план -конспект урока"Наречие как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
При разработке урока учтены индивидуальные особенности учащихся.Урок-игра. Учащиеся знакомятся с морфологическими признаками наречия , оправляясь в кругосветное путешествие на фрегатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока.Тип: урок игра. | 81 КБ |
презентация | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.7 класс.
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
Урок-игра.
ОФОРМЛЕНИЕ.
1.На экране – фрегат «Аляска», каравеллы «Пинта» и «Санта-Мария».
2.На доске – четверостишия из стихотворений Вадима Шефнера и Всеволода Рождественского.
3.На столе – флажки ( для команд-победительниц).
4.Значки «Роза ветров» ( у капитанов команд).
УСЛОВИЯ ИГРЫ.
Класс делится на команды. Ответивший правильно «приносит» флажок своей команде. Выигрывает команда, набравшая больше флажков.
ХОД УРОКА.
- Учитель объявляет тему урока.
- Учащиеся определяют цель урока (повторить материал, пройденный при изучении темы «Наречие»).
- Учитель. Нам предстоит научиться обобщать полученные знания. Как вы понимаете слова: "обобщение", "обобщить"? ( Соединить вместе, объединить знания в целое).
- Учитель. Какие задачи вы должны решить на уроке? (Учиться отвечать чётко, ясно, грамотно. Для этого необходимо сначала думать, а потом говорить, слушать, когда говорят другие).
- Почему стихотворение Вадима Шефнера взято эпиграфом к уроку?
( Урок необычный – игра).
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье.
В.Шефнер
- Почему вторым эпиграфом взяты слова Вс. Рождественского?
( Мы отправляемся в путешествие).
В воображении вставали
Земель далёких чудеса,
И к ним в синеющие дали
Шёл бриг, поднявший паруса.
Вс .Рождественский
- Мы отправляемся на фрегате и каравеллах.
Задание №1. Словарная работа.
Каково лексическое значение слова фрегат? ( Парусный трёхмачтовый военный корабль.)
Что вы знаете о каравеллах? ( Быстроходные корабли XV века.)
У капитанов значки «Роза ветров».
Как понимаете значение значка-словосочетания? ( Роза ветров- это график направления ветров, господствующих в местности.)
Команды выбрали девиз путешествия «Да поможет нам роза ветров!», поэтому изготовлены значки для капитанов.
Кто такой капитан? ( Командир судна.)
Что такое судно? ( Плавучее транспортное средство для перевозки людей и грузов корабль, пароход.)
Задание №2.
Диктант. ( Диктуется учителем классу. На доску записывает диктант капитан 1-го судна.)
Паруса обладали свойством толкать судно вперёд, даже если ветер дует сбоку или чуть-чуть спереди. Каравеллы были быстроходны, хорошо слушались руля. Парусные корабли достаточно надёжны для океанских плаваний.
Задание №3. ( Задание для класса определяет капитан 2-го судна.)
Нет ли ошибок на доске?
Записан текст или отдельные предложения? ( Все предложения связаны по смыслу, подчинены одной теме «Парусные корабли». Это рассказ о кораблях, значит, на доске - текст.)
Задание №4. ( Задание для класса определяет капитан 3-го судна.)
Объяснить постановку знаков препинания.
Задание №5. ( Определяет боцман 1-го судна.)
Боцман – лицо младшего начальствующего состава. Занимается хоз. вопросами.
Укажите синтаксическую роль каждой части речи. ( Наречие в предложении – обстоятельство.)
Задание №6. ( Определяет боцман 2-го судна.)
Выписать из текста словосочетания:
глагол + наречие, наречие + наречие, прилагательное + наречие.
Определить, какое грамматическое значение имеют наречия. ( Признак действия, признак признака.)
Куда? До какой степени? До какой степени?
Х Х Х
Толкать вперёд Чуть-чуть спереди Надёжны достаточно
(действ.) ( призн.) ( призн.) (призн.) ( призн.) (призн.)
Задание №7. ( Определяет боцман 3-го судна.)
Выполнить орфографический разбор наречий.
Задание №8. ( Определяют юнги 1-2-3 кораблей.)
Работа по карточкам.
- Кто такой юнга? ( Подросток на судне, обучающийся морскому делу.)
- Раскрыть скобки ( задание 1 юнге).
Бок (о)бок, точ…(в)точ…, (на)зло, (не)много, (на)кануне, (на)ро..?..но, ш…потом, (на)верху, (с)разбегу, (тот)час, капельку.
- Выполнить морфемный разбор указанных наречий ( задание 2 юнге).
- Выполнить морфологический разбор любого наречия из текста диктанта
( задание 3 юнге).
Задание №9. ( В это время все участники путешествия приглашены на камбуз.)
- Составить рецепт приготовления макарон по-флотски.
- Доказать необходимость наречий в тексте.
- Предъявить по 1 работе с каждого судна коку своего корабля.
- Кто такой кок? ( Повар на судне.)
Рецепт приготовления макарон по-флотски.
