Факультативный курс по литературе для учащихся 6-7 классов "Смысловое чтение и рассказывание"
рабочая программа по литературе (6 класс)
Факультативный курс по литературе для 6- классов"Смысловое чтение и рассказывание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_6-_7_klassy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива по литературе в 6-7 классах
«Смысловое чтение и рассказывание»
На основе программы факультативных курсов
Важной формой эстетического воспитания школьников 6-7 классов является обучение выразительному чтению и рассказыванию. В 6-7 классах делается акцент на выразительном чтении литературных произведений и рассказах о полученных впечатлениях от прочитанного, увиденного или услышанного.
Выразительное чтение предваряется анализом художественного произведения,
Цель
— заинтересовать ученика,
-пробудить в нем стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения,
-определение тональности чтения частей произведения, характера интонирования фраз,
-наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений.
К концу курса учащиеся должны уметь:
- рассказывать с учетом жанровой специфики произведения;
-владеть всеми типами пересказа;
-аргументировать выбор эпизода для пересказа и раскрыть его роль в идейном содержании произведения;
-передавать в исполнении нравственную оценку поступков героя;
-передать в рассказе особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому;
-использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения;
-художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов Содержание занятий | Форма контроля | |
1,2 | Печатное и звучащее слово. | 1 | Определить и передать авторское настроение, тональность стихотворений. Воспроизвести рассказ о запомнившемся случае из жизни с сохранением в звучащем устном слове эмоционального напряжения, душевного состояния, размышлений повествователя. Чтение самостоятельно выбранных стихотворений о своем родном городе (крае) | Чтение стихотворений о Родине, мире, земле, человеке (А. Твардовский. „Спасибо, страна родная", „Слово о словах", „Я знаю, никакой моей вины..."; Н. Рубцов. „Осень! Летит по дорогам...", „Тихая моя Родина"; Н. Рыленков. „Дай припасть к руке твоей, Россия", А. Яшин. „Спешите делать добрые дела"; Р. Рождественский. „Нахожусь ли в дальних краях...") |
3 | Выразительное чтение как прием анализа стихотворений | 1 | Сопоставление стихотворения „Кавказ" и фрагмента описания из „Путешествия в Арзрум" („Кавказ нас принял в свое святилище..."). Сложность изложения в пересказе содержания лирического стихотворения, особенность пересказа описаний в эпическом произведении. | Самостоятельно подготовить устные (письменные) зарисовки состояния природы с выявлением настроения и личностного отношения к изображаемому (задания типа: „Поразила меня стайка воробьев...», «Затаив дыхание, всматривался я в осеннее чудо...", „Присмотрелся я и увидел, что листья...", „И потянулись на юг гуси..." и т. п.). |
4 | Выразительное чтение как прием анализа стихотворений | 1 | В чтении передать движение мыслей и чувств автора, конкретно-исторические и общечеловеческие начала в его лирике, оправдать интонацией эмоциональное состояние, обращенность поэта к конкретному лицу послания и ко всем читателям, слушателям стихотворения. Сравнение тональности посланий, способов выражения чувств поэта. | Выразительное чтение стихотворения-послания: „Пущину И. И." („Мой первый друг, мой друг бесценный..."), „Товарищам", „Послание в Сибирь", „19 октября 1827 г." („Бог помощь вам, друзья мои..."). |
5 | Выразительное чтение как прием анализа стихотворений | 1 | Сохранить в чтении авторскую иронию. Научиться в лаконичной поэтической форме акцентировать слова поэта, создающие комический эффект. Самостоятельно отобрать, выразительно прочитать эпиграммы М. Светлова, С. Маршака, обосновав их жанровую принадлежность. Рассказ о лицах, которым адресованы эпиграммы, с сохранением авторской интонации и отношения. Рассуждение учеников при сравнении поэтических эпиграмм и шаржей художников. | Выразительное чтение эпиграмм А. С. Пушкина с комментариями учителя: „Любопытный", „Сапожник", „За ужином объелся я...», «О муза пламенной сатиры...», «На Аракчеева», |
6 | Конкурсное выразительное чтение лирики А. С. Пушкина | 1 | В чтении раскрыть подтекст пушкинской строки, ее кажущуюся легкость и скрытую сложность и глубину. Мотивировать выбор стихотворения и исполнительскую интерпретацию. | |
