Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Хорольцев Алексей Анатольевич

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnokarta_literatura.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Тема: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

УМК: Рыжкова Т.В. Литература. 8 класс. Учебник в 2-х ч. М., «Академия», 2017.

Цель: Освоить содержания по теме «Тема страшного в литературе»

Задачи:

образовательные (предметные): уметь определять функции страха в литературном произведении, а также жанрового своеобразия, круга проблем и художественных особенностей баллады В. Жуковского «Светлана».

метапредметные: - формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи,

- развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

развивающие: - способствовать развитию самостоятельности, позитивного отношения к изучаемой теме, эмоциональной отзывчивости.

воспитательные: - обеспечить высокую творческую активность при выполнении учебных заданий,

- создать условия для воспитания уважительного отношения к литературным произведениям в процессе работы на уроке.

Прогнозируемые результаты:

  • предметные: умение определять функции страха в литературном произведении, а также жанрового своеобразия, круга проблем и художественных особенностей баллады В. Жуковского «Светлана».
  • формируемые УУД:

регулятивные

способность определять цель, оценивать свои действия и результат

познавательные

развитие навыков поиска информации в соответствии с учебным заданием, анализа, сравнения, обобщения и перевода информации в другие формы представления.

коммуникативные

формирование умения адекватно формулировать собственную позицию по данной теме, передать информацию собеседнику. Развитие владения разными формами речи и грамотного выражения своих мыслей.

Форма работы: групповая (в команде), в парах ...

Оборудование:

Сценарий урока

Этап урока        

(Возможные) приёмы и методы работы

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся        

1. Мотивационно-целевой        

Рассмотрите коллаж и определите, какое чувство на нем изображено? Выскажите предположения, почему именно так оно представляется?

Расскажите, вам приходилось испытывать страх? В каких ситуациях? Чего боится человек?

Назовите произведения, где описывается чувство страха. Сформулируйте тему урока.

Дает задание, организует обсуждение изображения и ответов на вопросы, комментирует ответы

Дает задание, корректирует формулировку темы

Ученики принимают и сохраняют задание, вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, формулируют ответы, передают информацию понятно для окружающих.

Подбирают произведения в соответствии с темой, проявляют интерес к теме.

2. Проектировочный

- Составьте тезисный план ответа на вопрос: зачем авторы обращаются к чувству страха в своих произведениях (Функция страха в произведении)

- Определите, все ли мы перечислили?

-Сформулируйте цель вашей работы (Провести анализ произведения, чтобы определить роль и значение темы страха в нем)

Дает задание. Организует обобщение.

Без анализа литературного произведения сделать это трудно. Поэтому обратимся к конкретному произведению, где тема страха является ведущей, и убедимся в правильности наших предположений.

Обобщают изученный материал, составляют план, формулируют цели

3. Операционно-деятельностный (реализация проекта)        

Тест на знание содержания баллады (можно организовать в формате Kahoot!)

  1. «Светлана» Жуковского как баллада и романтическое произведение. 

А) Дайте определение понятий «Романтизм» и «Баллада»

Б) Докажите, опираясь на определение данных понятий, что обращение к теме страха оправдано жанром и является типичной чертой литературных произведений романтизма.

В) Закончите предложения: «Баллада «Светлана» - романтическое произведение, поэтому…»

  1. Смысл названия баллады

А) Расскажите, в каких случаях авторам важно в названии означить имя героя?

Б) Какие ассоциации рождает имя главной героини?

В) Докажите, что значение имени Светлана важно для понимания смысла баллады

Г) Составьте словарик имен героев, имеющих значение для понимания идеи произведения.

  1. Анализ 1 и 2 строф (опрос)

А) Расскажите, что вы знаете о Святках и гаданиях. Перечислите святочные гадания, о которых говорится в  первой строфе.

Б) Определите, что в балладе передает настроение радости и счастья. Ответ обоснуйте.

В) Закончите предложение: «В стремлении узнать судьбу, смелости и удальстве гадания русского человека лежит такая его черта характера, как…»

  1. Анализ 3-6 строф (опрос)

А) Опишите, используя слова текста, состояние Светланы. Чем он отличается от чувств подруг?

Б) Подберите из текста слова – доказательства того, что Светлане было страшно во время гадания.

В) Докажите, что Светлана сильный и решительный человек

Г) Закончите предложение: «Путь в ночи Светланы – это символ…. Страшное путешествие Светланы – это результат…»

5. «Страшное путешествие» (Сон Светланы)

А) Расскажите, как поэт вызывает чувство страха у читателей.

Б) Выберите из фрагмента 1-2 ключевых слова и аргументируйте свой выбор.

В) Закончите предложение: «Самым страшным является… Спасением  для Светланы становится …»

  1. Анализ развязки

А) Изменилось ли состояние Светланы после пробуждения? Прочитайте строки, доказывающие ваше мнение.

Б) Сравните пейзаж развязки и пейзаж страшного сна: чем отличаются картины и о чем это говорит?

В) Определите, к какому из двух миров ближе состояние Светланы.

