Рабочая программа по факультативному курсу по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа (1 учебный час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.fakultativ._10_klass.rar | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
П Л А Н | Ф А К Т | |||||||||
1 | Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории | 1 | Урок объяснения нового материала | Общая характеристика и своеобразие русской литературы конца 18– 19 вв. с точки зрения истории и литературы; значение русской литературы 19 в. в развитии русского и мирового литературного процесса | Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века. Представление о романтизме, сентиментализме, реализме. Пути становления реализма в русской и мировой литературе, выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной критики | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. Уметь: доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса | Организация совместной учебной деятельности, лекция учителя | Пересказ лекции, повторение биографии А.С.Пушкина, подготовить презентацию и сообщение | ||
2 | Художественный мир А.С.Пушкина | 1 | Урок систематизации ЗУН | Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии | Пушкин и европеизация русской культуры | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Беседа, проблемные задания | Повторить сюжет произведения «Евгений Онегин», особое внимание уделяя изображению эпохи того времени | ||
3 | Пушкинская эпоха в произведении «Евгений Онегин»: роман как «энциклопедия русской жизни» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала 19 в. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе | Суть споров современников Пушкина и сегодняшних критиков о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить сообщение «Темы лирики М.Ю.Лермонтова», выучить наизусть стихотворение (по выбору) | ||
4 | Темы лирики М.Ю.Лермонтова | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова: тема любви, философская лирика, тема Родины, тема поэта и поэзии, тема одиночества | Понятия «поэзия мысли», психологизм | Уметь: выразительно читать произведение, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности, творческая работа | Повторить сюжет произведения «Герой нашего времени» (Журнал Печорина) | ||
5 | Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века («Герой нашего времени») | 1 | Урок систематизации ЗУН | Наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя, его одиночество в мире посредством самоанализа персонажа. Основные черты личности Печорина. Образ «лишнего человека». Трагедия одаренной натуры | Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Понятие «лишний человек» в русской литературе | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении | Организация совместной учебной деятельности, беседа, проблемные задания | Повторить сюжет произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души», выяснить тематику авторских отступлений в поэме | ||
6 | «Смех сквозь слёзы» в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Своеобразие гоголевской типизации комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Соотношение сатиры и юмора. Своеобразие языка. Образ повествователя. Повествователь и автор | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: теоретико-литературные понятия: сатира, юмор, сарказм, фантастика, художественный вымысел | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить сообщение «Мотив дороги в русской прозе» | ||
7 | Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. Микросюжеты, их описания, роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить сообщение «Литературное движение 1840-х гг.» | ||
8 | Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа | 1 | Урок объяснения нового материала | Историческая обстановка середины 19 в. И ее влияние на развитие русской литературы. Литературное движение 1840-1870 гг. и натуральная школа. Споры западников и славянофилов. Литературная критика 40-70-х гг. (В.Г. Белинский, революционно-демократическая критика, критика славянофилов, «эстетическая» критика) | Понятие о детерминизме, об «эстетической», «органической» и «реальной» критике. Проблема народности литературы в критике 40-70-х гг.19 в. | Знать: общую характеристику и своеобразие литературного движения середины 19 в. Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы середины 19 в., аргументированно объяснять, как историческая обстановка влияла на развитие литературы | Беседа, проблемные задания | Прочитать 2-3 пьесы А.Н.Островского, охарактеризовать купцов | ||
9 | Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского | 1 | Урок объяснения нового материала | Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей. Сопоставление образов «тиранов» и «жертв» | А.Н.Островский и европейский театр. Социальная значимость сатиры Островского. Самостоятельная работа с текстами художественных произведений, подбор примеров на изученные темы | Знать: содержание произведений. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности, фронтальный опрос, самостоятельная работа | Прочитать и пересказать комедию Островского «Лес» | ||
10 | Комедии А.Н.Островского «Лес» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей | А.Н.Островский и европейский театр. Социальная значимость сатиры Островского | Знать: содержание произведений. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.А.Гончарова, подготовиться к работе по роману «Обломов» | ||
11 | И.А.Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. | 1 | Урок объяснения нового материала | Идейное своеобразие романа, авторская позиция в споре. Центральный образ романа. Понятие «обломовщина» | Представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в литературе (М.Твен «Том Сойер»). Художественно-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа | Знать: содержание произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала, сопоставлять и анализировать факты из сюжета произведения, критическую литературу | Беседа, творческое задание | Прочитать статьи Добролюбова Н.А., Дружинина А.В., Писарева Д.И о романе и его герое, подготовить пересказ | ||
12 | Споры об «обломовщине» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Анализ противоречивых оценок романа, сопоставление оценок критиков с собственным восприятием романа | Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала | Конструирование предложений | Прочитать статью И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» | ||
13 | Анализ статьи И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Особенности художественного мира писателя, особенности мировосприятия писателя, влияние творчества И.С.Тургенева на формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Возможность неоднозначной трактовки произведения | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, творческое задание | Прочитать повести Тургенева «Первая любовь», «Вешние воды» | ||
14 | Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды») | 1 | Урок систематизации ЗУН | Особенности художественного мира писателя, особенности мировосприятия писателя, влияние творчества И.С.Тургенева на формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Возможность неоднозначной трактовки произведений | Знать: содержание произведений. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева | ||
15 | Философия природы и человека в творчестве Ф.И. Тютчева | 1 | Комбинированный урок | Особенности художественного мира поэта, представление о философских основах произведений поэта. Основные темы поэзии. Обучение интерпретации и анализу лирических произведений | Философски характер и символический подтекст стихотворений Ф.И.Тютчева | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета | ||
