План-конспект урока «Наречие. Промежуточное повторение»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Белова Тамара Николаевна
МБОУ «Пурдошанская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
Русский язык
7 класс
«Наречие. Промежуточное повторение». Урок 21.
М.Т. Баранов «Русский язык. 7 класс»
Цели: 1. Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречия; определить место наречий в языке.
2. Развивать умение употреблять наречия в речи.
3. Воспитывать чувство уважения к отваге и героизму советских воинов.
Тип урока: обобщение изученного.
Форма урока: урок-соревнование.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_narechie._promezhutochnoe_povtorenie._7_klass.odt | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Наречие. Промежуточное повторение»
- Белова Тамара Николаевна
- МБОУ «Пурдошанская средняя общеобразовательная школа»
- Учитель русского языка и литературы
- Русский язык
- 7 класс
- «Наречие. Промежуточное повторение». Урок 21.
- М.Т. Баранов «Русский язык. 7 класс»
- Цели: 1. Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречия; определить место наречий в языке.
2. Развивать умение употреблять наречия в речи.
3. Воспитывать чувство уважения к отваге и героизму советских воинов.
9.Тип урока: обобщение изученного.
10.Форма урока: урок-соревнование.
11. Техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и постановка целей урока.
- Сегодня наш урок будет необычным. Мы проведем соревнования, но не спортивные. Предметом нашего соревнования будет наречие. И сегодня мы узнаем, кто из вас знаток по этой теме. Вы будете работать в командах. Для успешной работы вам понадобится взаимопомощь, ведь только в таких условиях вы добьетесь большего успеха. В каждой команде выберите капитана. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Чем больше жетонов, тем выше балл за вашу работу.
- Запишите в тетрадях день нашего состязания и тему.
III. Проверка домашнего задания (Разминка.)
- В качестве домашнего задания вы готовили вопросы о наречии соперникам. Каждая команда по очереди задает вопрос друг другу. Максимальный балл -1.
(За каждый правильный ответ команда получает жетон.)
1 команда: Что обычно обозначают наречия? (Признак действия, но могут обозначать признак предмета и признак признака.)
2 команда: Изменяются ли наречия? (Нет, но они могут иметь степени сравнения.)
3 команда: Каким членом предложения чаще всего бывает наречие? (Обстоятельством.)
Что ж, разминка удалась.
Вижу, что готовы к бою.
Мы возьмем с собой багаж,
Он поможет вам в работе.
IV. Синтаксический этап.
(От каждой команды по одному ученику выполняют разбор предложений у доски. В это время остальные работают с деформированным текстом, где пропущены наречия. Задание: Восстановите текст, добавив подходящие по смыслу наречия. Кто быстрее.)
(Однажды) увидел я в лесу (необыкновенную) елку. Р..сла она (когда-то) в тени, поэтому сучья у нее опущены (вниз). Теперь же, после выборочной рубки, каждый сук ее стал р..сти (кверху).
- Как изменились тексты по отношению с первоначальным вариантам?
(Стал более выразительным.)
- Какую роль играют наречия в языке? (Роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность.)
- Объясните правописание слов с пропусками.
У доски: 1. Издалека показался быстро приближающийся огонь.
2. Лебеди долго и низко кружили над заливом.
3. Бежит тропинка через луг, ныряет влев.., вправ...
= При проверке предложений вопрос разбирающему задается противоположной командой: 1. В чем сходство наречия с деепричастием. (Наречие сходно с деепричастием по смысловому вопросу (как?) и неизменяемости.) 2. Как отличить на письме наречие от краткого прилагательного и краткого причастия? (Чтобы отличить наречие от краткого прилагательного или краткого причастия, необходимо задать вопрос. Наречия относятся к глаголу и в предложении являются обстоятельством, а краткие прилагательные или причастия относятся к существительным и в предложении являются сказуемым.)
3. На какие группы по значению можно разделить наречия? (Образ действия, время, место, причина, цель, мера.)
V. Орфографический этап.
(Каждая группа воспроизводит свою таблицу с примерами. По итогам повторения орфографическая работа по карточкам.)
- Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Из- если от бесприставочного До- прилагательного С- добела ← белый (без приставки) |
Из- если от прилагательного, в До- котором уже были приставки С- доверительно ← доверительный |
- Дефис между частями слова в наречиях http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac0d971d-d409-4e79-8281-cbb8b07913a9/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_091%5D.swf
по-звериному |
|
3. Суффиксы –то, -либо, -нибудь: где-нибудь |
4. Сложные наречия: давным-давно |
3. Не с наречиями на –о, –е.
Слитно
Нелепо (не употребл.). Говорил неискренне (фальшиво). |
Раздельно
Не хорошо, а плохо. Вовсе не интересно. Не по-товарищески (не на –о (-е). |
http://school-collection.edu.ru/action/error404.php
Задание в группах.
= упр. 244 (чья группа вперед выполнит, та у доски объясняет орфограммы встретившиеся в упражнении.)
= в это же время капитаны каждой группы работают индивидуально у доски.
- Пр..шить (не)крепко, а слабо; посмотреть (не)доверчиво, говорить совсем (не)весело, взлететь (не)высоко; произнести (не)громко, а тихо; ничуть (не) радостно, поступить (не)лепо, (не)(по)дружески.