Г) Объясните, почему автор использует в балладе следующие средства выразительности: повтор «та же», «тот же», «те же», метафору «опыт разлуки», глаголы в повелительном наклонении.

Д) Докажите, используя содержание баллады, что мир реальный и ирреальный трудно разделить, они взаимосвязаны, отражаются один в другом.

Е) «Переведите» слова последней строфы на язык прозы.

Ж)  Закончите предложение: « Человек должен радостно относиться к жизни, потому что…»

Индивидуальные задания:

А) Перечислите, что было страшным в балладе

Б) Объясните, почему опасности миновали Светлану. Запишите ответ.

В) Перед вами коллаж «Страх». Правая часть пустая. Что бы вы нарисовали или написали на ней?

Дома вы прочитали балладу В.А. Жуковского «Светлана». Давайте проверим знание текста.

Организует работу с текстом в группах.

Сохраняет интерес к теме, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому"

Опрос по вопросам, оценивание и комментирование ответов.        

Ученики выполнят тест

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, выполняет задания

4. Контрольно-оценочный

Индивидуальная письменная работа.

  1. Составьте тезисный план ответа на вопрос «Зачем авторы обращаются к теме страха в своих произведениях»

При необходимости можно использовать памятку или шаблон.

Организует процесс самоконтроля

Осуществляют самоконтроль

5. Рефлексия        

1) Отметьте строфу, которую вы бы выучили наизусть. Объясните выбор

2) Сформулируйте предложение о своем отношении к проблеме: «Для меня предложенная проблема…»

Организует обсуждение вопросов, дает комментарий

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

Домашнее задание: Найдите в дополнительных источниках информации материал на тему «История отношений В. Жуковского и М. Протасовой» :

  1. Расскажите, что вам показалось интересным в биографии В. Жуковского
  2. Докажите, используя факты биографии В.Жуковского, что в балладе «Светлана» отразились личные переживания автора
  3. Какую галерею портретов, картин вы бы составили для иллюстрации данных фрагментов биографии В.А. Жуковского и баллады.


Тест на знание сюжета баллады В. Жуковского «Светлана»

  1. На что гадали девушки в крещенский вечер?

А) На суженого

Б) На то, сколько у них будет детей

В) На то, что их ждет в этом году

  1. Почему только Светлана грустит в этот вечер?

А) Родители выдают её замуж против воли

Б) Уже год она не получает вестей от возлюбленного

В) Ей приснился сон, который сулил несчастья

  1. Что увидела Светлана за своей спиной во время гадания?

А) Своего милого

Б) Черта

В) Умершего отца

  1. Что видит Светлана в хижине, в которой она укрылась от метели?

А) Разбойников

Б) Старуху

В) Гроб

5. Что делает Светлана в хижине?

А) Поет

Б) Молится

В) Лежит без чувств

  1. Кто спускается к Светлане в хижине?

А) Ворон

Б) Голубь

В) Филин

  1. Что происходит в хижине ночью?

А) В окна хижины лезет нечисть

Б) Мертвец встает из гроба, и оказывается, что это её жених

В) Её обступают призраки

  1. Кто приходит к Светлане на помощь?

А) Её жених

Б) голубок

В) Господь

  1. Где проснулась Светлана?

А) В той самой хижине

Б) Посреди поля

В) В своей светлице

  1. Что на самом деле случилось с женихом Светланы?

А) Он погиб на войне

Б) Он замерз по дороге к ней

В) Он вернулся, и они сыграли свадьбу


Памятка

Для того чтобы составить план по теме, нужно сделать следующее:

  1. Сформулировать тезис, составить небольшое вступлении. (См. 312 страницу учебника)
  2. По содержанию урока подберите аргументы о том, зачем обращается к теме страха В. Жуковский. Для этого вспомните ,что в балладе было страшным, как это раскрывается автором и какова главная авторская идея ,выраженная в тексте. Можно обратиться к обобщающим записям, сделанным на уроке.

В экспозиции

В описании гадания и чувств Светланы

В страшном сне

В развязке

Объедините сходные аргументы в единый пункт плана, сформулируйте тезис и запишите 3-4 пункта тезисного плана

Сделайте вывод о позитивной роли страха в искусстве

Шаблон

Восстановите текст

Страх – это одна из основ человеческого бытия и одно из его бедствий. Все мировое искусство пронизано этой темой. Почему же тема страха в литературе является одной из распространенных? Обращение к э тому чувству обусловлено целым рядом причин:

Во-первых, настоящее искусство, изображая страшное, помогает…….. страх, а не ………. Его

Во-вторых, страх играет………….. роль, так как пробуждает в человеке ………………..

В-третьих, переживание страха помогает…………. Жизнь, …………………. Основы бытия и смысл человеческого существования.

Кроме того, то, как переживает страх герой, позволяет ………………………… Страх связан с ………………, и это приводит к пониманию……………………………

Таким образом, в искусстве страх не является негативным явлением, а становится средством раскрытия разных сторон жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы

Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы...