Факультативный курс по литературе в 9-ом классе "За станицами учебника"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Факультативный курс по литературе в 9-ом классе "За станицами учебника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fakultativ_literatura_9_klass.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
Рабочая программа рассмотрена на заседании МО Протокол № _5______от «_22_» __05_____2019г. | «Согласовано» _________________________ заместитель директора по УВР «28__» ____08___2019г. | «Утверждено» Приказом директора ЧОУ «Православная гимназия Преподобного Сергия Радонежского» от «_30_» ____08___2019г. №101__ |
Рабочая программа факультатива
по литературе «За страницами учебника литературы»
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, IX класс
(уровень образования)
68 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Давыдова Татьяна Алексеевна, учитель литературы
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «За страницами учебника литературы» рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили знания, необходимые им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу.
Учащиеся часто испытывают трудности при анализе литературных текстов. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности.
Курс является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить вопросы теории литературы, дать дополнительную информацию по темам, которые недостаточно освещены в основной программе по литературе, освоить способы и приёмы анализа художественного текста.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе.
Особенностью включённых в программу произведений является то, что по жанру это, в основном, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для анализа во время урока.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако возможно варьирование материала.
Учащимся рекомендовано на каждом уроке делать записи, оформляя их в виде таблицы «Анализ социально-контекстного сюжета произведения».
Цель курса:
Формирование умений творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Задачи курса:
- формирование духовно развитой личности через приобщение учеников к глубине и красоте текстов русских поэтов и писателей;
- формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование потребности в самостоятельном чтении литературных текстов;
- развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья.
На занятиях элективного курса «За страницами учебника литературы» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, уроки-размышления, диалог с текстом, заочная экскурсия. Форма контроля - обучающая самостоятельная работа с текстом.
Курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
(предметные, метапредметные, личностные)
Ученик научится:
- воспринимать текст литературного произведения;
- читать выразительно фрагменты произведений русской литературы;
- давать общую характеристику литературного направления; художественного мира произведения;
- характеризовать героя русской литературы;
- выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
- анализировать литературное произведение;
- давать устный или письменный ответ по тексту произведения;
Ученик получит возможность научиться:
- формулировать осознанную читательскую позицию;
- использовать навыки анализа текста, устной и письменной речи;
- извлекать морально-нравственные уроки из прочитанных произведений;
- писать сочинения разных жанров,
- выступать перед публикой.
Содержание тем учебного курса.
I полугодие
1.Введение в курс. (1ч.)
2.Основные направления литературы 19 века (20ч.)
Классицизм. Основные особенности классицизма.
Представители русского классицизма. А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков.
Сочинения А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.)
М.В. Ломоносов – яркий представитель классицизма в России.
Д.И. Фонвизин. Комедия «Бригадир».
Сентиментализм. Общая характеристика.
Представители русского сентиментализма. Основные черты русского сентиментализма.
Жанры сентиментализма. Письма. Мемуары. Путешествия. Повести. Элегия.
Н.М. Карамзин – самый яркий представитель русского сентиментализма. «Письма русского путешественника».
И.И. Дмитриев и другие представители русского сентиментализма ( М. Н. Муравьев, В. В. Капнист, Н. А. Львов и др.)
Романтизм. Общая характеристика направления.
Основные принципы построения образов в романтических произведениях.
Главные представители романтизма в России.
К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, Е.А. Баратынский – поэты - представители романтизма.
Романтическая традиция в философской лирике Ф.И. Тютчева.
Романтическая проза А. А. Бесту́жева – Марлинского.
Реализм. Главные черты реализма.
Пушкин – «родоначальник русской реалистической литературы, давший совершенные образцы реалистического творчества».
Великие реалисты Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.
3. Изобразительно – выразительные средства языка(6ч.)
Метафора. Олицетворение. Метонимия. Эпитеты. Гипербола. Литота, перифраз. Сравнение. Анафора. Аллегория. Ирония.
Практическая работа с художественными текстами.
Изобразительные средства синтаксиса. Общая характеристика.
Синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, инверсия, градация, анафора и эпифора, антитеза.
Практическая работа с художественными текстами.
