Интегрированный урок "Электроприборы в быту. Расчет стоимости электроэнергии» 8 класс. /Методическая разработка интегрированного урока по физике и технологии/.
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Прохватилова Ольга Валентиновна

 

Аннотация

 

 

 

       На сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без электричества.

       Электричество является составной частью природы, окружающего мира. Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей планеты, в пространстве, в самом человеке.

Объединёнными усилиями всего человечества процесс познания электричества происходит стремительно. Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудование для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира.

       Данный урок  способствует развитию у учащихся знаний о электроприборах в зависимости от назначения, созданию условий для формирования умений их правильной эксплуатации, умений рассчитывать количество потребленной электроэнергии и её стоимости, знаний правил техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_prohvatilova_o.v.docx71.14 КБ

Предварительный просмотр:

1524472475_k1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения

«Средняя школа № 10 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

в рамках Регионального конкурса методических разработок

«Инновационные технологии при обучении дисциплинам математического и естественнонаучного цикла»

ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ

Интегрированный урок

"Электроприборы в быту. Расчет стоимости электроэнергии»

Номинация №1. Методическая разработка урока математического и общего естественнонаучного цикла (математика, физика, информатика и ИКТ, химия, биология, география)

Дисциплина математического и естественнонаучного цикла:

«Физика + технология»

 

Класс: 8

ФИО автора:

Прохватилова О.В.,

учитель технологии.

Аннотация

       На сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без электричества.

       Электричество является составной частью природы, окружающего мира. Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей планеты, в пространстве, в самом человеке.

Объединёнными усилиями всего человечества процесс познания электричества происходит стремительно. Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудование для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира.

       Данный урок  способствует развитию у учащихся знаний об электроприборах в зависимости от назначения, созданию условий для формирования умений их правильной эксплуатации, умений рассчитывать количество потребленной электроэнергии и её стоимости, знаний правил техники безопасности.

Интегрированный урок

(физика, технология) в 8 классе по теме:

"Электроприборы в быту. Расчет стоимости электроэнергии»

Класс: 8

Тип урока: обобщающий, комбинированный. Интегрированный урок.

Авторы УМК:

Технология. 8 класс: Технология, 8-9 классы/ Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»;

Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018  УМК Сфера

Триединая дидактическая цель:

Систематизация знаний и умений по теме «Электричество. Электроприборы», «Виды электрических приборов и их назначение».

Развитие умений решать текстовые, расчетные, экономические и экспериментальные задачи по теме. Развитие у обучающихся логического и образного мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), речи и познавательного интереса школьников к предметам технологии и физики. Воспитание у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности.

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС).

Личностные: Обучающийся получит возможность для формирования уважения к личности и ее достоинствам, умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные: Обучающийся научится решать текстовые, расчетные, экономические и экспериментальные задачи по теме. Обучающийся получит возможность научиться использовать знания об электробытовых приборах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с ними и техническими устройствами их содержащими.

Предметные: Обучающийся научится определять группы электроприборов; объяснять на основе имеющихся знаний принцип их устройства и действия. Обучающийся научится определять физические характеристики и использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование:

  1. компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку;
  2. различные электроприборы (утюг, пылесос, миксер, электробритва, фен, тостер, вентилятор, электродрель, электрочайник, настольная лампа, магнитофон, электроплитка, паяльник, кипятильник и др.), инструкции (паспорта) к электроприборам.

Основные понятия: электробытовые приборы, электросчетчик, системные и внесистемные единицы измерения электроэнергии.

Формы ведения урока: диалог, объяснение, практическая работа, упражнения, инструктаж, демонстрация приемов работы, работа с технической документацией, профориентационная деятельность.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, работа с классом, работа с текстом, лабораторная работа.

Образовательные ресурсы

РЭШ  https://resh.edu.ru/subject/lesson/2588/start/    физика 8 класс. Тема: «Мощность электрического тока. Электрические нагревательные приборы».

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Мотивация и целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Садитесь.

