Л.Н.Андреев. "Кусака".
план-конспект урока по литературе (5, 7 класс)
Данный урок является вторым в системе изучения рассказа Л.Н.Андреева «Кусака». Его цель – дать школьникам нравственный урок доброты и ответственности с помощью анализа художественного произведения. Чтобы настроить учащихся на изучение произведения для сопоставительного анализа предлагается стихотворение Э.Асадова «Глаза покинутой собаки» и подбор иллюстраций к произведению. Для реализации цели урока проводится репродуктивная беседа, а также учащимся предлагается охарактеризовать негативный поступок героев с помощью подбора как можно большего количества существительных. (Групповая работа). Кроме того учащимся предлагается написать небольшой рассказ по предложенным вопросам от лица собаки. В результате дети должны сами сделать выводы и аргументировать их. ( Чему учит рассказ, что они поняли?).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Л.Н. Андреев."Кусака".Конспект урока. | 34.15 КБ |
Л.Н. Андреев."Кусака".Презентация. | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Расссказ Л.Н.Андреева «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру
Тип урока: изучение нового материала
Дата проведения урока: 4.03.2017 г.
Цель урока: проанализировать рассказ, выявить его идею.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Формировать умение сопоставлять и анализировать художественные произведения разных родов и жанров на схожую тематику (рассказ Л.Андреева и стихотворение Э.Асадова).
2. Совершенствовать умение работать с художественным текстом с помощью комментированного чтения и устного ответа по предмету
3. Формировать умение обобщать изученный материал, делать выводы с помощью устного ответа по предмету
4.Расширять словарный запас школьников с помощью учебного задания (подбор существительных).
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников
- Воспитывать ответственное и доброе отношение к животным с помощью репродуктивной беседы
3.Воспитывать умение работать в коллективе с помощью организации работы в группах
Развивающие:
- Развивать воображение с помощью репродуктивной беседы и подбора иллюстраций к рассказу
- Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету
- Развивать умение аргументировать своё мнение с помощью устного ответа по предмету
Перечень оборудования: проектор, доска со слайдами.
Список литературы: электронные ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/27/urok-literatury-po-rasskazu-landreeva-kusaka
nfourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-literature-klassa-na-temu-mi-v-otvete-za-teh-kogo-priruchili-po-rasskazu-landreeva-kusaka-1465311.html
Хронометраж урока
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА | ХРОНОМЕТРАЖ |
1.Организационный | Метод: слово учителя Приём: приветственное вводное слово учителя |
|
2.Подготовка к изучению художественного произведения | Метод: чтение Приём: выразительное озвученное Метод: беседа Приём: репродуктивная фронтальная Метод: беседа Приём: репродуктивная фронтальная беседа | 10 мин |
3. Изучение художественного произведения | Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная Метод: слово учителя Приём: ведущее инструктирующее слово Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная Метод: слово учителя Приём: ведущее инструктирующее слово | 25 мин |
4.Обобщение изученного материала. Итог урока | Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная | 5 мин |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: приветственное вводное слово учителя Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Запишите дату и тему урока. Сегодня мы с вами продолжаем изучение рассказа Л.Н.Андреева «Кусака». | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое Письмо. Запись в тетради | Слайд с датой и темой |
2. Подготовка к изучению художественного произведения | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее инструктирующее В начале нашего урока я предлагаю вашему вниманию стихотворение Э.Асадова. Давайте прочитаем его, подумаем и ответим на вопросы: В чём заключается главная мысль стихотворения? Что до нас хотел донести автор? Как это стихотворение связано с темой нашего урока и рассказом Л.Н.Андреева «Кусака»? Вика, прочитай выразительно вслух. | Метод учения: чтение Приём обучения: выразительное озвученное чтение | Стихотворение Асадова(слайд) |