7 | Выразительное' чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова „Белеет парус одинокий", „Воздушный корабль". | 1 | Интонационное своеобразие и единство лирики поэта. Музыка стиха. Сопоставление чтения стихотворения „Белеет парус одинокий" с его музыкальным воплощением в романсе А. Варламова. Сравнение интонационного строя романса и стихотворения. Разработка партитуры чтения как прием анализа. Многоголосое чтение. | Рассказ об одном дне из жизни поэта в Петербурге — 29 января 1837 г. (по материалам литературных источников) |
8 | Выразительное чтение эпических произведений Н. В. Гоголя („Вечера на хуторе близ Диканьки", „Миргород") | 1 | Специфика чтения эпических произведений: описание, повествование и диалог. „Пространство" и „мыслеемкость" гоголевской прозы. Речь автора и речь героев. Слово учеников о полюбившихся произведениях Н. В. Гоголя с сохранением авторского стиля и оценки персонажей. | Чтение отрывка „Чуден Днепр..." с соблюдением интонационно-выразительных характеристик описания и авторского отношения к повествованию. |
9 | Выразительное чтение стихотворений А. В. Кольцова | 1 | Интонационное своеобразие лирики поэта, ее народно-песенные начала, самобытность и напевность. | Рассказ учащихся о поэте по воспоминаниям о нем современников. Сравнить и прокомментировать стихотворения А. Кольцова и исполнение песен на эти стихи. Сопоставить „Русские песни" А. Кольцова с русскими народными песнями, передать общее и самобытное в их интонационно-выразительном строе и тональности. |
10 | Выразительное чтение поэтической прозы И. С. Тургенева: | 1 | Особенность чтения ритмической прозы И. С. Тургенева, ее образность, своеобразие описаний, эмоциональность словаря. | Пересказ (по выбору учеников) отрывка из „Певцов" с сохранением „большой пластичности" и „безукоризненности слога" писателя. Рассказ ученика от лица героя «Бежина луга» приключившейся „истории" с сохранением подтекста и авторского отношения. Размышления учащихся (устные и письменные заметки) при сопоставлении пейзажной живописи И. Крамского, В. Поленова и описательной манеры И. С. Тургенева. |
11 | Выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова | 1 | Особенность лирики Н. Некрасова, ее поэтическое многоголосие, напевность, звуковая выразительность стиха, близость к фольклорному творчеству. | Передать в чтении эмоции автора и чувства читателя настоящего времени, звуковую экспрессию стиха, участие автора в происходящих событиях и его отношение к ним. Оправдать интонации для выразительного чтения монологов и диалогов. Словесное рисование портретов героев в стихотворениях Н. Некрасова. Составление кадров киносценария к стихотворению „Генерал Топтыгин». Инсценирование центрального эпизода стихотворения „Генерал Топтыгин". |
12,13 | Выразительное чтение стихотворений И. А. Бунина . | 2 | Своеобразие поэтической интонации лирики И. Бунина | Чтением стихов поэта подтвердить слова А. Блока: „Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые впечатления его богаты". Составить устные словесные иллюстрации к одному из стихотворений И. Бунина. Передать в чтении неповторимость авторской интонации в стихотворениях „Листопад" И. Бунина, „Осень" („Унылая пора!..") А. Пушкина, „Есть в осени первоначальной..." Ф. Тютчева. |
14 | Выразительное чтение рассказа М. Шолохова «Жеребенок» как путь постижения психологизма героев и авторского повествования. | 1 | Сопоставить описание природы с совершающимися в рассказе событиями. | Пересказать эпизод „На переправе", сохранив интонационные особенности повествования автора. Рассказ учащихся на тему„Война и жеребенок". Напомнить содержание и озвучить внутренний монолог Трофима в заключительном эпизоде («...корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет |
15-17 | Конкурс чтецов и рассказчиков на темы: „Россия, родина моя", „Москва!.. Как много в этом звуке...", „Я счастлив, что в городе этом живу...", „День Победы...". | 2 | Умение читать и рассказывать художественный текст с учетом его родо-жанровой специфики. Самостоятельно отобрать для конкурсного чтения контрастные по содержанию, эмоционально-стилевой окрашенности стихотворения и отрывки из прозы. Суметь выбрать комплекс интонационно-мимических характеристик, тональность, необходимые для выразительного чтения художественного произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «Литература в формате ЕГЭ» в 11 классе
Цель: подготовить учащихся к ЕГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:«Основные теоретико-литературные понятия»«Из русского фольклора»«Из древнерусской литературы&raqu...