/выключается свет, учитель ищут причину. почему нет света/

/заходит учитель технологии/

Учитель технологии:

- Извините, рубильник включен, почему света – то нет.

Прямо, как в доброй  старой  песенке «Без воды не туды и не сюды» .. пора добавить и электричество.

- Мы настолько редко  задумывемся над тем, а можно ли прожить без электричества? Что когда нет его, мы просто оказываемся в роли Робинзона на необитаемом острове.

- Можно ли прожить без электричества в принципе?

Учитель физики:

- Скорее всего нет. Даже несмотря на то, что учеными давно исследуется способ использования солнечной энергии. Однако полностью заменить электричество все же не удалось. Без электричества можно выжить, вернее просуществовать на протяжении некоторого времени, да и то в силу определенных обстоятельств. Но прожить без него нельзя однозначно.

Учитель технологии:

-  Сегодня   нам пригодятся знания из области физики и нам в этом поможет Галина Николаевна.

-  Откройте тетради и запишите тему урока:

 "Электроприборы в быту. Расчет стоимости электроэнергии. Техника электробезопасности".

/интерактивная доска/

 - Тема нашего урока актуальна, так как имеет большое практическое значение. Мы проведём классификацию различных видов бытовых электроприборов, расчёт  количества потребляемой электроэнергии и её стоимости. Рассмотрим технику безопасности при работе бытовых электроприборов, а также использование энергосберегающих технологий в быту.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа: 

Учитель физики:

  1. Скажите, какую роль играет в нашей жизни электрический ток?  

2.Кто скажет, что такое электроприборы?

(Электрический прибор – это техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу)

  1. Каково назначение электроприборов?
  2. Что является необходимым условием для работы электрических приборов?
  3. Назовите электроприборы, используемые в быту.

- Сегодня постараемся   с вами  определить их виды и назначение.

III. Изучение нового материала.

Учитель технологии:

-Вы сказали, что электрический прибор – это техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу.

 Запишите это определение.

/запись в тетрадь/

Учитель физики:

- Давайте, разберёмся, на какие группы разделяют электроприборы в зависимости от назначения.

(Индивидуальный  раздаточный  материал у обучающихся на столе, где даны изображения электроприборов, разобранных по группам, на интерактивной доске  отражаются все виды электроприборов

- В зависимости от назначения электроприборы условно разделяют на следующие группы:

Фрукты-овощи жуёт.

Их бросай в раскрытый рот.

Как слюна её вкусна!

Догадались, кто она? /соковыжималка/

/запись в тетрадь/

- Итак, первая группа электроприборов:

  1. Для приготовления пищи (плиты, миксеры, овощерезки, соковыжималки, кофеварки, тостеры, блендеры  и т.д.);

Учитель технологии:

Получив электроток,
чтобы сделать кипяток,
сам отключится, когда
в нём забулькает вода.   (Электрический чайник)

  1. Нагрева жидкости (чайники, самовары, кипятильники, водонагреватели);

Учитель физики:

Наш приборчик, как живой —

Дует, крутит головой.

Летом отдыха не знает,

Дома воздух разгоняет. /Вентилятор/

  1. Дополнительного обогрева и вентиляции помещений (радиаторы, камины, конвекторы, вентиляторы, кондиционеры)

Учитель технологии:

Не шмель, не пчела и не муха
кружит и жужжит возле уха.    (Электробритва)

При сушке вымытых волос
гудит почти как пылесос.        (Фен)

После стирки взад-вперёд
по всему белью снуёт.     (Утюг)

  1. Личной гигиены (утюги, фены, грелки);

Учитель физики:

Сидя, лёжа перед ним,
допоздна в него глядим.   (Телевизор)

  1. Проведения досуга (музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры);

Учитель технологии:

У него внутри всегда
есть какая-то еда,
и мороженое в нём
не растает жарким днём.   (Холодильник)

Загрязнённое бельё
чистым выйдет из неё.    (Стиральная машина)

Шерсть от вычесанной кошки,
завалявшиеся крошки –
всё глотает без разбора,
очищая пол от сора.      (Пылесос)

