Технологическая карта урока литературы
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
5 класс
УМК. Учебник «Литература» в двух частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина
Тема: «Наедине с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)
Учитель | Литвиненко Яна Алексеевна |
Класс | 5б |
Предмет | Литература |
Тема урока | Наедине с тайгой (Из русской литературы ХХ века). |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | Проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты поведения маленького героя. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения. |
Универсальные учебные действия | |
Регулятивные | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. |
Познавательные | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему). |
Коммуникативные | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: оценивание содержания рассказа «Васюткино озеро»; осознание эстетической ценности произведений В.П. Астафьева; развитие таких черт, как трудолюбие, ответственность, мужество. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам. Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы. |
Материально-технические средства | Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку. |
Образовательные ресурсы |
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОУД | Формируемые УУД | |
1. Мобилизующий этап. Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала. | Приветствует класс, настраивает на урок | Читает стихи И. Мазнина: Как это приятно: проснуться и встать, И синее небо в окне увидать, И снова понять, что повсюду весна, Что утро и солнце прекраснее сна! – Дома просыпаться всегда радостно, а вот Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» проснулся в лесу. Почему? Что испытал он? | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Обмениваются впечатлениями. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность. |
2. Мотивация к учебной деятельности. Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Знакомит с заданием. Ставит учебную задачу.
-Посмотрите на экран, прокомментируйте слайды. (Виктор Астафьев, Название рассказа) | - Мы прочитали с вами рассказ В. П. Астафьева и на сегодняшнем уроке обобщим прочитанное.
-Какие два самых главных образа показаны в этом рассказе? - Какой самый главный вопрос волнует читателя? -Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора? | Отвечают на вопросы, корректируют ответы. Называют образы рассказа: тайга и человек Рассказывают о писателе, комментируют иллюстрацию к рассказу | Индивидуальная, Коллективная поисковая деятельность. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П. Построение логической цепочки рассуждений. К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
3. Введение в тему. Создать условия для погружения в проблемную ситуацию. | Предлагает объяснить лексическое значение слова наедине | -Давайте обратимся к очень важным для сегодняшнего урока словам. Наедине – один на один, т.е., никто не подскажет никто не увидит никто не поможет никто не поддержит, ты можешь рассчитывать только на себя! - А легко ли оказаться наедине с тайгой? Почему? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют главный вопрос: Что помогло Васютке в тайге? | Работа в парах, индивидуально. | П.Постановка и решение проблемы. Построение речевого высказывания. Л. Нравственно-этическая ориентация. |
4. Целеполагание, формулировка темы и цели урока. Формировать умение самостоятельно формулировать тему и цель урока | Предлагает посмотреть слайд-шоу «Наедине с тайгой» | Посмотрите на экран и подумайте, почему так трудно в тайге одному? - О чём конкретно мы будем сегодня говорить? -Попробуйте сформулировать цель урока. | Формулируют цель урока: проследить поведение героя в тайге, отметить его достоинства и самые напряжённые моменты | Индивидуальная работа | П. Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. К. Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли. Р. Постановка учебной задачи. |
5. Актуализация знаний. Анализ имеющихся знаний. Открытие новых знаний | Предлагает вспомнить и передать историю написания рассказа «Васюткино озеро» «Астафьев обращается к воспоминаниям далёкой поры детства, чтобы восстановить духовную атмосферу того времени, когда проходило первичное становление характеров его сверстников». Предлагает ответить на вопросы: Предлагает по набору слов определить эпизод | -Как родилась история про Васютку? -Это произведение называют автобиографичным. Почему? - В какое время года происходят события в рассказе? - Какие факты доказывают самостоятельность героя? - Какой эпизод становится завязкой? | Рассказывают историю написания рассказа. Отвечают на вопросы учителя. | Монолог | Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. К. Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли. Р. Постановка учебной задачи. |