4 .Основные направления анализа прозаического текста(3ч.)
Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Пространство и время литературного произведения. Структурные мотивы художественного произведения. Приемы создания художественного образа человека.
Практическое занятие.
5.Основные направления анализа поэтического текста(3ч.)
Основные направления анализа поэтического текста. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Ритм, интонация стихотворения. Стихосложение.
Практическое занятие.
II полугодие
Вводное занятие. «Возвращение к духовным истокам в современной литературе».
Основные направления современной литературы.
1. «Уроки добра и милосердия» (отношение человека к животным)
С. Щербаков «Рабочая собака». Тема любви к братьям нашим меньшим.
2. «Наша пристань – родительский дом» (семья и семейные ценности)
Д. Бакин «Сын дерева».
Е. Носов «Лоскутное одеяло». Связь человека с историей семьи, родом.
Г. Бакланов «Кондратий».
Т. Лобова «Жар-птица».
Л. Улицкая «Бедная родственница». Семья – основа формирования нравственных ценностей человека.
«Как важно вовремя успеть»
Б. Екимов «Говори, мама, говори…».
Л. Петрушевская «Шопен и Мендельсон».
Б. Екимов «Подарок».
Л. Петрушевская «Страна».
В. Астафьев «Герань на снегу», «Алёха».
О. Фатеева «Родительский дом».
Б. Екимов «Продажа». Трагедия ребёнка в социально-неблагополучных семьях.
И. Полянская «Мама».
Л. Улицкая «Дочь Бухары». Самоотверженная материнская любовь, её роль в жизни ребёнка.
Ю. Яковлев «Мальчик с коньками».
А. Алексин «А тем временем где-то». Роль отца в жизни ребёнка.
«Основа основ – родительский дом».
«Наша пристань – родительский дом».
3. «Береги в себе человека» (нравственная красота человека).
Е. Носов «Яблочный спас».
«Ночь исцеления». Сочувствие, сострадание – важнейшие качества человека.
В.П. Астафьев «Бабушка с малиной». Отзывчивость на чужую беду.
Н. Сухинина. Сборник очерков и рассказов «Серёжки из чистого золота». Нравственный выбор человека.
А. Адамович «Немой».
Б. Екимов «Как рассказать», «Просто – соседи». Проблема гуманизма в современном обществе.
4. «Просто люди, но другие, не обычные, как все» (отношение общества к детям-инвалидам)
М. Петросян «Дом, в котором…». Умение видеть в людях только хорошее.
М. Самарский «Радуга для друга». Какие они, настоящие друзья?
И. Позднякова «Когда весь мир как будто за горой». Сложный внутренний мир ребёнка-инвалида.
А. Лиханов «Солнечное затмение», «Мальчик, которому больно».
Ю. Рыбко «Инвалиды».
Т. Крюкова «Костя+Ника».
5. «Жалейте бездомных животных»
Стихи о бездомных животных Е. Одеговой, Ю. Адейшвили, М. Андреевой, Н. Ожеговой, О. Логиновой.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Виды | Виды контроля |
План/ Факт | деятельности | |||
Введение. | ||||
1. | Введение в курс | |||
Основные направления литературы | ||||
2. | Классицизм. Основные особенности классицизма. | Знать отличительные черты литературных течений | Конспект лекции | |
3. | Представители русского классицизма. А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и др. Сочинения А. П. Сумарокова и его школы. М.В. Ломоносов – яркий представитель классицизма в России. | Находить признаки классицизма в произведениях писателей 18 века | Анализ эпизода | |
4. | ||||
5. | Д.И. Фонвизин. Комедия «Бригадир». | Выразительное чтение по ролям | Таблица «Черты классицизма в комедии» | |
6. | Сентиментализм. Общая характеристика. | Определение признаков сентиментализма | Конспект лекции | |
7. | Представители русского сентиментализма. Основные черты русского сентиментализма. | Знакомство с русскими сентименталистами | ||
8. | Жанры сентиментализма. Письма. Мемуары. Путешествия. Повести. Элегия. | Умение пользоваться жанрами | Создание текста в одном из жанров сентиментализм | |
9. | Н.М. Карамзин – самый яркий представитель русского сентиментализма. «Письма русского путешественника» (1791–1792). | Создание рассказа - выступления | План рассказа | |
