Учебное занятие по учебному предмету "Литература" в 6 классе на тему "С. Есенин "Песнь о собаке"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Емелева Ольга Константиновна

Данное учебное занятие предназначено для обучающихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_eseninu.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Приветствие( 30 сек.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Емелева Ольга Константиновна, я учитель русского языка и литературы. И сегодня учебное занятие по литературе у вас буду вести я.

Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза, слышать и чувствовать Вас. Надеюсь, что занятие принесет нам радость общения. Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов, улыбнёмся и с хорошим настроением приступим к работе.(видеофрагмент)

  1. Актуализация знаний. Мотивация. (5 мин.)

 - А вы узнали этот мультфильм? (Да)

Это мультфильм «Каштанка» по произведению Антона Павловича Чехова

- Кто главный герой мультфильма? (собака)

 - Кем она является для человека? (Друг человека)

- Как хозяин относился к собаке?

- Как вы считаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (о братьях наших меньших, об отношении человека к животным, к природе).

- 2017 год  в России объявлен годом экологии. Экология – это не только защита природы,но и доброе отношение к ней.

- В литературе многие поэты обращались к проблеме взаимоотношений человека ко всему живому. Сегодня мы рассмотрим эту проблему  на примере стихотворения Сергея Александровича Есенина «Песнь о собаке». На занятии нам предстоит  пережить события вместе с героями произведения. И я думаю, что к концу нашей работы вы сумеете сделать для себя очень интересное, а может быть неожиданное открытие.

Слово учителя

Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт. С особой теплотой он писал о братьях наших меньших.

В основе создания данного стихотворения лежит реальная история.

В юности поэт стал свидетелем события, которое его потрясло. Собака соседа Сергея Александровича ощенилась, и хозяин погубил всех щенят.

У вас на столах лежат конверты, под которыми лежит текст стихотворения. Возьмите его и положите на середину стола.

Мы с вами сейчас прослушаем аудиозапись «Песнь о собаке» Сергея Есенина в исполнении Сергея Безрукова (СЛАЙД аудиозапись)

СЛАЙД

 - Понравилось ли вам это стихотворение?

 -  Каким настроением проникнуто это стихотворение?

 - Кто является главным героем? (собака)

- Какой вы себе представляете собаку?

 -  Какие слова  помогли вам понять образ собаки – матери?

- Обратите внимание на цветовую гамму. Какие цвета использует поэт,когда описывает собаку?(ржаном, рыжие, златятся)

 - Какие это цвета? Теплые или холодные?(Теплые)

 - Какие ассоциации у вас возникают со словом тепло?(солнце, мама, семейный очаг, семья)

- А каким эпитетом охарактеризован хозяин? (хмурый)

- Как вы думаете, из-за чего хозяин был хмурым?

- Могла ли собака что-либо изменить в этой ситуации? (нет, не могла)

- А от кого зависела судьба собаки? (от человека)

Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда люди идут против своей воли. Совершают такие поступки, которые бы они не хотели совершать.

 - Хотел ли он на самом деле совершить такой поступок?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, мы с вами обратимся в суд.

3. Работа в парах(суд). (4 мин.)

Представьте, что мы с вами находимся в зале суда. У нас есть подсудимый – это хозяин собаки. Как вам известно, в суде есть сторона обвинения и сторона защиты.

СЛАЙД

- Перед вами вопрос: «Почему хозяин совершил такой поступок?»

- Подумайте над этим вопросом, аргументируйте свой ответ, исходя из того, что одни из вас обвинители, а другие защитники. Время на размышление 1 минута (высказывания детей)

- Итак, слово стороне обвинения. Слово предоставляется стороне защиты.

- Большое спасибо за ваше мнение!

Какой общий вывод мы можем с вами сделать из выше сказанного?

- Действительно, человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле. Но не всегда получается так, как мы хотели бы.

4. Составление карты – маршрута (5 мин.)

Обратите внимание, в стихотворении представлен один день из жизни собаки. Сегодня мы с вами составим карту – маршрут пережитых событий собаки в этот день. Опираясь на данный маршрут, вы с легкостью вспомните сюжет и композицию стихотворения.

-Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (3)

1 часть - Рождение щенков;

2 часть – Поступок хозяина;

3 часть – Чувства собаки, потерявшей своих детей

СЛАЙД

- У вас на столах лежат конверты. Откройте конверты и ДОСТАНЬТЕ содержимое. СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ РАБОТАТЬ В ПАРАХ. Для работы нам понадобится чистый лист, заготовки с изображениями собак, клей, цветные карандаши. Вам необходимо приклеить изображения собак в том порядке, в котором происходили события.С помощью стрелок покажите их последовательность. Изобразите на мордочке собаки цветными карандашами те эмоции, которые она испытала в этот момент.К каждому фрагменту подберите цитату из стихотворения и подпишите его. Ребята, есть вопросы. Приступаем к выполнению задания(СЛАЙД С МУЗЫКОЙ)

5. На доске словаПРИКРЕПЛЯЮ ЧУЖОЙ БОЛИ НЕ БЫВАЕТ…

- Я думаю, вы сумели понять, прочувствовать  душевное состояние и отобразить основные события, произошедшие с собакой на бумаге. Результаты вашего труда, пожалуйста, разместите на доске.

Посмотрите, какие истории у вас получились.

6. Домашнее задание (30 сек.)

СЛАЙД

- Ребята, дома напишите мини – сочинение «Как я понимаю фразу «Чужой боли не бывает…»

7. Рефлексия: (2 мин.)

 - К нам в гости пришел друг - собака. Давайте поделимся с ней чувствами, которые вы испытали. У вас на столах лежат маленькие конверты, в которыхнаходятся изображения щенят. Достаньте содержимое, выберите щенка с тем чувством, которое вы испытали на протяжении нашего занятия к собаке и ее щенкам. Прикрепите щенков рядом с собакой.

8. Итог урока: (1 мин.)

 Трагедия собаки сегодня на уроке стала близкой нашему сердцу.Сергей Александрович Есенин учит нас милосердию. Именно о таком ЧУВСТВЕ у поэта есть стихотворение «Собаке Качалова». В память о нашем уроке я дарю вам закладки с этим стихотворением.

- Я желаю вам, чтобына вашем жизненном пути встречались только добрые, отзывчивые, неравнодушные к чужой боли люди.

- С огромной благодарностью хочу отметить: имена детей.

- Спасибо большое всем за работу. Молодцы. Урок окончен.

        

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики.

Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:

«Нет, так жить невозможно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...