Мастер-класс «Прикоснитесь к слову!»
методическая разработка по литературе

Семёнова Елена Ревокатовна

Часто при работе с текстами мы сталкиваемся с ложным толкованием непонятных слов. В рамках системно-деятельностного подхода мы нашли решение этой проблемы. Путем активизации поискового интереса с учетом возрастных, личностных и психологических особенностей детей мы организовали такую работу со словом, которая позволяет каждому учащемуся с удовольствием формировать и расширять лексический запас. Данный мастер-класс, разработанный для занятий во внеурочной деятельности, позволит на практике получить знание о слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Прикоснитесь к слову!»

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. (Альберт Эйнштейн)

Слова Альберта Эйнштейна стали истиной в решении учебных задач. Проблема часто оказывается на поверхности. Итак, постараемся её найти.

(Просмотр видеофрагмента «Устами младенца»)

- О ком рассказывали малыши?

Часто при работе с текстами мы сталкиваемся с ложным толкованием непонятных слов. В рамках системно-деятельностного подхода мы нашли решение этой проблемы. Путем активизации поискового интереса с учетом возрастных, личностных и психологических особенностей детей мы организовали такую работу со словом, которая позволяет каждому учащемуся с удовольствием формировать и расширять лексический запас.

 (РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА)

Тип восприятия учащихся

Типы

Аудиал

Визуал

Кинестетик

Аудиал-визуал

Кол-во детей

5

3

12

2

Кол-во детей в %

23

14

54

9

Психолог Уильям Джеймс  делит людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Каждый из этих типов избирает удобный для себя способ познания мира. Результаты психологического теста показали, что 54 % учеников 6 класса, в котором я преподаю русский язык, - кинестетики. Поэтому запоминание слова должно происходить следующим образом:

Задача нашего занятия - прийти к результату: увидеть образ конкретного слова через обращение к словарным статьям и создать мини-текст, соответственно заданию.

          Слово- значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений, а также обладающая совокупностью признаков, присущих словам в данном языке.

С понятием слова связан следующий парадокс: с одной стороны,  мы понимаем значение каждого произнесённого нами слова, с другой стороны, понятие слова трудноопределимо,  мы не всегда можем  правильно сформулировать лексическое значение слова. Сегодня мы с вами попробуем «увидеть» и «почувствовать» слово «Лазурный»  с абстрактным значением, а результаты наших наблюдений мы будем размещать на странице словаря (ПОКАЗАТЬ ОБРАЗЕЦ).

Я предлагаю вам ознакомиться со словарными статьями  толковых словарей. Обратите внимание, что слово «лазурный» многозначно. Одно и то же слово по-разному проявляет себя в зависимости от контекста.  Так что же такое «лазурный»?

- Каково же его значение  в первой словарной статье? (зачитывают выписки из словарей).

“Лазурный”
в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

лазурный

ЛАЗУ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.

  1. Цвета лазури, светло-синий. Лазурное небо. Л. берег (у тёплого южного моря). 
  2. перен.: идиллический (идиллический — бестревожный, умиротворенный, голубой, мирный, лазурный, безбурный, идилличный, безмятежный, спокойный, покойный. Словарь русских синонимов.), несбыточные). Лазурные мечты.

| сущ. лазурность, -и, ж.

“Лазурный”
в словаре Д.Н. Ушакова. Большой толковый словарь современного русского языка

лазурный

ЛАЗУ́РНЫЙ, лазурная, лазурное; лазурен, лазурна, лазурно (·поэт. ).

Цвета лазури, светло-синий. Лазурная гладь. Лазурное море. Лазурные волны. Лазурная ночь.

Таким образом, можно сделать вывод о многозначности слова.

 - Приклейте на страницу обе статьи, воспользовавшись клеем и кисточкой.

Корень «лазур» весьма продуктивный, позволяющий образовать новые слова, отражающие  многообразие смысловых единиц.

- Давайте попробуем образовать новые слова при помощи суффиксов. (СЛОВАРЬ). Воспользуйтесь выпиской из словообразовательного словаря под номером 3.

Лазурь                 лазур-н-(ый)                               лазурн-о

   лазурн-ость

Итак, словообразование тесно связано с лексикой и  грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его ЛЗ и это дает возможность правильно, грамотно употребить нужное значение слова в определенном тексте.

- Вклейте выписку в статью.

Я предлагаю определить, как же работает слово ЛАЗУРНЫЙ в тексте, как реализуется многообразие его значений в конкретном произведении.

Перед вами лежит литературный материал нашего занятия. Работая в парах, прочитайте отрывок из произведения, определите, какое значение слова реализуется в данном контексте.

Марина Цветаева

        МАМЕ

      (отрывок)

     С ранних лет нам близок, кто печален,

     Скучен смех и чужд домашний кров...

     Наш корабль не в добрый миг отчален

     И плывет по воле всех ветров!

     Все бледней лазурный остров-детство,

     Мы одни на палубе стоим.

     Видно грусть оставила в наследство

     Ты, о мама, девочкам своим!

         Осип Мандельштам

                   Silentium

              (Отрывок)
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день
И пены бледная сирень
В черно-
лазоревом сосуде.

              КАРТОН,
   Поэма, творение древнего

каледонского барда Оссияна,

         сына царя Фингала

                            (Отрывок)

«О, как ты сановит и красен,
О сын лазуревых морей!
Твой меч — как огненосный луч,
Копье твое — высока со́сна,
Пренебрегающая бурю;
Твой щит — как полная луна,
Румяно юное лицо,
И мягки вьющиеся кудри.

П. Драверт

   ОПАЛ

(Отрывок)

А он, заключенный в объятьях кремнистых,
Впитал отдаленной природы цвета - 
Лазурность морей в берегах золотистых,
И пурпур заката и зелень листа.

А.С.Пушкин

  «Деревня»

                     (Отрывок)

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер
лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда...

Задание: определите значение слова.

Используя кейс-метод, мы отработали языковую ситуацию, набрали языковой материал для выполнения итогового задания.

Задание – закрепить образ слова «лазурный».

  1. Смешав цвета в ёмкости, попробуйте получить лазурный цвет.
  • Какие цвета использовали?
  • Найдите у себя на столе два цветочка, синего и зеленого цвета.
  • Приклейте их рядом со словом «лазурный», поставив между ними знак «+».
  1. Найдите предметы лазурного цвета в этом помещении.
  2. Подумайте, почему дизайнеры при создании вещей, предметов быта часто используют лазурный цвет?
  • Возьмите у себя на столах картинки с изображением предметов лазурного цвета.
  • Разместите понравившиеся у себя на странице.
  1. Давайте попробуем создать идиллическое, «лазурное» настроение. Дополните текст, подходящими по смыслу словами  с корнем  -лазур-.

Вывод:

  • Что помогло нам создать образ лазури?
  • При изучении каких учебных дисциплин мы можем пользоваться подобным созданием образа слова?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

Мастер-класс "Использование технологии Шаталова В.Ф. во 2 классе на уроке письма по теме "Слово".

Мастер-класс был проведён на Городском аукционе педагогических идей 5 марта 2014 года....

Мастер - класс по русскому языку в 6 классе "Портрет одного слова"

Мастер - класс "Портрет одного слова" разработан для учащихся 6-х классов. Работа построена на исследовании портрета слова "берёза" с привлечением знаний истории слова, фольклора, этимологии, фразеоло...

Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Мастер-класс по теме "Заимствованные слова"

мастер класс по теме "Заимствованные слова"...

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...

Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс; «Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения»), синтаксис 7 класс.

Мастер-классы  по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс;«Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения&raq...