Когда холодный бутерброд
внутри неё упрячем,
немного времени пройдёт –
и вытащим горячим.     (Микроволновка)

  1. Бытовая техника (стиральные машины, холодильники, пылесосы);

Учитель физики:

Хоть имеет он экран,
помещается в карман;
с ним повсюду находясь,
мы с друзьями держим связь.    (Мобильный телефон)

  1. Средства связи (телефоны, радиотелефоны);

Учитель технологии:

Где, жужжа, вонзила жало,
там дыру образовала.    (Электродрель)

  1. Электроинструменты (паяльники, выжигатели, глянцеватели, дрели и т.д.).

 

       /по ходу ответов на доске появляются ответы на загадки/

Учитель  физики:

/групповая  работа/

      -  Каждый электроприбор имеет технический паспорт, в котором указывается напряжение, мощность, номер стандарта, год выпуска, название изготовителя, который находится на корпусе прибора в виде таблички, а так же инструкцию по применению, где указаны правила эксплуатации, особенности ухода за прибором, возможные неисправности и причины их устранения, гарантийные обязательства.

     

/показ и изучение технических паспортов/

- Как вы думаете, что такое гарантийные обязательства?

Гарантийные обязательства — это обязательное гарантийное обслуживание товара, работы или услуги.

Учитель физики:

  -  Сегодня жизнь людей невозможно представить без электробытовых приборов. Современная техника целиком основана на электричестве. И потребление её постоянно возрастает. Наиболее мощными, а значит и потребляющими большее количество электроэнергии, являются электронагревательные приборы (электроплиты, утюги, водонагреватели, стиральные машины, кондиционеры, СВЧ-печи и т.п.).

- Для подсчета потребленной электроэнергии применяют электросчетчики, которые устанавливаются на щитке для каждой квартиры.

Счётчик электрической энергии (электрический счётчик) — прибор для измерения расхода электроэнергии переменного или постоянного тока.

/запись в тетради/

- Он позволяет оплачивать только реальное потребление электроэнергии. 

(показ работы счетчика электроэнергии)

- Диск счетчика вращается только тогда, когда включен хотя бы один потребитель электроэнергии. Скорость вращения диска зависит от полной мощности включенных потребителей. 1 кВт·ч соответствует 1500 оборотам диска.

Учитель технологии:

- Электроснабжение должно осуществляться круглосуточно и бесперебойно. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается. 

Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества и требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления некачественных коммунальных услуг. 

Таким образом, если произошел скачек напряжения, необходимо обратиться с претензией к исполнителю коммунальной услуги, то есть в компанию, которая непосредственно поставляет коммунальные услуги в квартиры (управляющая организация, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация). 

Учитель физики:

- Любая хозяйка или хозяин заинтересован  в экономии бюджета. Поэтому, тема нашего урока актуальна, так как имеет большое практическое значение.

Практическая работа: «Расчет стоимости потребленной электроэнергии»

Пример 1. Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течение 6 часов. Найти работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии при тарифе 1,19 рубля за 1 кВт*ч.

Дано:

Р = 100 Вт

t = 6ч*30 = 180 ч

Тариф = 1,19 руб/кВт/ч

А - ?

Стоимость - ?

Решение

А = Р*t.

А = 100 Вт*180 ч = 18 000 Вт*ч = 18 кВт*ч.

Стоимость = 1,19 руб/(кВт*ч)*18 кВт*ч = 21,42 руб.

Ответ: А = 18 кВт*ч, стоимость = 21,42 руб.

      Несмотря на то, что стоимость электроэнергии, израсходованной на одну 100-ватную лампочку не очень велика, в масштабах современной квартиры за месяц может набежать солидная сумма.

Учитель технологии:

- А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу. (Учащимся раздают электробытовые приборы). Посмотрите на приборе, какова его мощность. Рассчитайте, какую электроэнергию он потребляет за 2 часа работы, а также её стоимость согласно тарифу.

(по окончании практической  работы учитель предлагает сделать

 взаимопроверку и поставить друг другу отметку)

Учитель физики:

- Ребята, знаете ли вы, сколько ваша семья тратит на оплату электроэнергии в месяц?

