Рабочая программа факультативного курса по литературе «Литература в формате ЕГЭ» в 11 классе
рабочая программа (11 класс)
Цель: подготовить учащихся к ЕГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:
- «Основные теоретико-литературные понятия»
- «Из русского фольклора»
- «Из древнерусской литературы»
- «Из русской литературы XVIII в.»
- «Из русской литературы первой половины XIX в.»
- «Из русской литературы второй половины XIX в.»
- «Из русской литературы XX – начала XXI в.»
- «Из зарубежной литературы»
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_11_klass.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса по литературе «Литература в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 12.12.10 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования».
- Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №2»
- кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе,
- спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2023-2024 году единого государственного экзамена по литературе,
- демонстрационного варианта 2024 года.
- Учебника: Русская Литература XX века в двух частях под редакцией В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2021 г.
Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.
Цель: подготовить учащихся к ЕГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:
- «Основные теоретико-литературные понятия»
- «Из русского фольклора»
- «Из древнерусской литературы»
- «Из русской литературы XVIII в.»
- «Из русской литературы первой половины XIX в.»
- «Из русской литературы второй половины XIX в.»
- «Из русской литературы XX – начала XXI в.»
- «Из зарубежной литературы»
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения литературы в 11 классе
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Русская литература 20 в. Зарубежная литература. | |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
2. Фольклор и Древнерусская литература
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.
Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
3. Литература русского Просвещения XVIII века
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.
Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
4. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.
А.С.Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.
А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
5. Литература второй половины XIX века
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.
А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.
Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»».
Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.
М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.
Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.
Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.
Малый жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
6. Литература XX века
Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.
А.А.Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.
А.А.Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания.
В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.
Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.
М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля, А.Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина.
Литература о Великой Отечественной войне
А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева, Б.Васильева.
Поэзия и проза 70-90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности народного образа.
Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева, Ю.Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | I. Введение | 1 |
2 | II. Фольклор и древнерусская литература III. Литература русского Просвещения XVIII века | 3 |
3 | IV. Литература первой половины XIX века | 8 |
4 | V. Литература второй половины XIX века | 10 |
5 | VI. Литература XX века | 11 |
6 | Контрольная работа | 1 |
ИТОГО | 34 |
III.I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В 11 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | |
I. Введение | по плану | по факту | ||
1 | Содержание ЕГЭ по литературе. | 1 | ||
II. Фольклор и древнерусская литература III. Литература русского Просвещения XVIII века | ||||
2 | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. | 1 | ||
3 | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. | 1 | ||
4 | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. | 1 | ||
IV. Литература первой половины XIX века | ||||
5-6 | Романтизм как художественное направление. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. | 2 | ||
7-8 | Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Реализм как художественное направление. Роман «Евгений Онегин». Своеобразие композиции романа. | 2 | ||
9-10 | Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. | 2 | ||
11-12 | «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.Гоголя. Пьеса «Ревизор». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский замысел и его воплощение в поэме. | 2 | ||
V. Литература второй половины XIX века | ||||
13-14 | Творчество И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С.Тургенева. | 2 | ||
15-16 | Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н.А.Некрасова. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства создания сатирических образов. | 2 | ||
17-18 | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Полифоническое звучание романа | 2 | ||
19-20 | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». | 2 |
21-22 | Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). | 2 | ||
VI. Литература XX века | ||||
23-24 | Творчество А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького | 2 | ||
25-26 | Творчество А.А. Блока, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского, С.А. Есенина | 2 | ||
27-28 | Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И.Бабеля, М.Булгакова, А.Фадеева. | 2 | ||
29-30 | Возвращенная литература: произведения Л.Андреева, В.Набокова, А.Солженицына. Антиутопии А.Платонова и Е.Замятина. | 2 | ||
31-32 | Литература о Великой Отечественной войне. Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры. | 2 | ||
33 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | ||
34 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....