Учебное занятие по учебному предмету "Литература" в 6 классе на тему "С. Есенин "Песнь о собаке"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Данное учебное занятие предназначено для обучающихся 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_eseninu.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Приветствие( 30 сек.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Емелева Ольга Константиновна, я учитель русского языка и литературы. И сегодня учебное занятие по литературе у вас буду вести я.
Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза, слышать и чувствовать Вас. Надеюсь, что занятие принесет нам радость общения. Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов, улыбнёмся и с хорошим настроением приступим к работе.(видеофрагмент)
- Актуализация знаний. Мотивация. (5 мин.)
- А вы узнали этот мультфильм? (Да)
Это мультфильм «Каштанка» по произведению Антона Павловича Чехова
- Кто главный герой мультфильма? (собака)
- Кем она является для человека? (Друг человека)
- Как хозяин относился к собаке?
- Как вы считаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (о братьях наших меньших, об отношении человека к животным, к природе).
- 2017 год в России объявлен годом экологии. Экология – это не только защита природы,но и доброе отношение к ней.
- В литературе многие поэты обращались к проблеме взаимоотношений человека ко всему живому. Сегодня мы рассмотрим эту проблему на примере стихотворения Сергея Александровича Есенина «Песнь о собаке». На занятии нам предстоит пережить события вместе с героями произведения. И я думаю, что к концу нашей работы вы сумеете сделать для себя очень интересное, а может быть неожиданное открытие.
Слово учителя
Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт. С особой теплотой он писал о братьях наших меньших.
В основе создания данного стихотворения лежит реальная история.
В юности поэт стал свидетелем события, которое его потрясло. Собака соседа Сергея Александровича ощенилась, и хозяин погубил всех щенят.
У вас на столах лежат конверты, под которыми лежит текст стихотворения. Возьмите его и положите на середину стола.
Мы с вами сейчас прослушаем аудиозапись «Песнь о собаке» Сергея Есенина в исполнении Сергея Безрукова (СЛАЙД аудиозапись)
СЛАЙД
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Кто является главным героем? (собака)
- Какой вы себе представляете собаку?
- Какие слова помогли вам понять образ собаки – матери?
- Обратите внимание на цветовую гамму. Какие цвета использует поэт,когда описывает собаку?(ржаном, рыжие, златятся)
- Какие это цвета? Теплые или холодные?(Теплые)
- Какие ассоциации у вас возникают со словом тепло?(солнце, мама, семейный очаг, семья)
- А каким эпитетом охарактеризован хозяин? (хмурый)
- Как вы думаете, из-за чего хозяин был хмурым?
- Могла ли собака что-либо изменить в этой ситуации? (нет, не могла)
- А от кого зависела судьба собаки? (от человека)
Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда люди идут против своей воли. Совершают такие поступки, которые бы они не хотели совершать.
- Хотел ли он на самом деле совершить такой поступок?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, мы с вами обратимся в суд.
3. Работа в парах(суд). (4 мин.)
Представьте, что мы с вами находимся в зале суда. У нас есть подсудимый – это хозяин собаки. Как вам известно, в суде есть сторона обвинения и сторона защиты.
СЛАЙД
- Перед вами вопрос: «Почему хозяин совершил такой поступок?»
- Подумайте над этим вопросом, аргументируйте свой ответ, исходя из того, что одни из вас обвинители, а другие защитники. Время на размышление 1 минута (высказывания детей)
- Итак, слово стороне обвинения. Слово предоставляется стороне защиты.
- Большое спасибо за ваше мнение!
Какой общий вывод мы можем с вами сделать из выше сказанного?
- Действительно, человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле. Но не всегда получается так, как мы хотели бы.
4. Составление карты – маршрута (5 мин.)
Обратите внимание, в стихотворении представлен один день из жизни собаки. Сегодня мы с вами составим карту – маршрут пережитых событий собаки в этот день. Опираясь на данный маршрут, вы с легкостью вспомните сюжет и композицию стихотворения.
-Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (3)
1 часть - Рождение щенков;
2 часть – Поступок хозяина;
3 часть – Чувства собаки, потерявшей своих детей
СЛАЙД
- У вас на столах лежат конверты. Откройте конверты и ДОСТАНЬТЕ содержимое. СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ РАБОТАТЬ В ПАРАХ. Для работы нам понадобится чистый лист, заготовки с изображениями собак, клей, цветные карандаши. Вам необходимо приклеить изображения собак в том порядке, в котором происходили события.С помощью стрелок покажите их последовательность. Изобразите на мордочке собаки цветными карандашами те эмоции, которые она испытала в этот момент.К каждому фрагменту подберите цитату из стихотворения и подпишите его. Ребята, есть вопросы. Приступаем к выполнению задания(СЛАЙД С МУЗЫКОЙ)
5. На доске словаПРИКРЕПЛЯЮ ЧУЖОЙ БОЛИ НЕ БЫВАЕТ…
- Я думаю, вы сумели понять, прочувствовать душевное состояние и отобразить основные события, произошедшие с собакой на бумаге. Результаты вашего труда, пожалуйста, разместите на доске.
Посмотрите, какие истории у вас получились.
6. Домашнее задание (30 сек.)
СЛАЙД
- Ребята, дома напишите мини – сочинение «Как я понимаю фразу «Чужой боли не бывает…»
7. Рефлексия: (2 мин.)
- К нам в гости пришел друг - собака. Давайте поделимся с ней чувствами, которые вы испытали. У вас на столах лежат маленькие конверты, в которыхнаходятся изображения щенят. Достаньте содержимое, выберите щенка с тем чувством, которое вы испытали на протяжении нашего занятия к собаке и ее щенкам. Прикрепите щенков рядом с собакой.
8. Итог урока: (1 мин.)
Трагедия собаки сегодня на уроке стала близкой нашему сердцу.Сергей Александрович Есенин учит нас милосердию. Именно о таком ЧУВСТВЕ у поэта есть стихотворение «Собаке Качалова». В память о нашем уроке я дарю вам закладки с этим стихотворением.
- Я желаю вам, чтобына вашем жизненном пути встречались только добрые, отзывчивые, неравнодушные к чужой боли люди.
- С огромной благодарностью хочу отметить: имена детей.
- Спасибо большое всем за работу. Молодцы. Урок окончен.
Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики.
Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:
«Нет, так жить невозможно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"
Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда
Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда, применение полученных...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы
Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....
Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке
Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...