6. Аналитическая работа. Цель: развивать умение анализировать прочитанное, группируя основные образы и понятия Вернисаж. | Определяет задания по парам: определить основные действия и умения героя в тайге; | Задания по вариантам I ряд – 133стр. II ряд – стр. 137, 139 III ряд – стр. 146 индивидуально: Как Васютка подбадривал себя, о чём вспоминал? (140) Какой эпизод показался тебе самым интересным? | Определяют основные действия: приготавливается к ночлегу; разводит костёр; готовит пищу в ямке (стр. 133); высматривает дорогу; борется со страхом; принимает решение куда идти (стр. 137) по приметам находит дорогу к воде (стр. 137); стреляет уток (стр. 139); определяет погоду (139) по гудку определяет направление к реке; привлекает внимание рыбаков дымом костра и выстрелами (146) Вернисаж. Защищают иллюстрации к рассказу | Работа в парах Вернисаж. | К. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач. |
7. Физкультминутка | Напоминает о минуте отдыха | Проводит ученик: встали, выпрямили плечи 1, 2, 3 руки на пояс, 2 наклона влево, 2 наклона вправо, сели. | |||
8. Основы исследовательской деятельности. Цель: развивать умение исследовать прочитанный материал | Предлагает группе учеников прочитать результаты исследования | -Тайга – центральный образ рассказа, но образ тайги собирательный, т. е. состоит он из множества образов флоры и фауны. -Видел ли эту красоту Васютка? | Читают свои работы: Как представлена фауна тайги? Что нового о растительном мире вы узнали из рассказа? | ||
9. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону. Практикум Цель: формировать умение выделять главное, определять ключевые понятия | Предлагает решить тестовые задания; ответить на вопрос. Комментируют коллаж | - Какой эпизод является кульминационным в развитии действия? -Счастливый финал рассказа свидетельство того, что герой справился с испытаниями. Что же ему помогло? | Называют «составляющие» счастливого исхода приключений героя. Составляют кластер | Индивидуальная | |
10. Рефлексия. Обобщить полученные на уроке сведения. Осмыслить выполненную на уроке работу, | Предлагает прочитать или пересказать самые запомнившиеся строчки рассказа, закончить предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения. | -Литература уникальна тем, что этот вид искусства мы храним в своей памяти и в какой-то момент можем произнести вслух. Какие строчки из рассказа вам запомнились особенно? И всё же самое ценное в художественной литературе – это её общечеловеческое значение. Главный итог урока, который тайга преподала герою Закончите фразу:
| Читают или пересказывают любимые строчки рассказа.. Оценивают работу на уроке. | ||
11. Домашнее задание | Предлагает написать ответ на вопрос: 1. «Чему научил меня рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»? | 2. Ответ на вопрос 4 (стр.152). | Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЯ
По набору слов определить эпизод рассказа:
_______________________________________________________
Шёл, следил, пометы, тропинки, зарастают
_______________________________________________________
Вершина, ель, кедровка, прицелился, щёлкнул
_______________________________________________________
На четвереньки, повалилась, в глубь леса, ранил, дробь
_______________________________________________________
Мох-бородач, куча, поджёг, тени, темнота
________________________________________________________
Снял телогрейку, кепку, с высоты, молчаливая, равнодушная
________________________________________________________
Стебли травы, прибавил шагу, берёзки, осинки
________________________________________________________
Берег озера, дрова, огонь, шишки, язык
________________________________________________________
Дух захватило, край берега, белые чайки
________________________________________________________
Закончите предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения:
Закончив предложения, сформулируйте жизненные уроки рассказа «Васюткино озеро»:
- Прийдя в лес, нельзя отвлекаться на что-то …
- Неожиданная удача может обернуться настоящей …
- Попав в беду, нельзя впадать в …
- Отчаяние лишает человека последних …
- Силы нужно находить в общении с …
- Законы природы нужно знать и …
- Ценой беспечности может стать самое дорогое – человеческая жизнь!
Пароход «Серго Орджоникидзе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
ФГОС технологическая карта литература 11 класс
ФГОС технологическая карта литература 11 класс...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
Технологические карты (литература) 6 класс.
Технологические карты к урокам литературы в 6 классе....
Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...
Технологическая карта. Литература
Урок литературы по рассказу В.Распутина "Уроки французского"...