- Кто из вас умеет подсчитывать стоимость потребленной энергии? (создание проблемной ситуации)

  Используя показания электросчетчика, можно подсчитать расход электроэнергии за определенный период времени (например, за месяц).

/запись в тетради/

Лабораторно-практическая работа.

Тема работы: Определение стоимости потребленной электроэнергии за определенный период времени

Цель работы: рассчитать количество и стоимость потребленной электроэнергии за определенный период времени.

Оборудование: электроприбор, паспорт электроприбора.

Электроприбор

Потребляемая мощность

Время работы

Тариф,

руб./ кВт*ч

Стоимость,

С, руб.

P, Вт

P, кВт

t

t, ч

1

Утюг

1525

1,525

30 мин

0,5

3,34

2,55

2

DVD−плеер

14

0,014

2 ч

2

3,34

0,09

3

Пылесос

1400

1,4

12 мин

0,2

3,34

0,94

4

Лобзик

705

0,705

15 мин

0,25

3,34

0,59

5

Обогреватель

1800

1,8

3 ч

3

3,34

18,04

6

Паяльник

60

0,06

15 мин

0,25

3,34

0,05

7

Тостер

900

0,9

6 мин

0,1

3,34

0,30

8

Фен

1800

1,8

18 мин

0,3

3,34

1,80

9

Электрический

чайник

2000

2

9 мин

0,15

3,34

1,00

Стоимость потребленной электроэнергии за день

25,36

Стоимость потребленной электроэнергии за месяц (30 дней)

760,8

Учитель физики:

- Действительно, в масштабах современной квартиры за месяц может набежать солидная сумма.        

- Ребята, а надо ли нам с вами рационально и бережно относиться к электроэнергии?

Учитель технологии:

- Какие пути экономии электроэнергии вы можете предложить?

Обобщив и дополнив, можно сформулировать следующие правила экономного потребления электроэнергии:

  • не включать осветительные и электронагревательные приборы без надобности;
  • используйте экономичный режим работы бытовых электроприборов (стиральных машин, электроплит, пылесосов);
  • уходя из квартиры, убедитесь, что все электроприборы выключены (это правило одновременно является и правилом противопожарной безопасност

Учитель физики:

- Зависит ли расход электроэнергии от времени года? (Да, зависит)

- В какое время года потребление  электроэнергии увеличивается?(Зимний период)

Учитель технологии:

- Почему? (В зимний период времени используют электрические приборы группы «Дополнительного обогрева и вентиляции помещений»)

- Как можно сохранить тепло в доме? (заклеивать окна, поменять окна)

- Скажите, почему, увеличивается количество пожаров в жилых домах в зимний период времени? (Люди не соблюдают технику безопасности при использовании бытовых электрических приборов)

- Поэтому нам с Вами нужно знать правила техники безопасности при работе с бытовыми электрическими приборами.

Учитель физики:

- Давайте, обратимся к технической документации электроприборов и познакомимся с мерами безопасности каждого прибора. И попробуем выделить основные правила безопасности при обращении с бытовыми электроприборами.

/ответы детей/

Учитель технологии:

(обобщает ответы обучающихся)

  1. Опасно включать и выключать бытовые приборы мокрыми руками.
  2. Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку, а не за провод.
  3. Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми.
  4. Нагревательные электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках  и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов.
  5. Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора.
  6. Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. Нужно следить за тем, чтобы провода сильно не перекручивались, не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода.

- Электробытовая техника будет служить долго при соблюдении правил эксплуатации. Обращайте особое внимание на соблюдение режимов работы бытовой техники. Необходимо внимательно изучать руководство по эксплуатации, технические характеристики, меры предосторожности, чтобы свести к минимуму риск выхода электроприбора из строя.

Учитель физики:

- Использование энергосберегающих технологий в быту.

- Какие пути экономии электроэнергии вы можете предложить?