- Нак..рмить досыт(о,а), выр..стить занов(о,а), глядит испуганн(о,а), посм..треть искос(о,а), выт..реть насух(о,а), снов(о,а) начинать, взглянуть влев(о,а), изредк(о,а) прик..саться.
- Поступил не (по)товарищески, поднять (по)выше, мало(помалу), говорил (по)английски, идти куда(то), одеться (по)зимнему, сделаем (по)вашему, случилось давным(давно).
VI. Тайм-аут.
- После хорошей работы не лишним будет и отдохнуть. Заглянем в кабинет школьного врача. Знакома ли вам ситуация?
Инсценировка «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе ты учишься молодой человек?
- В шестом «Бы».
- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. Тебя болит язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот рецепт (Учебник русского языка.)
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибка?
- Что значит в пух и прах? (Фразеологизм. В пух (и прах) (разг.) — совершенно, окончательно, до основания. Разбить в пух и прах. Разбранить в пух и прах. Разругались в пух (и прах). Продулся в пух.)
Игра «Замени наречие»
- Замените наречие фразеологизмом. (Одна группа предлагает другой свои примеры, за каждый правильный ответ группа получает балл.)
Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро скакать – во весь опор; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать - во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и – обчелся; медленно – черепашьими шагами; рано – чуть свет, ни свет ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.
- Какую роль в речи играют фразеологизмы? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной.)
VII. Творческий этап.
- 2 февраля 2011 года исполнилось 68 лет со дня окончания самого великого сражения за всю Великую Отечественную войну – Сталинградской битвы.
Сталинград! Сталинградская битва!
Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Здесь, между Волгой и Днепром, 200 дней продолжалась оборона Сталинграда. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествующие сражения мировой истории.
Победа на Волге еще выше подняла моральный дух всех советских людей, укрепила веру в окончательную победу страны.
В 1963-1967 годах в центральной части Волгограда, на Мамаевом кургане, где во время Сталинградской битвы происходили жестокие бои, был возведен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (скульпторы Е. В. Вучетич, В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А. А. Тюренков; архитекторы Л. Б. Белопольский, В. А. Демин).
(Работа над фрагментом панорамы «Сталинградская битва», 1981, Н.Я.Бут, В.К.Дмитриевский и др.)
- Какое впечатление производит картина?
- Запишите как можно больше словосочетаний, используя наречия для более точного и эмоционального описания изображенного на картине. (Предложить свои сочетания после проверки учащихся: слева мы видим, справа изображен, стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются не щадя своей жизни и т.д.)
- Какую роль играют наречия в подобранных словосочетаниях?
- Какое место занимают наречия в языке?
IX. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение по картине с использованием подобранных словосочетаний.
VIII. Итог соревнования.
- Вот и подошло время подвести итог сегодняшнему соревнованию.
(Определяются знатоки по теме. Выставляются оценки.)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационный момент | Организационная | 2 мин. | ||
2 | Объявление темы и цели урока | 3 мин. | |||
3 | Проверка домашнего задания. Разминка. | Аудиозапись | Контроль | Вопрос-ответ | 5 мин. |
4
5 6 7 8 9
| Синтаксический этап Орфографический этап Тайм-аут Творческий этап Домашнее задание Итог соревнования | Интерактивная доска 2. collection.edu.ru/dlrstore/ac0d971d-d409-4e79-8281-cbb8b07913a9/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_091%5D.swf 3.http://school-collection.edu.ru/action/error404.php | Проверка карточек Демонстрация
Демонстрация Демонстрация Демонстрация картины и её фрагментов
Выставление оценок, выявление знатоков. | Правка текста, работа у доски Просмотр, выполнение заданий Выполнение заданий Просмотр, выполнение заданий Инсценировка «Рецепт», игра «Замени наречие» Просмотр картины, подбор материала к сочинению.
| 5 мин. 10 мин. 5 мин. 10 мин.
2 мин. 3 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Карточки, интерактивная доска. | Практический | Карточки | |
2 | Таблица | Контрольный | Таблица | |
3 | Алгоритм | Контрольный | Алгоритм | |
4 | Картина | Практический, демонстрационный | Описание картины |
МБОУ «Пурдошанская средняя общеобразовательная школа»
Темниковского района Республики Мордовия
Урок русского языка в7 классе
«Наречие. Промежуточное повторение»
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Белова Тамара Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект
План-конспект урока с использованием ЭОР....
план -конспект урока"Наречие как часть речи"
При разработке урока учтены индивидуальные особенности учащихся.Урок-игра. Учащиеся знакомятся с морфологическими признаками наречия , оправляясь в кругосветное путешествие на фрегатах....
План-конспект урока в 7 классе "Повторение и обобщение знаний по теме "Тип Членистоногие"
План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технолог...
План-конспект занятия Промежуточная аттестация. Подготовка новогодней газеты и игры «Журналистская шапка», «Алфавит» (13-15 лет)
Цель: проверить промежуточные знания воспитанников «Школы молодого журналиста » с сентября по декабрь первого года обучения. Задачи:Проверить формирование первичных ...
Конспект урока "Наречие. Повторение и обобщение". 7 класс
Конспект урока "Наречие. Повторение и обобщение" в 7 классе по технологии "Активные методы обучения". Подходит ко всем учебникам русского языка....
Технологическая карта урока "Наречие. Повторение" 7 класс
Урок систематизации и коррекции знаний по теме "Наречие: степени сравнения наречий, разряды наречий, слова категории состояния"...