материал может использоваться для проведения уроков по истории, обществоведению, литературе, музыке, ИЗО и проч.


Блок №1 «Музей и история родного поселка»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи


1


Школьный краеведческий музей.


Экскурсия.


Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.


2


История возникновения поселка Широкий лог.


Беседа.


Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.


3


Быт жителей поселка.


Экскурсия.


Воспитание интереса к жизни, быту и культуре переселенцев в  поселок.


4


Герои войн и труда поселка

Экскурсия.

Знакомство с героическим прошлым и настоящим поселка. Воспитание уважения к ветеранам войн и труда.


5

.Культурная жизнь поселка.


Литературная гостиная.


Знакомство с творческими людьми поселка. Организация концертов,  выставок.


6

Природа и окружающая среда поселка.

Экскурсии в природу и на предприятия поселка.

Экологическое воспитание обучающихся.


7


Моя родословная.


Беседа, практическое занятие.


Умение составлять родословную и определять роль семьи в жизни поселка и города.


8


История родной школы.


Экскурсия.


Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.



Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.

Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего поселка», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Мои соседи – герои труда», « История моей семьи – в истории поселка и города»  и др. По всем этим направлениям работа школьного музея строится совместно и параллельно с работой городского краеведческого музея.  Это обмен экспонатам, проведение совместных мероприятий, встреч, круглых столов, участие в совместных проектах.


^ Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.


Блок №2 «Документоведение»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи.


1


Фонды музея.


Лекция.


Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с фондами музея.


2


Учет и обеспечение сохранности фондов музея.


Лекция.


Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.


3


Классификация и систематизация музейных экспонатов.


Практическое занятие.


Формирование навыков составления картотек и каталогов.


4


Правила хранения вещественных исторических источников.


Лекция.


Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея


5


Исторический документ.


Практическое занятие.


Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.



^ Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 7-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.


Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи


1


Роль экскурсовода в работе музея.


Беседа.


Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.


2


Методика подготовки экскурсий.


Лекция.

Практическое занятие.


Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.


3


Как провести экскурсию.


Практическое занятие.


Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.


4


Я – экскурсовод.


Психологические тренинги.


Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.



Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.


Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.


Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи


1


Введение.


Лекция.


Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.


2


Источниковедение и его роль в изучении истории.


Лекция.


Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.


3


Основные этапы работы с источниками.


Лекция и практическое занятие.


Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.


4


Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.


Лекция и практическое занятие.


Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.


5


Оформление творческой работы.


Лекция.


Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.


6


Учимся строить выступление.


Психологический тренинг.


Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.


7


Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.


Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.


Закрепление навыков публичных выступлений.




Предварительный просмотр:

Школьный музей как средство формирования социокультурного опыта обучающихся.

Лопухинская Светлана Николаевна.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная обще

образовательная школа №9» г. Междуреченск

mousosh09@yandex.ru 

В данной публикации представлен опыт работы школьного музея  по формированию у обучающихся  социокультурного опыта в поселковой школе. Музей «Моя малая Родина»  стал центром слияния учебной и воспитательной работы. Показана структура работы музея: Школьное научное общество работает в трех направлениях: поисковая, исследовательская и проектная деятельность. Клуб интересных встреч отвечает за организацию творческих встреч, «круглых» столов, составление сценариев, информационную обработку полученного материала. Работа строится в основном  на местном материале. На «живом» общении с лучшими людьми поселка. Такая организация воспитательной  работы в школе способствует формированию ключевых компетенций и нравственных устоев у  обучающихся.

В концепции «Духовно – нравственного развития воспитания личности гражданина России», выделено, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «мой дом». Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской  Федерации.  

        Наш поселок Широкий Лог находится в 9 км. от  г. Междуреченска, в промышленной зоне. Проживают в нем около 3000 тыс. человек, в основной массе - первостроители города,  шахтеры и горноспасатели. В поселке находится школа,  с 2009 года -  основная. Обучается в ней на сегодняшний день – 150 человек. Удаленность от города, слабая инфраструктура, ассоциальность контингента поселка – все это не способствует положительным примерам воспитания  обучающихся поселка.  Педагоги школы отчетливо понимают, что основная ответственность за духовно – нравственное воспитание и качество образования  ложится на школу.  Несколько лет коллектив был в поиске «своего» лица и  вот, познакомившись с технологией личностно - ориентированного обучения, в частности, с системой Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности», апробировав ее, овладели методиками проектного и исследовательского обучения. В 2004 году  проект «Моя малая родина» стал победителем в городском конкурсе, отмечен Грантом, что позволило в школе открыть краеведческий музей с таким же названием.      Главная задача  музея – через слияние учебной и  воспитательной работы обеспечить: становление гражданской позиции обучающихся, воспитание мотивационно – волевой сферы, способствующей повышению качества образования, жизненных приоритетов, моральных норм и духовных ценностей. А особенность работы школьного  музея – реализация  этих задач  за счет «местного материала», за счет «живого общения» с простыми людьми поселка, чьи образ жизни, профессиональный и семейный опыт достойны подражания. Важно его увидеть среди обыденности жизни, рассказать о нем, приобщить жителей поселка к плодотворной воспитательной работе и к сотрудничеству со школой.  Что еще очень важно  в этой  работе: «носители» этого культурного опыта – родственники обучающихся, соседи по улице, простые жители поселка, на которых в процессе представления материала дети взглянули « по – другому» и увидели, сколько скромных «героев» живут просто рядом.