/обобщая и дополняя ответы учащихся,

учитель формулирует следующие правила экономного потребления электроэнергии/

  • не включать осветительные и электронагревательные приборы без надобности;
  • используйте экономичный режим работы бытовых электроприборов (стиральных машин, электроплит, пылесосов);
  • уходя из квартиры, убедитесь, что все электроприборы выключены (это правило одновременно является и правилом противопожарной безопасности).

Учитель технологии:

     - Давайте сформулируем другие правила безопасности при работе бытовых электроприборов.

       - Первой группе составить правила техники безопасности, используя частицу НЕ, вторая группа составляет на основании правил безопасности 1 группы без использования частицы не, т. е. объясняет, как необходимо поступить в той или иной ситуации.

1 группа

2 группа

1.НЕ тяни вилку за провод из розетки.

2.НЕ накручивайте шнур вокруг горячего утюга.

 3. НЕ отвлекайтесь во время работы с электроприборами

1.Одной рукой придерживать корпус розетки, а другой рукой вытащить  вилку электроприбора из розетки.

2. До полного остывания оставьте утюг на специальной подставке.

3. Следить за тем, чтобы не перекручивался шеур вов рвемя работы.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся (рефлексия).

(подведение итогов урока, заключительное слово учителя).

       Учитель технологии:

- Электробытовая техника будет служить долго при соблюдении правил эксплуатации. Обращайте особое внимание на соблюдение режимов работы бытовой техники. Необходимо внимательно изучать руководство по эксплуатации, технические характеристики, меры предосторожности, чтобы свести к минимуму риск выхода электроприбора из строя.

Учитель физики:

- Что мы повторили сегодня на уроке?

Учитель технологии:        

- Что нового мы узнали на этом уроке? (Классификация электрических приборов; Выяснили основные характеристики электрических приборов; Рассмотрели два способа расчета стоимости потребленной электроэнергии; Выяснили основные правила техники электробезопасности)

Учитель физики:

- Что Вам было интересно?

VI. Домашнее задание.

  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель физики:

1. Подсчитать расход электроэнергии компьютером за месяц.

Учитель технологии:        

2. Создать информационную листовку по ТБ при работе с электроприборами, используя ИИ.

Дополнительное задание:

       Познакомить учащихся с миром профессий. В процессе выполнения работы учащимся предлагается восстановить цепочку профессий, занятых в производстве электроприборов. 

Классификация электробытовой техники по назначению

        Электробытовая техника — техника, используемая в быту. Предназначается для облегчения домашних работ, экономии времени, создания комфорта в повседневной жизни человека.

Виды бытовой техники

Приготовление пищи

  1. сохранение продуктов:
  1. механическая обработка:
  1. термическая обработка:
  1. приготовление кофе, чая и напитков:

Уход за одеждой

Уборка в доме

Электротехника для развлечений

Персональный уход

  • фен,
  • электробритва,
  • электрощипцы для укладки волос,

Приборы для поддержания микроклимата в квартире

Информационно-вычислительная техника

  • персональный компьютер,
  • ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Урок – игра «Баскетбол. Совершенствование техники ведения и броска мяча». Разработка традиционного урока по баскетболу с вводом игровых технологий

Ход урока     Содержание Дозировка Организационно-методические указания I. Подготовительная часть(14-15 мин) 1. Организационный момент: Построение в одну шеренг...

Разработка бинарного урока "Приготовление заварного теста. Расчет норм выхода сырья на изделия из заварного полуфабриката, расчет стоимости готового изделия»"

Материал предназначен для проведения бинарного урока по дисциплинам  «Математика», «Технология приготовления мучных кондитерских изделий»  по теме «Приготовление заварного теста. Расчет норм...

Интегрированные уроки физической культуры и хореографии в 7 классе (методические рекомендации)

Использование упражнений из области хореографии в подготовительной части урока вместо ОРУ, с музыкальным сопровождением....

Открытый урок русского языка в 8 кл по теме"Односоставные предложения" Имя урока « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Данный урок может быть использован в качестве повторительно-обобщающего урока по теме "односоставные предложения" в 8 классе...

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...