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа Хорошо, молодец. Ребята, теперь вернемся к поставленным вопросам. Как вы поняли смысл стихотворения, о чём оно? Что хотел нам сказать автор? Как это стихотворение связано с темой нашего урока и рассказом Л.Н.Андреева «Кусака»? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Автор призывает нас бережно относиться к братьям нашим меньшим. Они тяжело переживают предательство, и также как и люди страдают. В рассказе «Кусака» автор поднимает эту же проблему - ответственного, доброго отношения к животным и безответственности, равнодушия. Автор стихотворения, как и автор рассказа, призывает нас быть добрее, обратить внимание на тех, кто нуждается в нашем участии. | ||
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная Хорошо, молодцы. Теперь вспомним главного персонажа рассказа - Кусаку. Как вы её себе представляете? Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, какая из собак больше похожа на Кусаку? Почему? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ | Фотографии собак | |
3.Изучение художественного произведения | Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная беседа Хорошо. Ребята, для темы нашего урока представляет интерес финал рассказа, давайте вспомним, что там происходит? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету В финале произведения дачники уезжают в город и бросают Кусаку на даче. | |
Почему дачники бросают Кусаку? Найдите подтверждения в тексте. | Метод учения: чтение Приём обучения: комментированное чтение Потому что она не вписывается в городскую жизнь семьи, и к тому же она дворняга. А соседи предлагают им породистого щенка. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь» «Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!» | ||
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная беседа Ребята, в одном стихотворении о собаке есть такая фраза: «ведь может быть тело дворняги, а сердце - чистейшей породы»? Как вы её понимаете? Применимо ли это высказывание к Кусаке? Почему? Найдите подтверждение вашей позиции в тексте. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Это значит что дворняга настолько же, (а может быть ещё больше) преданна, как и породистая собака, она любит человека и верна ему, несмотря на отсутствие породы. Это высказывание применимо к Кусаке, т.к. она полюбила новых хозяев всей своей собачьей душой. Она охраняет и стережёт двор. «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить». | ||
Мама Лёли предлагает ей породистого щенка вместо дворняжки. Как вы думаете, породистый щенок лучше Кусаки? А чем плоха Кусака? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Кусака не хуже породистого щенка. Она также как и он нуждается в любви, ласке и заботе человека. | ||
Как вы думаете, нужны ли Кусаке любовь, забота, и ласка человека, или она может прожить и без них? Почему? Обоснуйте своё мнение примерами из текста. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Любое живое существо (кошка, собака и др.), нуждается в любви и ласке человек. Независимо от породы!!! «Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, — и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя». «Уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк». | ||
Скучает ли Кусака о своей прежней беспризорной жизни? Приведите примеры из текста. | Нет, Кусака не скучает о своей прошлой беспризорной жизни. « И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала». | ||
Мама Лёли говорит, что породистый щенок уже служит. Как вы думаете, служит ли людям Кусака? Приведите примеры из текста. Да, ребята всем известно, что собаки – это не только верные друзья человека, но и помощники. Во многих городах нашей страны есть даже памятники, посвященные собакам, кстати, не все они породистые. Сейчас я покажу вам некоторые из них. | Кусака рада служить своим хозяева «Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай». | Слайд с памятниками | |
Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее инструктирующее Хорошо. Ребята, подведём итог всему сказанному. Какой вывод мы можем сделать? Оля. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Кусака верно служит своим хозяевам. Любовь и ласка человека её преображает. Она расцветает, начинает верить человеку. Из забитой собаки Кусака становится преданным другом и грозным сторожем. Она узнаёт, что такое любовь и жаждет этой любви. | ||
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная беседа Хорошо, молодец. Теперь поговорим о хозяйке Кусаки Лёле. Нравится ли она вам? Почему? Действительно ли она любит Кусаку? Обоснуйте своё мнение. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Лёля не может быть надёжным другом. Она безответственная, легкомысленная. Собака для неё - это развлечение, веселье, игрушка на время. Лёля не любит Кусаку. Если бы она её любила, то не оставила бы.Такая доброта ни к чему не обязывает. Поиграли и забыли. Леля не умеет дружить. Собака - это не игрушка, а ответственность. | ||
Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее инструктирующее Хорошо, молодцы. Ребята, теперь нам нужно поработать в группах. Первый ряд - первая группа, второй-вторая, третий-третья. Каждой группе нужно ответить на вопрос: Как можно назвать поступок Лёли и её мамы? А для этого нужно подобрать и записать как можно больше существительных, характеризующих этот поступок. Вы коллективно обсуждаете, подбираете слова внутри группы.(5 минут). Затем от каждой группы выходит к доске один представитель. Всего три представителя, которые по очереди называют по одному слову. Лучше не повторяться. Когда слова заканчиваются, команда помогает своему участнику. Если слова заканчиваются, ученик выбывает. Выигрывает и получает отметки та команда, которая продержится дольше всех. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету Эгоизм, трусость, подлость, предательство, равнодушие, холодность, чёрствость, бессовестность, бездушие, наглость, бессердечие, безответственность, легкомыслие, жестокость, бесчувственность, бесчеловечность, безнравственность, лицемерие, безразличие, свинство. | Слайд с вопросом | |
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа Хорошо, ребята, молодцы, все отлично поработали. Работаем дальше. Вам наверняка знакома фраза французского писателя А.-де Сент-Экзюпери «ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Как вы её понимаете? Каким должно быть отношение к братьям нашим меньшим? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Это значит, что мы несём ответственность за жизнь и здоровье наших питомцев. И неважно, породистые они или нет. Мы не имеем право бросать их, оставлять на улице на произвол судьбы. Они полностью зависят от нас, они беззащитны. Бросить своего домашнего питомца, который верил тебе и любил тебя - это подлость и предательство. Это поступок недостойный порядочного человека. | Слайд с фразой | |
Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее инструктирующее Ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Дома напишите небольшой рассказ от лица Кусаки (от первого лица) в заключительной главе по предложенным вопросам. 1.Что чувствует брошенная на даче собака? 2.Почему она воет? 3.К чему она стремится, рвётся? 4.Чего ей не хватает? 5. Какой теперь будет её жизнь? Что с ней станет? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету | Раздаточный материал с вопросами | |
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа Ребята, проверяем. Кира, прочти свой рассказ. (Спросить несколько человек). | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ | ||
4. Итог урока. Обобщение изученного материала. | Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа Ребята, давайте сделаем вывод. Чему учит на рассказ? Какова его основная идея? Актуален ли он для нас? Почему? Спасибо за работу, урок окончен! | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Рассказ учит нас ответственности и состраданию к братьям нашим меньшим. Он крайне актуален в наше время. Проблема брошенных животных связана с безразличием и безответственностью человека. И сейчас она стоит очень остро. И касается нас всех. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью… как тут быть? Ее обидеть может всякий И даже попросту убить... Для комнатных нужна порода, А для дворовых — злобный нрав Ее обидела природа Достоинств этих ей не дав... Хозяева прогнали прочь, И я не в силах ей помочь! В моей квартире коммунальной Она помехой будет всем. Но плач ее призывный, дальний Мне душу вымотал совсем! И вот, настойчиво и глупо Я всех прошу, забыв покой Плесните ей немного супу! Погладьте ласковой рукой !
Хоть на часок пустите в сени! Пускай погреется она! Она поймет, она оценит, До смерти будет вам верна! Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк Внимательно вглядитесь, люди В глаза покинутых собак!
Как можно назвать поступок Лёли и её мамы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека
Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....
Леонид Андреев "Кусака"
На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу....
Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»
Конспект урока литературы....
Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
урок анализа произведения...
Л.Н. Андреев "Кусака"
Данный тест рассчитан на развитие умения работать с текстом, определять жанр произведения и находить художественно- выразительные средства...
«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...