АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для 4 класса
рабочая программа по литературе
Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика» для 4 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для 4 класса | 56.28 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПО
ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
для 4 класса
Составитель программы – учитель начальных классов
Зайцева О.С.
Москва 2019
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)–М. «Просвещение»: 2017
Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика» для 4 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2018.
Программа составлена на 68 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Основная цель предмета «Речевая практика» развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Исходя из этого, программа по устной речи реализует следующие коррекционно - обучающие задачи:
• способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить связные устные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную речь. В содержание работы включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон: дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент.
Материал, включенный в подраздел, реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует на отработку четкого произношения, его эмоциональной выразительности.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации организация высказывания». Учащиеся под руководством учителя «проигрывают», моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Подраздел «Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Содержание изучаемого предмета
4 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»:«Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
4 класс
Личностные результаты обучения.
Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметныхрезультатов начального обучения);
Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
Понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержаниюуслышанного;
Понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
Уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
Правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
Уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
Минимальный уровень:
Выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
Выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми ивзрослыми;
Знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
Участвовать в беседе;
Слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по речевой практике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В четвертом классе используются один вид оценивания - текущее.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках речевой практике. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-ти бальной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу "хорошо - очень хорошо - отлично". При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
− правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
− полнота ответа;
− умение практически применять свои знания;
− последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценку «удовлетворительно» можно поставить. Если дети верно выполняют от 35% до 50% заданий
Оценку «хорошо» - от 50% до 65%.
Оценку «очень хорошо» - свыше 65%
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний ученика, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Критерии оценивания и нормы оценок
Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.
«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока
«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх
«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.
Учебно-тематический план
4 класс (68ч)
№п/п | Темы | К-во часов |
1 | Делимся новостями. | 4 |
2. | Я выбираю книгу. | 4 |
3. | Подскажите, пожалуйста… | 4 |
4. | Я – пассажир. | 3 |
5. | Петушок - Золотой гребешок. | 3 |
6. | Сочиняем сказку. | 4 |
7. | У телевизора. | 4 |
8. | Лисичка – сестричка. | 3 |
9. | Новогодние истории. | 3 |
10. | Знаки – помощники. | 4 |
11. | В гостях у леса. | 4 |
12. | Задушевный разговор. | 4 |
13. | Приглашение. | 4 |
14. | Поздравляю! | 4 |
15. | Жду письма! | 4 |
16. | Извините, меня… | 4 |
17. | Поздравительная открытка. | 4 |
18. | Во саду ли в огороде | 4 |
67ч |
Календарно-тематическое планирование уроков речевой практики 4 «а» класса
учебник: С. В. Комарова «Речевая практика» 4 класс, Москва, «Просвещение», 2018 г.
№ по порядку. | Лексическая тема | Тема урока | Аудирование | Речевая ситуация | Культура общения | Использование инновационных педагогических технологий. | Контрольно-диагностические материалы | ||||||
1 2 | 1. Игры с друзьями | 1. Добро пожаловать! | Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. | Знакомство с новой ученицей. Рассказ о лете по картинке | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. Элементы компьютерной технологии. | Игра «Рассказ по кругу» | ||||||
3 4 | 2. «Прошлым летом» | Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом» | Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул | Познакомить с правилами участия в диалоге. | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Составление рассказа о прошедшем лете | |||||||
5 6 | 3. Расскажи мне о своих летних каникулах | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Рассказ детей по своим рисунка о прошедшем лете. | Повторить правила участия в полилоге | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. Элементы компьютерной технологии. | Игра «Вопрос за вопрос» | |||||||
7 8 | 4. Книга – лучший собеседник | Чтение четверостишья «Книга может дать совет» | Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги? | Повторить правила участия в полилоге | Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы проблемного обучения. | Игра «Расскажи другому» | |||||||
9 10 | 5. Я выбираю книгу | Познакомить детей с различными жанрами книг | Обзор принесенных книг | Повторить правила участия в полилоге | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Игра «Выбери нужную книгу» | |||||||
11 12 | 6. Моя любимая книга | Знакомство со словом КОМПЛИМЕНТ | Рассказ детей о своей любимой книге | Конструирование ситуации-просьбы | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Игра «Посоветуй другу» | |||||||
13 14 | 7. В библиотеке | Экскурсия в школьную библиотеку | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы проблемного обучения. | Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы | ||||||||
15 16 | 8. Игра «Молчок» | Коллективное составление рассказа о правилах игры. Обмен мнениями о любимой игре | Обсуждение содержания серии картин. Составление описания правил игры. | Умение конструктивно участвовать в споре. Правильное поведение в ситуации спора | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Проигрывание игры «Молчок» | |||||||
17 18 | 9. Твой старший друг. Почему с ним интересно? | Слушание песни «Для друзей нет выходных» | Рассказ по плану о своем друге | Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить | Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения. | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» | |||||||
19 20 | 10. Задушевный разговор | Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека | Беседа на основе личного опыта детей о чувствах | Актуализировать умение участвовать в диалогах | Элементы компьютерной технологии. | ||||||||
21 22 | 11. Вместе в беде и в радости | Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» | Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства Рассказ по сюжетным картинкам, Как поступить в подобной ситуации? | Умение правильно выражать свои эмоции и чувства | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. Элементы проблемного обучения. | Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу» | |||||||
23 24 | 2. Играем в сказку. | 1.Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой гребешок» | Прослушивание аудиозаписи со сказкой «ПетушокЗолотой гребешок» | Пересказ сказки с опорой на серию картинок | Умение понимать речь, записанную на аудионоситель | Элементы компьютерной технологии. | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки | ||||||
