Факультативный курс по литературе для учащихся 6-7 классов "Смысловое чтение и рассказывание"
рабочая программа по литературе (6 класс)

Шабанова Марина Петровна

Факультативный курс по литературе для 6- классов"Смысловое чтение и рассказывание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovoe_chtenie_6-_7_klassy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультатива по литературе в 6-7 классах

«Смысловое чтение и рассказывание»

На основе программы факультативных курсов

              Важной формой эстетического воспитания школьников 6-7 классов является обучение выразительному чтению и рассказыванию. В 6-7 классах делается акцент на выразительном чтении литературных произведений и рассказах о полученных впечатлениях от прочитанного, увиденного или услышанного.

Выразительное чтение предваряется анализом художественного произведения,

Цель

— заинтересовать ученика,

-пробудить в нем стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения,

-определение тональности чтения частей произведения, характера интонирования фраз,

-наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений.

К концу курса учащиеся должны уметь:

- рассказывать с учетом жанровой специфики произведения;

-владеть всеми типами пересказа;

-аргументировать выбор эпизода для пересказа и раскрыть его роль в идейном содержании произведения;

-передавать в исполнении нравственную оценку поступков героя;

-передать в рассказе особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому;

-использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения;

-художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество

часов                              Содержание занятий

Форма контроля

1,2

Печатное и звучащее слово.

1

Определить и передать авторское настроение, тональность стихотворений. Воспроизвести рассказ о запомнившемся случае из жизни с сохранением в звучащем устном слове эмоционального напряжения, душевного состояния, размышлений повествователя. Чтение самостоятельно выбранных стихотворений о своем родном городе (крае)

Чтение стихотворений о Родине, мире, земле, человеке (А. Твардовский. „Спасибо, страна родная", „Слово о словах", „Я знаю, никакой моей вины..."; Н. Рубцов. „Осень! Летит по дорогам...", „Тихая моя Родина"; Н. Рыленков. „Дай припасть к руке твоей, Россия", А. Яшин. „Спешите делать добрые дела"; Р. Рождественский. „Нахожусь ли в дальних краях...")

3

Выразительное чтение как прием анализа  стихотворений
А. С. Пушкина.

1

Сопоставление стихотворения „Кавказ" и фрагмента описания из „Путешествия в Арзрум" („Кавказ нас принял в свое святилище..."). Сложность изложения в пересказе содержания лирического стихотворения, особенность пересказа описаний в эпическом произведении.

Самостоятельно подготовить устные (письменные) зарисовки состояния природы с выявлением настроения и личностного отношения к изображаемому (задания типа: „Поразила меня стайка воробьев...», «Затаив дыхание, всматривался я в осеннее чудо...", „Присмотрелся я и увидел, что листья...", „И потянулись на юг гуси..." и т. п.).

4

Выразительное чтение как прием анализа  стихотворений
А. С. Пушкина

1

В чтении передать движение мыслей и чувств автора, конкретно-исторические и общечеловеческие начала в его лирике, оправдать интонацией эмоциональное состояние, обращенность поэта к конкретному лицу послания и ко всем читателям, слушателям стихотворения. Сравнение тональности посланий, способов выражения чувств поэта.

Выразительное   чтение   стихотворения-послания:    „Пущину И. И." („Мой первый друг, мой друг бесценный..."), „Товарищам", „Послание в Сибирь", „19 октября 1827 г." („Бог помощь вам, друзья мои...").

5

Выразительное чтение как прием анализа  стихотворений
А. С. Пушкина

1

Сохранить в чтении авторскую иронию. Научиться в лаконичной поэтической форме акцентировать слова поэта, создающие комический эффект.

Самостоятельно отобрать, выразительно прочитать эпиграммы М. Светлова, С. Маршака, обосновав их жанровую принадлежность. Рассказ о лицах, которым адресованы эпиграммы, с сохранением авторской интонации и отношения. Рассуждение учеников при сравнении поэтических эпиграмм и шаржей художников.

Выразительное чтение эпиграмм А. С. Пушкина с комментариями   учителя:   „Любопытный",   „Сапожник",   „За   ужином объелся я...», «О муза пламенной сатиры...», «На Аракчеева»,
«Полу-милорд,  полу-купец...»,  «Сказали  раз  царю,  что  нако
нец...".

6

Конкурсное выразительное чтение лирики А. С. Пушкина
и стихотворений поэтов об А. С. Пушкине  («Венок
поэту").

1

В чтении раскрыть подтекст пушкинской строки, ее кажущуюся легкость и скрытую сложность и глубину. Мотивировать выбор стихотворения и исполнительскую интерпретацию.

7

Выразительное' чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова „Белеет парус одинокий", „Воздушный корабль".

