Конспект по чтению и развитию речи
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Горький. Детство
Цели и задачи:
Образовательно-познавательные:
- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
- формирование умений школьников анализировать читаемый текст.
Воспитательные:
- разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;
- сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критическое осмысление фактов, событий, характеров; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;
- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
- создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики;
- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;
- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование организационных и учебных умений.
- Психологический настрой.
Сядьте удобно, улыбнитесь, закройте глаза, прислушайтесь к музыке:
- Я произношу текст, вы повторяете движения глазами, мысленно представляете услышанное.
«Сотвори солнце в себе».
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце и несет тепло всем, всем, всем.
- Артикуляционная минутка.
1.Повторение слогов с согласным [л], [л,] (твердым и мягким).
Задание: чтение слогов по горизонтали и вертикали.
- Найдите слог - иль -, прочитайте слог справа от него, затем слева; вверху и внизу.
- А теперь переходим к теме урока.
Слайд № 1.
- Творчество какого писателя вы сейчас изучаете?
- Каким было детство А.М.Пешкова?
- Какое влияние оказала на Алешу бабушка Акулина Ивановна?
- Как он написал об этом влиянии позже, став уже взрослым?
- Кто прочитает эти замечательные строки?
- Кем пришлось работать Алеше Пешкову? Почему так рано началась его трудовая жизнь?
- Назовите автобиографические повести М.Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»).
Сегодня мы будем продолжать знакомство с новыми героями повести «Детство».
Слайд № 2.
Сейчас приступаем непосредственно к повести под названием «Детство».
- На титульном листе книги – персонажи повести. Назовем их.
- Проверка домашнего задания.
1.Что было задано на дом?
Вопросы по содержанию 1 части текста.
1.За что выпороли Алешу?
2.В чем упрекала бабушка свою дочь – мать Алексея?
3.Что показалось Алеше грустным и обидным в словах матери?
4.Алеша назвал дни своей болезни большими днями жизни. (Прочитать строки об этом: «…точно содрали кожу с сердца и каким оно стало? Стало невыносимо чутким…»
5.Отыщите в тексте слова, которыми Алеша описал внешний вид деда.
6.О чем рассказывал дед Алеше?
- Работа над материалом урока (II часть главы)
Слайд № 3.
1.Словарная работа. Объяснить и подобрать синонимы к словам (пороть, засек).
Слайд № 4.
2. Чтение трудных слов по слогам:
- впе-чат-ле-ние
- в-впе-чат-впечат-лени-е
впечатление
про-ти-во-ре-чие
жулико-ва-тый
складное тело.
Слайд № 5.
3.Ответ-объяснение трудных слов.
Противоречие – возражать, перечить.
Впечатление – оценка, мнение, сложившееся после знакомства и соприкосновения с кем или чем-либо;
Жуликоватый.
Складное тело.
Слайд № 6.
Слова, встречающиеся в разговорной речи: перетово….
- Физминутка:
а) упражнение для глаз: зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз);
б) сделайте круговые движения глазами (10 раз);
в) сделайте «ленивую» восьмерку.
1.Работа с текстом II части главы (читают ученик 1и ученик 2).
2.Чтение про себя (весь класс).
3.Расскажите о том новом в характере деда, что вы узнали из этой части повести.
- Есть ли противоречия в его характере? Теперь вы должны порассуждать, т.к. знаете значение этого слова.
4.Как бабушка и Цыганок доказали еще раз свою любовь к мальчику?
А как Алеша относится к ним?
5.Прочитайте по ролям эту часть.
Передайте при чтении:
- извиняющийся тон деда;
- обвиняющий – бабушки;
- тоскливый – матери Алеши;
- лукавый, ласковый – Цыганка.
6. Выделить отдельные слова, фразы, передающие настроение героя; выделить слова, передающие ощущение тоски, горя человека.
- Викторина «Узнай героя» по описанию.
1.Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим?
2.Плешивый, бородатый человек в темных очках.
3.Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз.
4.Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их.
5.С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой.
6.Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое).
7.Еще раз обратимся к тексту повести.
Прочитайте о том, как наказание повлияло на отношение Алеши к жизни и на его характер. Сравните влияние деда на Сашу и Алексея. Одинаковым ли было это влияние на характеры обоих мальчиков?
Докажите свое мнение.
8.Подумайте, какой могла бы быть дальнейшая жизнь Алеши в доме деда.
Обоснуйте свое мнение, ссылаясь на слова Цыганка.
- Иллюстрации.
- Ребята! Дома вы нарисовали рисунки к полюбившимся героям повести «Детство» (дети демонстрируют свои работы и комментируют их).
- Слайд № 7.
1.Вставьте пропущенные имена героев повести. Сейчас увидим, кто из вас самый внимательный.
Пословицы и поговорки знакомы каждому с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как появилась на Руси письменность.
- Их называют золотыми зернами русского языка.
- Их называют маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости.
Работа с пословицами.
Напутствие деда Василия Алеше:
- Учись самому себе быть работником, а другим – не поддаваться.
- Живи тихонько, спокойненько, но упрямо!
- Слушайся всех, а делай как тебе лучше.
- Что является главным в его словах?
Домашнее задание (стр. 182).
Выставление оценок.
Итоги урока:
- Что изучали на уроке.
- Какой вывод вы сделали?
Ответы обучающихся:
- Несмотря на трудное детство у Алеши появляется вера в себя, появляется стремление заступиться за обиженных, спасти от боли всех, над кем издеваются.
- Несмотря на тяжелую жизнь, мальчик тянется ко всему солнечному, радостному, потому что его окружали хорошие люди: щедрая душою бабушка Алеши; свободолюбивая, обделенная счастьем мать мальчика; добрый и рано погибший Цыганок (все они оставили свой неизгладимый след в памяти мальчика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..." Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...
Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс
Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтени...
конспект урока чтения и развития речи
тема урока:Звук и буква Б. конспект урока в 1 классе (Vlll вида)....
Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1. Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».
Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....