25 26 | 2. Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. Элементы проблемного обучения. | Беседа «Самая интересная сказка про Петушка» с привлечением личного опыта учащихся | |||||||
27 28 | 3.Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» | Загадка о сказке | Пересказ сказки с опорой на серию картинок | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | Элементы компьютерной технологии. | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) | |||||||
29 30 | 4. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» | Составление предложений по сюжету сказки | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке. | |||||||
31 32 | 5. Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) | Просмотр мультфильма « Бременские музыканты » | Познакомить учащихся со сказкой « Бременские музыканты» | Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь друг к другу. | Элементы компьютерной технологии. | Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. | |||||||
33 34 | 6. Инсценировка сказки « Бременские музыканты» | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Инсценировка сказки | |||||||
35 36 | 3. Мы-писатели | 1. Мы сказочники | Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем» | Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках | Развивать творческую активность школьников | Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы проблемного обучения. | Обсуждение замыслов каждого школьника | ||||||
37 38 | 2. Составляем сказку | Загадки о сказках | Коллективное составление сказки | Развивать умение работать в коллективе | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Запись коллективно составленной сказки | |||||||
39 40 | 3. Я пишу свою сказку | Составление предложений по сюжету сказки. | Рассказ по сюжетным картинкам | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Написание собственной сказки по плану и опорным словам | |||||||
41 42 | 4.Мое любимое стихотворение | Чтение стихотворения. | Обсуждение заученных ранее стихотворений | Развивать умение работать в коллективе | Элементы компьютерной технологии. | Рассказать любимое стихотворение | |||||||
43 44 | 5.Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение | Составление стихотворных строчек. | Развивать умение подбирать рифму к словам | Развивать творческую активность школьников | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Запись коллективно составленного стихотворения | |||||||
45 46 | 4. Я дома | 1. Мой помощник телефон | Расширение знаний детей о справочных службах. | Составление диалогов со справочными службами | Правила разговора по телефону справочной службы | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Проигрывание диалогов со справочными службами | ||||||
47 48 | 2. Я у телевизора | Загадка о телевизоре. | Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепереддач | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Рассказ о любимой телепередаче | |||||||
44 49 | 3.Полезные и вредные телепередачи | Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер | Обсуждение просмотренных детьми телепередач | Правила пользования телевизором | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Учить планировать свой телевизионный досуг | |||||||
50 51 | 4.Составь свою телевизионную программу | Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу | Развивать творческую активность школьников | Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы проблемного обучения. | Составление программ телепередач | |||||||
52 53 | порогом дома | 1.Знаки- помощники | Чтение стихотворения «У мня живет дружок» | Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое мнение | Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения Элементы проблемного обучения. | Экскурсия в город | ||||||
54 55 | 2. Правила дорожного движения достойны уважения | Слушание песенки «Светофор» | Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки | Формировать умение соблюдать правила дорожного движения | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. | Моделирование ситуации «Я на дороге» и «Я велосипедист» | |||||||
56 57 | 3. Веселый праздник | Чтение четверостишья «Получил я приглашенье» | Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях | Правила вежливости при приглашении гостей | Элементы компьютерной технологии. Элементы проблемного обучения. | Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ | |||||||
58 59 | 4.Приглашение | Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке» | Коллективное составление приглашения | Правила вежливости при приглашении гостей | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Оформление письменного приглашения | |||||||
60 61 | 5.Поздравляю! | Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял» | Коллективное составление поздравления | Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения | Элементы технологии коллективного способа обучения. | Тренировочные упражнения в произнесении поздравления | |||||||
62 63 | 6.Поздравление ветеранам | Слушание стихотворения «Ушел из жизни ветеран» | Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова | Учиться адресно подбирать пожелания | Элементы технологии коллективного способа обучения. | Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам | |||||||
64 65 | 6. Я в мире природы | 1. Мы друзья или враги природы? | Составление предложений по картинкам | составлять рассказ из личного опыта | Повторить правила участия в полилоге. | Элементы компьютерной технологии. Элементы проблемного обучения. | Составление правил поведения в природе | ||||||
66 67 | 2.В гостях у леса | Экскурсия в лес | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения | Составление рассказа «В гостях у леса» |
Литература для учителя:
- Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000
- Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997
- Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 1991.
- Валентина Волина «Праздник Букваря», 1995.
- Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.
- Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.
- И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 1991 год.
- Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.
- Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.
- М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.
- Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
- Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.
- Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 1998 год.
- В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.
- А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 1998 год.
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 1997 год.
аудиосказки
Дополнительная литература для учащихся:
- Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
Подбери нужный предлог
- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
- Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).
- Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.
- Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.
Литература для родителей:
«Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.
«Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду». 1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -
№ 5. – с. 28-41.
Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //
Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.
С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.
Серия «Говорим правильно»
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс 8 вид ФГОС
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" 2 класс 8 вид...
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 1-4класс (2часа"
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4 классов разработана на основании Закона РФ «Об образовании» (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7), Федер...
Рабочая программа 2 класс речевая практика(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( речевая практика,)...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" Программа со
Программа разработана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для 3 класса (вариант 8.3)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС 3 класса вариант программы 8.3...
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС, для детей с ОВЗ, VIII вид Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...