Рабочая программа факультативного курса по литературе «Творческая работа выпускника».
элективный курс по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Творческая работа выпускника». 11 класс.
Пояснительная записка
1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.
«Дрофа». 2007 г.
Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Цель факультативного курса:
- развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;
- формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;
- развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.
- воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Задачи факультатива:
- пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;
- формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
- развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;
- развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
- формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;
- развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;
- развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
- уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
- уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
- уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
- уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;
Предметные результаты
- Формирование представлений о творчестве писателей XIX и XX веков.
- Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
- Формирование умения связывать литературу с другими видами искусства.
Специальные умения и навыки:
- характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
- сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
- давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
- практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
- пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
- давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
- сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
- выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
- давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
- подготовить письменный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.
Календарно-тематическое планирование
I четверть(9 ч.)
Тема | План | ||
1 | Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения. Особенность анализа лирического произведения. | 1 час. | |
2 | Виды сочинений: а) отзыв; б) рецензия; в) эссе. Композиция сочинения: а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); б) особенности основной части; б) заключение и его связь со вступлением. Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:
| 1 час. | |
3 | Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование). | 1 час. | |
4 | Направление Время. Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер). | 1час. | |
5 | Направление Дом. Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…» | 1 час. | |
6 | Направление Путь. Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»…. | 1 час | |
7 | Направление Любовь. Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви». | 1час | |
8 | Направление Год литературы в России. Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?» | 1 час | |
9 | Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения. | 1час |
II четверть(8 ч.)
Вид урока | Тема | План | ||
1 | Теория | Направление Время. «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» ( по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция. | 1час | |
2 | Практика | Тезисы к сочинению по направлению Путь. «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…». | 1час | |
3 | Теория | Направление Дом. «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне», | 1час | |
4 | Теория | Направление Любовь. Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате. | 1час | |
5 | Практика | Направление Год литературы в России. «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль. | 1час | |
6 | Практика | « Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения. | 1час | |
7 | Практика | «Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению. | 1час | |
8 | Практика | «Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга? | 1час |
III четверть(10 ч.)
Вид урока | Тема | План | ||
1 | Теория | Аргументы из литературных произведений. | 1 час | |
2 | Практика | Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой. | 1 час | |
3 | Практика | «Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова. | 1 час | |
4 | Практика | Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова. | 1 час | |
5 | Теория | Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского). | 1 час | |
6 | Практика | Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…) | 1 час | |
7 | Практика | Добро и зло в романах М.Булгакова. | 1 час | |
8 | Практика | «Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни. | 1 час | |
9 | Практика | Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе. | 1 час | |
10 | Практика | «Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина. | 1 час | |
IV четверть(8 ч.) | ||||
Вид урока | Тема | План | ||
1 | Теория | Учимся редактировать сочинение. | 1 час | |
2 | Теория | Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса. | 1 час | |
3 | Практика | Обзорные темы. | 1час | |
4 | Теория | Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты. | 1 час | |
5 | Практика | Сочинение на нравственно-эстетические темы. | 1 час | |
6 | Практика | Сопоставительные темы. Роль авторского мнения в раскрытии темы. | 1 час | |
7 | Практика | Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы. | 1 час | |
8 | Практика | «Вечные темы» в литературе. | 1 час |
Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс
В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:
- знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать прозаическое и лирическое произведения;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
- выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
- анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
- подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
- самостоятельно писать сочинение на заданную тему.
Список литературы
.
1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г
2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.
- Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.
5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.
6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 5 класс.
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...
Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"
Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....
Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 6 класс
Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» 5 класс (из опыта работы)
Программа факультативного курса «Основы поэтического мастерства» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на филологический и универсальный профили....
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...