Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Полуднякова Наталья Августиновна

Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и выводы? Почему произведения Достоевского и просты, и сложны одновременно? Почему чтение его романов требует определенных усилий не только ума, но и души?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoevskiy.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского  в 10-м классе

Тема урока: Пролог к творчеству
Ф.М.Достоевского. Художественный мир писателя.

Цели урока:

  • Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.
  • Показать особенности мировоззрения и
    своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.
  • Ввести учащихся в его художественный мир.

Дети на уроке работают по группам:

1 группа – библиографы
2 группа – литературоведы
Образ Достоевского- ученик исполняет роль
3 группа – критики
2 учащихся – лингвисты

ХОД УРОКА

1 чтец: (Приложение 1,
слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре
Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы
попытаемся понять, чему же учит нас Достоевский,
что может дать нам, современным людям, писатель,
живший в 19 веке. Быть может, мысли и выводы, к
которым он приходит, сегодня неактуальны?
Произведения Достоевского сложны, требуют
вдумчивого чтения, определенных усилий не только
ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и
понятны, если читать их с неравнодушным сердцем.
Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы
должны задать себе вопросы: для чего и как мы
живем? Что может позволить себе человек? Где
границы человеческой свободы? Великий писатель
через свой взгляд на мир, на человека, указывает
нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать
собственную душу.

Тема нашего урока (Приложение
1
, слайд 2)

Цель урока (Приложение
1
, слайд 3)

Двум учащимся дается задание поработать со
словарями и дать развернутое лексическое
значение слова «униженные и оскорбленные» ,
«преступление и наказание».

Трое учащихся работают с литературоведческими
справочниками, готовя материал для критиков.

Один учащийся работает с компьютером.

1 чтец: Звучит стихотворение В.
Набокова «Достоевский» (
Приложение
1
, слайд 4 – портрет Достоевского)

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Ученик рассказывает о семье писателя
(опережающее домашнее задание).
 

2 чтец

Василий Розанов писал:
«Достоевский есть самый интимный, самый
внутренний писатель, так что, читая его, – как
будто не другого кого-то читаешь, слушаешь
свою же душу, только глубже.

3 чтец: Образ Достоевского: В моих книгах нет ни одного
слова лишнего, любое из них работает на общий
замысел.

3 чтец: 1845 год. Роман «Бедные
люди». Писатель показывает, что думают о себе
«маленькие люди».Достоевского интересует
самосознание героев. Его цель - дать возможность
исповедоваться, высказаться о том, что унижает и
оскорбляет. В центре романа Достоевского –
история чистой и возвышенной любви чиновника
Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки
Доброселовой. Избранная писателем форма романа в
письмах позволила ему с необыкновенной теплотой
и лиризмом раскрыть душевную красоту и
благородство своих героев. Характер
униженного и оскобленного человека, появившийся
в литературе с подачи Ф.М.Достоевского, – главное
открытие в творчестве и самого писателя.

4 чтец: 22 декабря 1849 года на Семеновском
плацу в Петербурге была инсценирована казнь
Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний
момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года –
он солдат в Сибирском военном батальоне. Время
солдатчины – длительная пауза в
творческом развитии писателя. Доброта,
справедливость, участие простых людей
воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для
того, чтобы Достоевский смог восстановить свою
литературную репутацию.
В 1860 году появляется роман «Униженные и
оскорбленные».

1 ученик дает определение по словарям
«униженные и оскорбленные».

5 чтец: Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и
«Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит
программу «почвенничества», которая стала
мировоззренческой основой художественных и
публицистических произведений Ф.М.Достоевского.
Он выделял три основных момента в народной
нравственности:

1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно прийти на помощь без
насилия над собой и ограничения собственной
свободы.

1 чтец: В 1868 году появляется роман «Идиот».
«Красота спасет мир»,- это изречение
великого писателя знакомо каждому, как и главному герою
князю Мышкину. Оно дает возможность поверить в добро,
постичь самые глубинные, скрытые от постороннего
глаза движения души. Человек, обладающий
одухотворенностью, освященный любовью и
страданием, как Христос, способен спасти мир.
Именно эта красота, « восстанавливая» каждую
отдельно взятую личность, и призвана,
по Достоевскому, спасти мир. Христос для
Достоевского – воплощенная красота.

Образ Достоевского: «Человек есть
тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно
время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть
человеком».

2 чтец: 1866 год. Роман «Преступление и
наказание». У Достоевского сложилась своя
концепция наказания: преступника может наказать
не официальный суд и каторга, а только суд своей
совести.

2 ученик дает трактовку словам « преступление
и наказание», используя словарь С.И.Ожегова
«Современного русского языка».

3 чтец: В романах ярко проявились главные
особенности художественного мира
Ф.М.Достоевского:

1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
2. Заставил литературу говорить о философских
проблемах языком художественных образов;
3. Слияние художника и мыслителя привело к
возникновению художественности нового типа;
4. Реализм Достоевского – философский,
психологический; он стал одним из первых
критиков идей индивидуализма и анархизма,
противопоставляя этим разрушительным идеям свою
веру в бога, в человеколюбие, в людей,
вдохновенных верой в добро, стремящихся к
справедливости.

4 чтец: Художественный мир
Достоевского – мир мысли и напряженных
нравственно-философских исканий.
Психологизм – важнейшая особенность всех
произведений Достоевского. Он уделяет большое
внимание описанию внутреннего мира героев.
Реалист Достоевский не перекладывает на «среду»
и обстоятельства ответственность за поступки
людей и их результат. Он создал жанр
«полифонического романа», в котором идеи, теории,
концепции испытываются практикой жизни.
Обретение нравственной истины, которая
является достоянием всех и раскрывается каждому
человеку в опыте его страданий и мучительных
духовных поисков, в его движении к
нравственному совершенству.

Критики о творчестве Ф.М.Достоевского.

Образ Достоевского.
« …Человек, потрудись на
родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и
узришь правду .Эта правда в твоем собственном
труде над собою. Победишь себя и станешь свободен
и начнешь великое дело, и других свободными
сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец
народ свой и святую правду его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Знакомство с электронными таблицами"

Разработка урока по УМК Босовой для 7 класса с конспектом урока и презентацией. Разработана для аттестации по-новому на первую категорию. Буду благодарна за дополнения и варианты улучшения....

Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...

Методические разработки по декоративно-прикладному творчеству.

Данный материал используется в преподавании основ декоративно-прикладного творчества, таких как роспись по стеклу, по тканям, по дереву на занятиях в группах дополнительного образования для младших шк...

Разработка урока "Знакомство с фразеологизмами""

Образовательная цель урока: знакомство с фразеологизмами – устойчивыми оборотами речи.Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи...

Разработка урока "Знакомство с Visual Basic"

В архив входят материалы к первому уроку по теме "Среда визуального программирования": конспект урока, Презентация к данному уроку с примерами готовых приложений, созданных в VB, сообщение для учащихс...

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

Методическая разработка урока «Знакомство с красочными приемами звукоизвлечения на балалайке»

Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия ученика в ...