10. | И.И. Дмитриев и другие представители русского сентиментализма (М. Н. Муравьев, В. В. Капнист, Н. А. Львов и др.) | Знать отличительные черты писателей | ||
11. | Романтизм. Общая характеристика направления. | Определение основных черт романтизма | Конспект лекции | |
12. | Основные принципы построения образов в романтических произведениях. | Создание характеристики образа героя | План характеристики | |
13. | Главные представители романтизма в России. | Подготовка доклада - выступления | Доклад | |
14. | К.Н. Батюшков. К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, Е.А. Баратынский – поэты- представители романтизма. | Знать основные принципы анализа поэтического текста | Анализ стихотворения | |
15. | ||||
16. | Романтическая традиция в философской лирике Ф.И. Тютчева. | Уметь анализировать философскую лирику | Частичный анализ текста | |
17. | Романтическая проза А. А. Бесту́жева – Марлинского. | Определять особенности прозы | ||
18. | ||||
19. | Реализм. Главные черты реализма. | Сопоставлять черты литературных стилей | Конспект лекции | |
20. | Пушкин – «родоначальник русской реалистической литературы, давший совершенные образцы реалистического творчества». | Подготовка доклада - выступления | Доклад о писателе | |
21. | Великие реалисты Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов. | Сопоставлять творчество писателей - классиков | Таблица «Черты реализма в прозе 19 века» | |
22. | ||||
Изобразительно – выразительные средства языка. | ||||
23. | Лексические средства выразительности речи. Общая характеристика. | Владеть знаниями о средствах выразительности | Конспект лекции | |
24. | Метафора. Олицетворение. Метонимия. Эпитеты. Гипербола. Литота, перифраз. Сравнение. Анафора. Аллегория. Ирония. Практическая работа с художественными текстами. | Определять виды средств выразительности речи | Таблица «Тропы» | |
25. | ||||
26. | Изобразительные средства синтаксиса. Общая характеристика. | Знать синтаксические средства выразительности | Конспект лекции | |
27. | Синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, инверсия, градация, анафора и эпифора, антитеза. Практическая работа с художественными текстами. | Анализ художественных средств языка | Частичный анализ текста | |
28. | ||||
Основные направления анализа прозаического текста | ||||
29. | Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Пространство и время литературного произведения. Структурные мотивы художественного произведения. Приемы создания художественного образа человека. Практическое занятие. | Владеть элементами анализа текста по основным направлениям | Конспект лекции | |
30. | ||||
31. | ||||
Основные направления анализа поэтического текста | ||||
32. | Основные направления анализа поэтического текста. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое Практическое занятие. | Определять основные направления анализа поэтического текста. Умение проводить анализ. | Анализ поэтического текста. | |
33. | ||||
34. | ||||
II полугодие | ||||
35. | Вводное занятие Возвращение к духовным истокам в современной литературе. | Знать понятия духовности | Конспект лекции | |
«Уроки добра и милосердия» (отношение человека к животным) | ||||
36. | С. Щербаков «Рабочая собака». Тема любви к братьям нашим меньшим. | Владеть навыками пересказа текста | Пересказ эпизода | |
«Наша пристань – родительский дом» (семья и семейные ценности) | ||||
37. | Д. Бакин «Сын дерева», Е. Носов «Лоскутное одеяло». Связь человека с историей семьи, родом. | Определять духовные связи человека | ||
38. | Г. Бакланов «Кондратий», Т. Лобова «Жар-птица», Л. Улицкая «Бедная родственница». Семья – основа формирования нравственных ценностей человека. | Владеть навыками выразительного чтения | Выразительное чтение эпизода | |
39. | ||||
40. | «Как важно вовремя успеть» Б. Екимов «Говори, мама, говори…», Л. Петрушевская «Шопен и Мендельсон», Б. Екимов «Подарок». | Сопоставление героев рассказа | Характеристика героя | |
41. | ||||
