Мастер-класс "Использование технологии Шаталова В.Ф. во 2 классе на уроке письма по теме "Слово".
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс был проведён на Городском аукционе педагогических идей 5 марта 2014 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-ispolzovanie-tehnologii-shatalova-vf-na-urokah-pisma-2-klass.rar | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Активизация и интенсификация познавательной деятельности младших школьников на уроках письма. Урок письма
по теме «СЛОВО» во 2 классе СКОШ VIII вида
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы.
В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения. Процесс активизации познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии.
В отечественной психологии к исследованию проблемы обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. В дидактике исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения школьников Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. авторами.
Следует отметить, что: понятие “активность” раскрывается через понятие “деятельность”, а “деятельность”, через понятие “активность”. Активная деятельность определяется как деятельность усиленная “энергичная”. Понятие “активность”, включает отношение человека к окружающему, состояние его.
Согласно педагогическому словарю “активность личности” (от лат. аctivus – деятельный) – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении”. Активность познавательная определяется как “деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями”.
Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Я.А. Каменский писал: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности". Формируя интерес к урокам письма, использую в своей работе элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова.
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.
Особенности содержания
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации учащимся при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения.
Совершенствование содержания предполагает как минимум:
• рациональный отбор учебного материала;
• стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания.
Урок письма во 2 классе по теме: «Слово», имеющий цели научить различению названий предметов и названий действий по вопросам, был проведён как интегрированный по письму и по технологии. После инструктажа по ОТ каждый ученик вырезал из цветного картона три квадрата красного, зелёного и желтого цвета. Прочитали и повторили правило. При составлении опорной схемы-конспекта работа проходит так: учитель записывает основные положения на доске, дети - на карточке. Добавила к учебному материалу опорную карточку: какой? какая? какое? какие?- признаки (подчёркиваются волнистой линией). Когда работа закончена, даю образец ответа, затем отвечают сильные ученики, потом слабые. Выполняем упражнение, карточки нам помогают задавать вопросы и подчёркивать слова. Дети показывают карточки, а я сразу по цвету определяю: правильно или нет (обратная связь). Во время работы нет пассивных! Ведь это игра! Все работают активно. В классе есть ученики – консультанты, мои помощники. Они помогают слабым ученикам, то есть обучение принимает характер индивидуального и наглядно-практического, так как карточки отождествляются со словами. В процессе работы дети наблюдают за словами и замечают, что окончания слов и вопросов похожи. Эти карточки будут помогать нам и в 3, 4 классах.
Целенаправленная деятельность учащихся в учебном процессе придаёт познавательному процессу продуктивный характер. Осмысленность деятельности активизирует познавательный процесс и наполняет высоким смыслом: научным, практическим, общественным, личным.
Литература:
- Программы подготовительного и 1-4 классов образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, - Москва, «Просвещение», 1999
- Русский язык. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. – М.: Просвещение, 2012.
- Коррекция письма на уроках. 1-4 классы /Л. В. Зубарева,- Волгоград, Учитель, 2007.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы/ под ред. канд. пед. наук В. Г. Петровой.- М.: Просвещение, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Результаты исследований показали, что используя рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...
Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ-технологии и элементов ТРКМ по теме: "Зачем людям письмо".
Учебник русского языка для 5-го класса под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта труден, прежде всего, тем, что содержит постоянную рубрику «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст...
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...
Исследовательская работа " Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики"
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педа...
Открытый урок с использованием технологии развития критического мышления. 7 класс. Тема урока: Категория состояния.
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием категория состояния; показать отличие категории состояния от наречий и кратких прилагательных.Тип урока: урок объяснения нового материала.Планируемые ...
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя обо...