16 | А.А.Фет. Основные темы лирики поэта | 1 | Комбинированный урок | Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Фета, художественное своеобразие языка поэта. Обучение интерпретации и анализу лирических произведений | Импрессионизм поэзии Фета | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Найти и принести на урок романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова | ||
17 | Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви (сопоставление произведений музыки и литературы) | 1 | Комбинированный урок | Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Некрасова, художественное своеобразие языка поэта. | «Музыкальность» любовной лирики Н.А.Некрасова | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовить характеристику образа русского мужика, крестьянина из произведений Некрасова | ||
18 | Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина (сопоставление произведений живописи и литературы) | 1 | Комбинированный урок | Особенности художественного мира поэта. Художественное своеобразие языка поэта. Социальная трагедия русского крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе протест против угнетателей | Н.А.Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии | Знать: содержание изученных произведений. Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала | Беседа, проблемные задания | Выучить наизусть стихотворение о природе (по выбору) | ||
19 | Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова | 1 | Комбинированный урок | Особенности художественного мира поэта. Анализ стихотворений поэта, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка. Своеобразие лирики. Связь с русским фольклором. Художественные особенности своеобразие идейного содержания лирики поэта | Журнальная полемика вокруг лирики Н.А.Некрасова. Творчество Некрасова во второй половине столетия | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина. | ||
20 | «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. Эзопов язык. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся) | Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Беседа, проблемные задания | Подготовить инсценировку сказок С-Щ | ||
21 | «Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист») | 1 | Урок контроля | Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. Эзопов язык. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос | «Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами | Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Творческая работа | |||
22 | Литературная философия Ф.М. Достоевского и христианские ценности. | 1 | Комбинированный урок | Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. | Художественные открытия Ф.М.Достоевского. Полифонизм романа и диалоги героев. Мировое значение творчества писателя | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Выполнить сравнительную характеристику образов Петербурга в изображении Гоголя и Достоевского | ||
23 | Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия. | 1 | Комбинированный урок | Специфика Петербурга Достоевского; сопоставление с Петербургом Гоголя | Художественные открытия Ф.М.Достоевского. Мировое значение творчества писателя | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Беседа, проблемные задания | Прочитать главу о Великом инквизиторе, подготовиться к беседе по вопросам | ||
24 | Антиномия нравственной свободы и власти в «Легенде о Великом инквизиторе»(Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы») | 1 | Урок усвоения новых знаний | Идейный смысл, стилевое своеобразие и композиционное место легенды о Великом инквизиторе. | Художественные открытия Ф.М.Достоевского. | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого | ||
25 | Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни. | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы жизненного и творческого пути писателя: духовные искания в годы юности, начало творческой деятельности, военный опыт, участие в обороне Севастополя, процесс становления взглядов, художественного мира. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. | Л.Н.Толстой -публицист: статья «Не могу молчать» | Знать: основные этапы, факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира и взглядов на смысл жизни | Беседа, проблемные задания | Знать сюжет произведения «Война и мир», перечить описание военных действий | ||
26 | Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | Комбинированный урок | Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. Как Отечественная война(гл.2-4,8,15-16). Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | |||
27 | Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 | Комбинированный урок | Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. Как Отечественная война(гл.2-4,8,15-16). Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, сопоставлять произведения искусства | Беседа, проблемные задания | Подготовиться к итоговому занятию | ||
28 | Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого | 1 | Урок развития речи, урок контроля | Систематизация знаний о значении, влиянии творчества Л.Н.Толстого на творчество писателей последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Создание сочинения. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная творческая работа | Дописать сочинение, подготовить сообщение о жизни и творчестве А.П.Чехова, прочитать рассказы и пьесы (по выбору) | ||
29 | Особенности художественного мироощущения Чехова. Тема одиночества. | 1 | Комбинированный урок | Роль творчества А.П.Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного мироощущения Чехова. Тема одиночества | Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Перечитать пьесы Чехова | ||
30 | А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики | 1 | Комбинированный урок | Характеристика драматургического творчества Чехова, основные принципы «новой драмы», особенности сюжетного построения пьесы, пространственно-временная организация пьесы. Способы организации сценического действия. Подтекст и способы его создания. Анализ особенностей речевой характеристики персонажей. Особенности писательской манеры Чехова | Своеобразие чеховской драматургической условности | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | |||
31 | «Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность» | 1 | Комбинированный урок | Особенности сюжетного построения пьесы, пространственно-временная организация. Способы организации сценического действия. Подтекст и способы его создания. Анализ особенностей речевой характеристики персонажей. | Чехов и приближение эпохи модерна | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовиться к итоговому занятию | ||
32 | Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова | 1 | Урок развития речи, урок контроля | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.П.Чехова на формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Создание сочинения. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная творческая работа | Подготовиться к защите проектов | ||
33 | Защита проектов | 1 | Урок контроля | Обобщение знаний о русской литературе 19 в. | Нравственные уроки русской литературы 19 в. | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы | Организация совместной учебной деятельности, защита проектов | |||
34 | Защита проектов | 1 | Урок контроля | Обобщение знаний о русской литературе 19 в. | Нравственные уроки русской литературы 19 в. | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы | Организация совместной учебной деятельности, защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса
Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Кла...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ландшафтный дизайн» 10 класс
Рабочая программа по факультативному курсу «Ландшафтный дизайн» 10 класс...