1

Интонационное своеобразие и единство лирики поэта. Музыка стиха. Сопоставление чтения стихотворения „Белеет парус одинокий" с его музыкальным воплощением в романсе А. Варламова. Сравнение интонационного строя романса и стихотворения. Разработка партитуры чтения как прием анализа. Многоголосое чтение.

Рассказ об одном дне из жизни поэта в Петербурге — 29 января 1837 г. (по материалам литературных источников)

8

Выразительное чтение эпических произведений  Н. В. Гоголя („Вечера на хуторе близ Диканьки", „Миргород")

1

Специфика чтения эпических произведений: описание, повествование и диалог. „Пространство" и „мыслеемкость" гоголевской прозы. Речь автора и речь героев. Слово учеников о полюбившихся произведениях Н. В. Гоголя с сохранением авторского стиля и оценки персонажей.

Чтение отрывка „Чуден Днепр..." с соблюдением интонационно-выразительных характеристик описания и авторского отношения к повествованию.

9

Выразительное   чтение   стихотворений   А.   В.    Кольцова
„Лес", „Горькая доля", „Песня" („Ах, зачем меня...").

1

Интонационное своеобразие лирики поэта, ее народно-песенные начала, самобытность и напевность.

Рассказ учащихся о поэте по воспоминаниям о нем современников. Сравнить и прокомментировать стихотворения А. Кольцова и исполнение песен на эти стихи. Сопоставить „Русские песни" А. Кольцова с русскими народными песнями, передать общее и самобытное в их интонационно-выразительном строе и тональности.

10

Выразительное чтение поэтической прозы И. С. Тургенева:
„Певцы", „Перепелка", „Голуби", „Мы еще повоюем".

1

Особенность чтения ритмической прозы И. С. Тургенева, ее образность, своеобразие описаний, эмоциональность словаря.

Пересказ (по выбору учеников) отрывка из „Певцов" с сохранением „большой пластичности" и „безукоризненности слога" писателя. Рассказ ученика от лица героя «Бежина луга» приключившейся „истории" с сохранением подтекста и авторского отношения. Размышления учащихся (устные и письменные заметки) при сопоставлении пейзажной живописи И. Крамского, В. Поленова и описательной манеры И. С. Тургенева.

11

Выразительное    чтение    стихотворений    Н. А. Некрасова
«В полном разгаре страда деревенская...», «Школьник», «Песня
о труде", „Генерал Топтыгин" как путь открытия  поэтического
многоголосия в лирике поэта.

1

Особенность лирики Н. Некрасова, ее поэтическое многоголосие, напевность, звуковая выразительность стиха, близость к фольклорному творчеству.

Передать в чтении эмоции автора и чувства читателя настоящего времени, звуковую экспрессию стиха, участие автора в происходящих событиях и его отношение к ним. Оправдать интонации для выразительного чтения монологов и диалогов. Словесное рисование портретов героев в стихотворениях Н. Некрасова. Составление кадров киносценария к стихотворению „Генерал Топтыгин». Инсценирование центрального эпизода стихотворения „Генерал Топтыгин".

12,13

Выразительное     чтение     стихотворений     И. А. Бунина
„Слово", „Листопад", „Раскрылось небо голубое...", „Перед за катом набежало...", „Первый утренник, еребряный мороз!"

.

2

Своеобразие поэтической интонации лирики И. Бунина

Чтением стихов поэта подтвердить слова А. Блока: „Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые впечатления его богаты". Составить устные словесные иллюстрации к одному из стихотворений И. Бунина. Передать в чтении неповторимость авторской интонации в стихотворениях „Листопад" И. Бунина, „Осень" („Унылая пора!..") А. Пушкина, „Есть в осени первоначальной..." Ф. Тютчева.

14

Выразительное чтение рассказа М. Шолохова «Жеребенок» как путь постижения психологизма героев и авторского повествования.

1

Сопоставить описание природы с совершающимися в рассказе событиями.

Пересказать эпизод „На переправе", сохранив интонационные особенности повествования автора. Рассказ учащихся на тему„Война и жеребенок". Напомнить содержание и озвучить внутренний монолог Трофима в заключительном эпизоде («...корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет

15-17

Конкурс чтецов и рассказчиков на темы: „Россия, родина моя", „Москва!.. Как много в этом звуке...", „Я счастлив, что в городе этом живу...", „День Победы...".

2

Умение читать и рассказывать художественный текст с учетом его родо-жанровой специфики.

Самостоятельно отобрать для конкурсного чтения контрастные по содержанию, эмоционально-стилевой окрашенности стихотворения и отрывки из прозы. Суметь выбрать комплекс интонационно-мимических характеристик, тональность, необходимые для выразительного чтения художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «Литература в формате ЕГЭ» в 11 классе

Цель: подготовить учащихся к ЕГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:«Основные теоретико-литературные понятия»«Из русского фольклора»«Из древнерусской литературы&raqu...