Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы Казанцевой К.С.
Тема урока | Переходные и непереходные глаголы | ||||
Класс | 5 класс | ||||
Цель урока | Познакомить учеников с переходными и непереходными глаголами | ||||
Задачи урока | Образовательные: - закрепить и обобщить знания учащихся о связи слов в словосочетаниях, о дополнениях; - формировать у учащихся умение отличать переходные глаголы от непереходных Развивающие: - формировать способность учащихся к применению нового способа действия;\ - развивать умения построения пути выхода из затруднения, самостоятельного применения знания, самоконтроля, оценивания своей работы на уроке; - развивать навыки работы в группе, творческие способности, устную речь учеников Воспитательные: - способствовать воспитанию положительных качеств личности; - создать условия для формирования интереса к русскому языку | ||||
Оборудование | Мультимедиа, карточки с заданиями для индивидуальной самостоятельной работы и работы в группах, карточка - эталон для проверки самостоятельной работы | ||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Самоопределение (мотивация) к деятельности (4 мин.) | Создание условий для включения учеников в учебную деятельность | Организовывает повторение материала, необходимого для изучения новой темы | Вспоминают изученный материал о словосочетании и дополнении. 1. Дают определения понятиям (словосочетание, дополнение). 2. У доски выполняют последовательные операции для решения учебной задачи (найти главные и зависимые слова в словосочетаниях, обозначить падеж зависимых слов и подчеркнуть их как члены предложения) . 3. Фронтальная работа. Обобщают, отвечая на вопросы учителя: - Какие члены предложения называются дополнениями? - Какими частями речи они могут быть выражены? | Слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности (5 мин.) | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действий | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи | Читают текст упр. 544 по цепочке, устно выделяют и называют словосочетания «сказуемое + дополнение», определяя падеж существительного, которым выражено дополнение. Группируют словосочетания, сравнивают свои ответы с информацией на экране, наблюдают за словосочетаниями, обнаруживают затруднение в определении отличий глаголов в первой и второй колонках | Работают в парах, учатся обсуждать друг с другом поставленную задачу (по какому принципу сгруппировать словосочетания). Осознанно строят речевые высказывания | Самостоятельно исследуют условия учебной задачи (упр. 544 - выделяют словосочетания «сказуемое + дополнение» из текста, определяют падеж сущ., которым выражено дополнение), |
3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности (3 мин.) | Выявление места затруднения, его причины, постановка цели | Направляет работу учеников на выявление причин затруднений и постановку цели
| Проводят наблюдение: читают записанную учителем на доске тему урока, просматривают на слайде сгруппированные ранее в две колонки словосочетания и самостоятельно формулируют проблему урока. (Как отличить переходные глаголы от непереходных) Сравнивают свою формулировку проблемы с формулировкой в учебнике. Пытаются ответить на проблемный вопрос. Выявляют причину затруднения. | Работают в парах, учатся обсуждать друг с другом поставленную задачу (Задача – сформулировать проблему урока) | Наблюдая за темой урока и сгруппированными словосочетаниями, самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему |
4. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.) | Построение учениками нового способа действия и формирование способности к его выполнению (эталон) | Стимулирует учеников к построению нового способа действия, формирует способность к его применению | Выдвигают гипотезы. Проверяют их и делают выводы. Ищут дополнительную информацию в учебнике (читают правило). Обобщают информацию о переходных и непереходных глаголах. Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, строят логическое рассуждение, устанавливая причинно – следственные связи (для построения алгоритма). Представляют информацию в виде алгоритма. Сравнивают построенный самостоятельно алгоритм с готовым на экране. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Выдвигают версии решения проблемы, самостоятельно ищут средства достижения цели, строят проект выхода из затруднения (составляют алгоритм) |
5. Первичное закрепление нового способа деятельности во внешней речи (4 мин.) | Усвоение учениками нового способа действия в коллективной работе | Контролирует и оценивает выполнение по эталону в коллективной работе с проговариванием учениками каждого шага (или каждой операции) | Выполняют задание с применением алгоритма, проговаривая вслух все шаги (у доски 3 ученика по очереди записывают словосочетания и определяют переходность – непереходность глаголов) | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия | Осуществляют пошаговый контроль по результату. Отрабатывают новый способ действий в целом. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин.) | Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | Организовывает самостоятельную практическую и самостоятельную коррекционную работу | Самостоятельно применяют новый способ действия (определяют, переходность – непереходность глаголов в словосочетаниях на карточках, предложенных учителем). Самостоятельно сверяют результаты своей работы с эталоном. Самостоятельно выявляют допущенные ошибки и их причины. Оценивают свою самостоятельную работу. Отвечает письменно на вопросы: - Какое было задание? - Удалось ли его выполнить? - Задание выполнено верно или не совсем? В чём были ошибки? Как их устранить? - Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? | Отображают во внутренней речи (объясняют) совершаемые операции (шаги) с целью усвоения нового способа действия | Применяя алгоритм, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, ищут способы выхода из ситуации неуспеха. Осуществляют самоконтроль по эталону |
7. Включение нового материала в систему знаний (13 мин.) | Включение нового способа действий в систему знаний и повторения | Выполняет роль консультанта в групповой работе учеников | Самостоятельно в группах создают письменные работы творческого и практического характера. Базовый уровень 1-я гр. выписывает из предложенного учителем текста в 2 колонки словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Повышенный уровень 2-я гр. пишет сочинение на тему «Как мы готовим домашние задания». Обозначает в тексте переходные и непереходные глаголы. 3-я гр. пишет сочинение на тему «Мы строим дом». Обозначает в тексте переходные и непереходные глаголы. Ученики оформляют свои работы на листах и представляют классу результаты работы групп в виде сочинения, практической работы (у доски объявляют задачи, стоящие перед группой, читают работу, объясняют выполненное задание), дают оценку работы своей группы. | Самостоятельно учатся организовывать учебное взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, толерантно строить отношения с членами группы | Самостоятельно составляют в группе план выполнения задания, сверяют свои действия с целью деятельности |
8. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий | Контроль и оценка | Диагностическая индивидуальная работа (на выходе): Контролируют и оценивают работу на уроке. Ученики отвечают в тетради на вопросы: - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли мы цели? - От чего зависит, является глагол переходным или непереходным? - Какие слова на уроке были ключевыми? - Где могут пригодиться полученные знания? Выставление оценок. Домашнее задание: Прочитать правило на стр. 128, приготовить рассказ о переходных и непереходных глаголах; написать сочинение – миниатюру на тему «Зимние забавы», обозначить переходные и непереходные глаголы. | Проводят рефлексию во внутренней речи | Каждый ученик осуществляет пошаговый контроль своей деятельности, выстраивает при необходимости план коррегирующих действий на ближайшее будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...
конспект урока по технологии деятельностного метода обучения "Правописание приставок пре- и при-"
Материал может быть использован для подготовки к урокам русского языка по технологии деятельностного метода обучения...
Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС
Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...
Технологическая карта урока "Имя существительное как часть речи" по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения.
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения....
Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна
Превратить учебу в увлекательное действие, мотивировать их познавательную активность, позволит на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...