       С 2004 года, осуществляя проект за проектом, мы приобщили к работе почти 100% обучающихся. Жители поселка и родители оказались очень отзывчивы и активны в такой работе, особенно ответственно относятся   к поисковой работе детей профессионалы своего дела, представители профессий тех предприятий, которые расположены на территории поселка. Всегда безотказно и с тщательной подготовкой они проводят очень интересные экскурсии на своих  предприятиях: - это и  горноспасательная часть, (а это целый комплекс с гаражом спецтехники, химлабораторией, медицинской частью и учебным классом для «бойцов- спасателей»), и  погрузочно – траспортное управление, и  обогатительная фабрика, железнодорожный переезд и др. Родители проводят различные мастер – классы для учеников в школе: «Повар», «Парикмахер», «Медсестра», «Столяр» и др.  Мы ведем мониторинг, и можем с уверенностью сказать, что после каждой такой встречи с профессионалами своего дела, с их «живым»  рассказом и показом особенностей работы, дети более осознанно подходят к выбору профессии, и такие встречи подчас очень круто меняют их выбор.

       Структура работы музея: Научное общество школьников и Клуб  Интересных Встреч И Находок.

      «Научное общество школьников» работает в трех направлениях: поисковая деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Вся поисковая  работа строится только на местном материале: -  история возникновения поселка, история названий улиц, профессии моих родителей, герои живут рядом, ветераны ВОВ и локальных войн, проживающие в поселке, таланты поселка, лучшие люди поселка, история школы и др. В процессе поисковой работы вычленяются темы исследовательских работ. Ежегодно, по решению актива Школьного научного общества и Методсовета, в рамках долголетнего общешкольного проекта « Учимся писать летопись», объявляется главная тема года и разрабатывается коллективный проект, состоящий, как правило, в следующем: поиск и сбор материала по заданной теме, вычленение тем для докладов и исследований, подготовка Клубом различных тематических встреч, составление сценария этих встреч, подготовка интервью, репортажей, сочинений, отзывов, выставок, концертов. видео и фотопрезентаций, коллажей и прочее. Подготовка и проведение школьной НПК, где в обязательном порядке каждый предметник постарается увязать тему исследования с учебным материалом, А также подготовка заключительного праздника «Калейдоскоп успехов», где каждый класс готовит презентацию о проделанной работе, и каждому участвовавшему ребенку готовится награждение. Завершается праздник коллективным чаепитием с огромным школьным пирогом с  обязательным приглашением гостей, родителей, друзей, жителей поселка, спонсоров. С 2004 года в школе реализовано 6 КТП: - «Моя малая родина», «Учимся писать летопись», «Моя родословная», «Мой папа- герой», «Профессии моих родителей», «Мы помним, мы гордимся».

 За годы работы музея отмечаем, что темы исследований не иссякают, а наоборот расширяются. Например: история возникновения поселка, выявила много материала по мрачной истории Сиблага и Камышлага, располагавшихся на территории поселка. Эта информация в свою очередь выявила тему переселенцев – добровольцев, первостроителей города. Из нее самопроизвольно возникли темы истории названия улиц города и поселка,  старожилы поселка ветераны  ВОВ и труженики тыла,  далее –  предприятия и учреждения поселка, жители поселка - орденоносцы  за трудовую доблесть. Проект «Мой папа -  герой» выявил, что почти у 20% обучающихся родственники награждены медалями и орденами за сложный и опасный шахтерский труд, мужество горноспасателей и трудовую доблесть других профессий. Дух встречи,  на которую пришли отцы и деды в мундирах с медалями, их рассказы  о трудовых подвигах, очень долгое время « героически» носили на себе их дети по школе. Очень интересной оказалась работа по сбору информации , посвященной   65- летию со дня Победы над фашисткой Германией. В процессе поиска выяснилось, что у  одного ученика, дедушка призывался на войну в г. Прокопьевске и защищал блокадный Ленинград на Ладожском озере, оставив об этом воспоминания .Выпускник нашей школы, проживающий ныне в г. Волхов – член поискового клуба «ЭХО», занимающегося помощью в раскопках солдатских захоронений. Такая находка не осталась незадействованной,  у ребят завязалась сначала переписка с клубом «Эхо», а теперь уже прочная дружба. Поисковики прислали бесценную посылку с мест боев 386 Кузбасской дивизии: немецкую и русскую каски, проржавевшие саперную лопатку и винтовку, а самое главное, солдатский медальон, где было слабо видно место рождения «Аскиз» и год рождения « 1896» . Поисками родственников и занимались специалисты  г. Волхов. Ребята с огромным энтузиазмом присоединились к поискам, но здесь понадобилась особая работа. Но самое главное, вселился интерес к истории, и  огромное искреннее уважение к ветеранам ВОВ, когда дети сами смогли дотронуться до военных  трофеев, которые для сибирских школьников большая редкость.  В рамках проекта «Мы помним,мы гордимся!» учениками было собрано много интересного и эксклюзивного. Обобщенный материал, представленный на городскую НПК, отмечен Дипломом победителя и рекомендован к напечатанию в сборник. В рамках областного конкурса «Напиши письмо ветерану»  была  представлена переписка инициативной группы музея с клубом «Эхо», и такая работа отмечена Сертификатом конкурса. Тесное сотрудничество с общественниками клуба г. Волхов помогает очень плодотворно «оживить» работу по военно- патриотическому воспитанию. У детей появилась  искренняя заинтересованнось в углублении знаний по истории Кузбасса и страны в целом. Об этом мы судим по количеству участвующих в различных конкурсах и мероприятиях.

     «Клуб интересных встреч»  в рамках ежегодных коллективных проектов  отвечает за организацию творческих мероприятий, «круглых» столов, дискуссий, тематических экскурсий, составление интервью для «живых» встреч, написание репортажей, сценариев, информационную обработку  собранного материала и его оформление в виде видеопрезентаций , фотовыставок, коллажей и других творческих  отчетов.

          Эффект по массовости участников и количеству собранного материала превосходит все ожидания уже на протяжении 6 лет.  Массовость, по нашему мнению, объясняется тем, что «героями» всех школьных проектов становятся сами ребята, независимо от возраста и успехов в учебе,  их родственники, соседи или  знакомые. А также в том, что в школе работают неравнодушные учителя,  заинтересованные в такой работе потому, что каждый ребенок успешен в таких проектах, так как  никто не остается незамеченным и неоцененным. Каждый учитель строит свою работу так, чтобы  учебная работа плавно становилась  продолжением внеклассной и внешкольной работы и наоборот. Сложность заданий, их объем  дифференцируется по способностям  детей, но самое главное, по их  желанию. А представление «эксклюзивного» материала (а материал, действительно, эксклюзивный, а не скачанный из Интернета) на уроках, внеклассных мероприятиях,  НПК, конференциях, краеведческих чтениях, конкурсах  различного уровня от школьного до российского повышает образовательный уровень обучающихся и развивает у  них  различные  компетенции, а самое главное, дает значительный толчок к их личностному росту. Намного улучшилась атмосфера взаимодействия с родителями, особенно с «особым» контингентом. Так как практически все дети в течение года переживают ситуацию «успеха».

     Музей стал центром учебно – воспитательной работы, не только в школе, но и в поселке, потому что на сегодняшний день школа – это единственное культурное учреждение в микрорайоне. Клуб закрыт в 2009 году. Но главная ценность уже имеющегося опыта работы школьного музея в следующем: если с детства каждый ребенок сам по крупицам собирал историю своей «малой Родины», понимая, что история его  отчего дома – это и есть история Родины , то и судьбу Отечества будет принимать как свою личную,  осознавая ответственность за ее настоящее и будущее. Современный национальный воспитательный идеал формируется по крупицам.

Список использованной литературы.

  1.  Данилюк, А.Я. Кондакова , В. А. Тишков А. М  Концепция духовно –       нравственного воспитания и развития личности гражданина России  М. «Просвещение»  2010  27с.

      2.    Селевко, Г.К.     Руководство по курсу  по организации самовоспитания школьников.  «Самосовершенствование      личности» М.  « Народное воспитание» 1999  134 с.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."

Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)

Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...