Сначала мясо пропустить через мясорубку, затем обжарить на сале. Сверху положить нарезанный лук. Потом залить водой. В бульоне тушить мясо.
Макароны отварить, смешать с мясом, недолго тушить с репчатым луком.
( Наречия: "сначала", "затем","потом" – указывают на последовательность действий. Наречие "сверху" указывает на место, наречие "недолго" – на время действия).
Кок зачитывает один из рецептов.
Анализирует работу. ( Текст соответствует заданию. Наречия употреблены правильно. Стилистических и речевых ошибок нет.)
Задание №10. ( После проверки работ на доске.)
Учитель. Обратите внимание на наречие "по-флотски". Что необычного заметили в словосочетании
какие?
Х
"макароны по-флотски"?
(предмет) (признак)
( Наречие может зависеть от существительного и отвечать на вопрос прилагательного. Значит, в данном случае, грамматическое значение наречия – признак предмета.)
Задание№11. Команды собираются на палубах своих кораблей.
1.Что такое палуба? (Горизонтальное перекрытие в корпусе судна.)
2.Нужно составить задание к готовому кроссворду ( кроссворд – на экране).
М | ||||||||
Н | Е | Х | О | Р | О | Ш | О | |
Д | ||||||||
Е | Л | Е | - | Е | Л | Е | ||
Е | Щ | |||||||
С | Н | О | В | А | Ё | |||
Н | ||||||||
П | О | - | Н | О | В | О | М | У |
Работа парами.
1.Какая пара работает дружнее?
2.Какие орфограммы можете назвать?
3.Сделайте вывод.
4.Работа дана на время.
- Медленно (наречие с НН, синоним наречия в словосочетании «двигаться тихо»).
- Нехорошо (наречие с НЕ, синоним «плохо»).
- Еле-еле наречие пишется через дефис, синоним «чуть-чуть»).
- Ещё (слово-исключение, орфограмма «О-Е на конце наречий после шипящих»).
- Снова ( наречие с приставкой с - имеет суффикс –а-, синоним «заново»).
- По-новому ( наречие пишется через дефис, образовано от прилагательного «новый» приставочно-суффиксальным способом).
Погода испортилась.
Задание №12. Ученица зачитывает своё сочинение-описание. (I часть.)
Шторм.
Уже который день корабль продолжал плавание. Погода была прекрасная: ни малейшего ветерка, голубое небо, яркое солнце.
Но вдруг однажды небосвод заволокло дождевыми тучами, поднялся ветер, воздух как бы сгустился. Ветер крепчал, его порывы становились всё сильнее и сильнее. Волны с серыми барашками пены захлёстывали палубу и грозились смыть команду корабля.
1.Услышать неверно использованные наречия. Исправить ошибку. ( Убрать наречие «однажды»).
2.Какую роль играют наречия сравнительной степени? ( Нареч. «сильнее и сильнее» показывают, что сила ветра проявляется в большей степени, достигается это благодаря -ее.)
3.Что такое шторм? ( Сильная буря на море.)
Задание №13. После шторма корабли сбились с курса, но вдруг увидели землю. Что это?..
Домашнее задание.
1.Написать рассказ «Необитаемый остров», «Земля чудес», «Остров дикарей», «У берегов Греции» и т.п. (Стиль речи – художественный. Тип речи – повествование с элементами описания).
2. Составить грамматическое задание к своему тексту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научимся обобщать знания О Б О Б Щ И Т Ь – соединить вместе, объединить знания в целое.
Значение слов: Фрегат – парусный трехмачтовый военный корабль Каравелла – быстроходные корабли 15 века Судно – плавучее транспортное средство для перевозки людей и грузов Капитан – командир на корабле Юнга – подросток на корабле Кок – повар на корабле Палуба –горизонтальное перекрытие в корпусе судна Шторм - сильная буря на море Боцман – помощник капитана
Рецепт приготовления макарон по – флотски. Сначала мясо пропустить через мясорубку, затем обжарить на сале. Сверху положить нарезанный лук. Потом залить водой. В бульоне тушить мясо. Макароны отварить, смешать с мясом, недолго тушить с репчатым луком.
Образовать возможные степени наречий Медленно Жарко Легко Близко Высоко Вчера
Проверь правильность выполнения задания Медленно – медленнее- самый медленный медленнейший Жарко – жарче –самый жаркий жарчайший Легко –легче – самый легкий - легчайший Близкий – ближе –самый близкий - ближайший Высоко – высокий - самый высокий высочайший Вчера – вчерее – самый вчерашний Что смутило?
Домашнее задание Подготовиться к контрольному изложению по упражнению № 269
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи
Цель урока: познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Конспект урока "Наречие как часть речи"
Подвести учащихся к определению наречия, его морфологических признаков, синтаксической функции через выяснение роли наречий в художественном тексте....
Презентация к уроку "Наречие как часть речи".
Презентация позволит ярко, образно, продуктивно провести урок по теме....
Урок "Наречие как часть речи"
Урок составлен с опорой на технологию проблемного диалога....
План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)
План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)...