42. | Л. Петрушевская «Страна», В. Астафьев «Герань на снегу», «Алёха», О. Фатеева «Родительский дом», Б. Екимов «Продажа». Трагедия ребёнка в социально-неблагополучных семьях. | Уметь производить частичный анализ текста | Анализ эпизода | |
43. | ||||
44. | И. Полянская «Мама», Л. Улицкая «Дочь Бухары». Самоотверженная материнская любовь, её роль в жизни ребёнка. | Умение работать с текстом по теме | Пересказ текста | |
45. | Ю. Яковлев «Мальчик с коньками», А. Алексин «А тем временем где-то». Роль отца в жизни ребёнка. | Работа с текстом | Выборочное чтение | |
46. | Сочинение – отзыв об одной из книг. | Умение создавать собственный текст | сочинение | |
47. | «Основа основ – родительский дом» | Работа над мини-проектами | Мини - проект | |
48. | ||||
49. | «Наша пристань – родительский дом» | Читательская конференция | Публичное выступление | |
«Береги в себе человека» (нравственная красота человека) | ||||
50. | Е. Носов «Яблочный спас», «Ночь исцеления». Сочувствие, сострадание – важнейшие качества человека. | Составление сложного плана к теме | Сложный план | |
51. | В.П. Астафьев «Бабушка с малиной». Отзывчивость на чужую беду. | Умение строить отзыв о рассказе | Устный отзыв | |
52. | Н. Сухинина. Сборник очерков и рассказов «Серёжки из чистого золота». Нравственный выбор человека. | Владение навыками пересказа | Пересказ эпизода | |
53. | А. Адамович «Немой», Б. Екимов «Как рассказать», «Просто – соседи». Проблема гуманизма в современном обществе. | Определение проблем текста | Формулирование проблем текста | |
54. | Сочинение-рассуждение на тему «Береги в себе человека». | Умение создавать собственный текст | Сочинение | |
55. | ||||
«Просто люди, но другие, не обычные, как все» (отношение общества к детям-инвалидам) | ||||
56. | М. Петросян «Дом, в котором…». Умение видеть в людях только хорошее. | Владеть умением частичного анализа | Пересказ текста | |
57. | М. Самарский «Радуга для друга». Какие они, настоящие друзья? | Владеть навыками выразительного чтения | Развёрнутый ответ на вопрос | |
58. | И. Позднякова «Когда весь мир как будто за горой». Сложный внутренний мир ребёнка-инвалида. | Определение проблематики рассказа | Формулирование проблем рассказа | |
59. | А. Лиханов «Солнечное затмение», «Мальчик, которому больно». Ю. Рыбко «Инвалиды», Т. Крюкова «Костя+Ника». | Создание презентации к рассказам | Презентация | |
60. | ||||
61. | Сочинение-рассказ о детях-инвалидах и отношении к ним в обществе. | Создание собственного текста | Сочинение | |
62. | ||||
«Жалейте бездомных животных» | ||||
63. | Стихи о бездомных животных Е. Одеговой, Ю. Адейшвили, М. Андреевой, Н. Ожеговой, О. Логиновой. |
| Создание устного журнала | Устный журнал |
64. | Сочинение на свободную тему. | Работа над сочинением на свободную тему | сочинение | |
65. | ||||
66. | Подготовка к ОГЭ | Работа по КИМам | ||
67. | Подготовка к ОГЭ | Работа по КИМам | ||
68. | Подготовка к ОГЭ | Работа по КИМам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по литературе для 7 класса по книге «Вокруг тебя – Мир…»
Настоящая программа по факультативному курсу "Вокруг тебя - Мир" подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общу...
Рабочая программа по факультативному курсу по литературе для 10 класса
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа (1 учебный час в неделю)....
Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"
Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....
Рабочая программа факультативного курса по литературе «Творческая работа выпускника».
Факультативный курс...
Факультативный курс по литературе для учащихся 6-7 классов "Смысловое чтение и рассказывание"
Факультативный курс по литературе для 6- классов"Смысловое чтение и рассказывание"...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «Литература в формате ЕГЭ» в 11 классе
Цель: подготовить учащихся к ЕГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:«Основные теоретико-литературные понятия»«Из русского фольклора»«Из древнерусской литературы&raqu...