Мастер - класс по русскому языку в 6 классе "Портрет одного слова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Мастер - класс "Портрет одного слова" разработан для учащихся 6-х классов. Работа построена на исследовании портрета слова "берёза" с привлечением знаний истории слова, фольклора, этимологии, фразеологии, живописи и музыки. Использованы разные формы и методы работы на уроке: работа в парах, работа в группах, работа со словарями. Данные методы развивают коммуникативные навыки у учащихся; создают для ребят ситуацию успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_portret_odnogo_slova.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение - общеобразовательная средняя школа №6 г. Маркса Саратовской области.
Мастер-класс на тему: «Портрет одного слова»
( 6 класс русский язык )
учитель высшей категории Сухенко Светлана Александровна
2015 год
Тема: Портрет слова «берёза»
Цели: Актуализировать знания учащихся.
Раскрыть богатство слова в поэзии, живописи; с точки зрения истории, фразеологии, этимологии. Создать портрет слова «берёза».
Развивать навыки анализа поэтического текста.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: словари, тексты стихов , презентация с иллюстрациями картин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя. Берёза! Русская берёза! Дивное творенье природы!
В.Рождественский писал:
Мы делим с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется -_в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
Берёза-символ Родины. Всё в ней : родная земля и печаль, и память , и любовь.
2. Проверка домашнего задания ( учащиеся распределены на 6 групп: энциклопедисты, этимологи, фразеологии, фольклористы, историки, искусствоведы). Каждая группа рассказывает о слове «берёза». Энциклопедисты. Берёза-наиболее часто встречающаяся лиственная порода в Северном полушарии. Различные виды берёзы распространены от субтропиков до тундры. Берёза - красивое дерево высотой 30-40м. Главная отличительность берёзы – покрытый берестой белый, желтоватый или розоватый ствол. Продолжительность жизни берёзы составляет 100-150 лет.
Этимологи. Берёза получила название по цвету коры .У древних славян существительное –бер- означало «светлый» , «белый».Именно от –бер- сначала образовалась берза,а потом берёза. Исходное значение этого слова белое дерево. Само слово «берёза» появилось в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Изначально берёза была символом плодородия и здоровья. На Руси белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали символом девичьей нежности и красоты. На праздник Троицы, в конце мая или начале июня, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома и храмы. «Берёзозолом» называли на Руси месяц апрель , а берёзу –деревом 4-х дел : первое дело –мир освещать,второе дело-крик утишать,третье дело- больных исцелять,четвёртое дело-чистоту соблюдать. Фразеологи. Слова берёза и берёзовый в ряде фразеологизмов: берёзовая каша (розги); дать «берёзой каши» наказать розгами, выпороть, высечь; берёза ума даёт( о розгах).В старой школе начало нового этапа обучения отмечали угощением(кашей) из одного котла. Нерадивых учеников вместо угощения кашей пороли берёзовыми розгами, «угощали» кашей. Фольклористы. В устном народном творчестве нередко можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу. Приметы: Из берёзы течёт много сока-к дождливому лету. Когда берёза перед ольхой лист распутит, лето будет сухое, если ольха наперёд-мокрое. Если в августе листья на берёзах желтеет снизу - ранний сев будет хорош. Если берёзовые ветки бросить на огородные грядки - не будет гусениц на капусте. Пословицы и поговорки: Берёза - не угроза , где стоит,там шумит. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова. Бела берёза - да дёготь чёрен. Историки. Согласно русским поверьям, в ветлах берёзы обитают Русалки. Во время Славянского праздника «Русалин» - рождение Русов-девушки завивают берёзку венком, водят хороводы вокруг наряженной берёзки, гадают по пущенным на воду венкам. Берёза обладает целебными качествами-берёзовый сок способствует очищению крови. Используемый в бане берёзовый веник служит средсвом ритуального очищения. Искусствоведы. Слово берёза в народных песнях, у мастеров слова имеет определение печальная. Берёза-это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями. Берёза всегда сопуствовала русскому человеку. Она стала символом России и благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях берёза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. 3.Работа с поэтическим текстом (каждой группе предлагаются тексты стихотворений о берёзе С.Есенина А. Прокофьева, Н.Палькина) Задание: выразительно прочитайте текст и найдите выразительные средства .
-Как раскрывается образ берёзы в поэзии?
4.Работа с иллюстрациями картин известных художников.
Показ слайдов (А.Куинджи , И.Грабарь , И.Левитан, И.Шишкин)
-Какой представлена берёза в живописи?
5.Творческое задание. Продолжите текст (5-6 предложений)
Мы гуляли в берёзовой роще, там было тихо и тепло .Вдруг одна берёза низко наклонилась ко мне и шепнула на ухо: « ……..»
6.Составление синквейна слова «берёза» (работа в группах)
Берёза
Тонкая, белоствольная
Растёт, зеленеет, радует
Берёза-символ России
Дерево
7.Подведение итогов. Ребята, раскрыв происхождение , значение слова «берёза»,отметив роль в фольклоре, живописи, поэзии, мы создали портрет амечательного и простого слова.
Слово «берёза»- это символ России. Берёза прекрасна в любое время года. Завершает нашу встречу песня в исполнении А.Безрукова « Отчего так в России берёзы шумят» . Показ слайдов с иллюстрациями берёз в разные времена года)
8.Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Берёза-красавица русских лесов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»
Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...
УРОК - СКАЗКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА»
Цель урока:ü проверить основные знания учащегося о составе слова.Задачи урока:Образовательные:ü повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ü совершенствовать умение разбирать сло...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Цель урока:ü создать условия для обобщения знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...
Разработка мастер-класса по русскому языку "Экология языка". Язык интернета.
Разработка мастер-класса по русскому языку предназначена для проведения внеурочного занятия по русскому языку, Целевая аудитория 7-9классы....
мастер- класс по русскому языку в 6 классе "Портрет одного слова"
Для использования на уроках русского языка в 6 классе...
Мастер - класс по русскому языку. вступительное слово
Данный мастер - класс оказывает нвые методити в преподавании русского языка...