Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для 3 класса (вариант 8.3)
рабочая программа
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС 3 класса вариант программы 8.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_kl._8.3_rech_praktika.docx | 61.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Речевая практика»
для 3 класса (вариант 8.3)
на 2021-2022 учебный год
Составила
учитель начальных классов
Кузнецова Л. В.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС 3 класса вариант программы 8.3. разработана на основе следующих нормативных актов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
- АООП МКОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В.Гордеева
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с рас, поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в 3 классе:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-формировать выразительную сторону речи;
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
Для решения этих задач и для организации обучения общению в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.
Содержание программы включает четыре раздела, параллельно реализуемые в каждом классе: аудирование и понимание речи; дикция и выразительность речи; общение и его значение в жизни; организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.
Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.
Культура общения. Его содержание нацеливает на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с РАС и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Курс речевой практики в 3 классе рассчитан на 68 ч. 2 часа в неделю (34 учебных недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
- уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в конце 3 класса
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять задания словесной инструкции,
- Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
- Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
- Называть свою улицу,
- Участвовать в ролевых играх,
- Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Основное содержание учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски).
Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо
делать это вежливо и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Культура общения.
Выражение просьбы.
Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Планируемые результаты изучения предмета «Речевая практика» в 3 классе
Планируемые предметные результаты усвоения после 3 года обучения
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с РАС.
- С.В. Комарова. Речевая практика. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2016.
- С.В. Комарова. Речевая практика. 3 класс учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2016.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» 3 КЛАСС
(68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Снова в школу! | 4 ч |
2. | Мы собрались поиграть | 4 ч |
3. | В библиотеке | 4 ч |
4. | На приёме у врача | 3 ч |
5. | «Лисичка со скалочкой» | 3 ч |
6. | Сказки про Машу | 4 ч |
7. | Отправляюсь в магазин | 3 ч |
8. | Телефонный разговор | 4 ч |
9. | Новогодние поздравления | 2 ч |
10. | Я-зритель! | 3 ч |
11. | Какая сегодня погода? | 7 ч |
12. | «Снегурочка» | 4 ч |
13. | Весенние поздравления | 3 ч |
14. | Готовим подарок к празднику | 3 ч |
15. | Весёлый праздник | 5 ч |
16. | Учимся понимать животных | 7 ч |
17. | Поздравляю с Днём Победы! | 2 ч |
18. | Узнай меня! | 4 ч |
Всего | 68 ч |
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Количе-ство часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
Снова в школу! (4 ч) | ||||||||
1. | Вот и лето пролетело! | 1 | 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3.Актуализация правил приветствия (конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов). 4.Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений и др.). 5.Начало составления памятки «Секреты вежливого общения». 6.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
2. | Расскажи об осени. | 1 | ||||||
3. | Учимся общаться. «Добро пожаловать». | 1 | ||||||
4. | Составление рассказа «Весёлые каникулы». | 1 | ||||||
Мы собрались поиграть…(4 ч) | ||||||||
5. | Я за порогом дома. | 1 | 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3.Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик; тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта). 4.Актуализация опыта обучающихся в участии в играх с правилами (беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору обучающихся). 5.Разучивание считалок. 6.Составление «Копилки игр». 7.Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план). 8.Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». 9.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
6. | Правила игры. | 1 | ||||||
7. | Правила общения во время игр. Считалочки. | 1 | ||||||
8. | Игры с правилами. | 1 | ||||||
В библиотеке (4 ч) | ||||||||
9. | Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой».
| 1 | 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 3.Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке. 4.Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. 5.Экскурсия в школьную библиотеку. 6.Ролевая игра «В библиотеке». 7.Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке. 8.Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». 9.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
10. | Правила поведения в библиотеке. | 1 | ||||||
11. | Экскурсия в библиотеку. Ролевая игра «Библиотеке». | 1 | ||||||
12. | Читаю и рассказываю сказку. | 1 | ||||||
На приёме у врача (3 ч) | ||||||||
13 | Знакомство с темой «На приёме у врача». Правила поведения. Слова поддержки, утешения. | 1 | 1.Введение в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 3. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приёме у врача. 4. Конструирование возможных диалогов в регистратуре. 5. Конструирование возможных диалогов с врачом. 6. Ролевая игра «На приёме у врача». 7. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». 8. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
14. | Конструирование и моделирование возможных диалогов на основе иллюстраций. | 1 | ||||||
15. | Ролевая игра «На приёме у врача». | 1 | ||||||
«Лисичка со скалочкой» (3 ч) | ||||||||
16. | Сказка «Лисичка со скалочкой» | 1 | 1.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.) | |||||
17. | Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ. | 1 | ||||||
18. | Чтение сказки по ролям. Выбор роли и атрибутов к ней. | 1 | ||||||
Сказки про Машу (4 ч) | ||||||||
19. | Отгадай сказку. | 1 | 1.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2.Актуализация сказки «Маша и медведь» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3.Закрепление содержания сказки. 4.Актуализация сказки «Три медведя» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 5.Закрепление содержания сказки. 6.Игра «Живые загадки». 7.Инсценирование сказки по выбору обучающихся | |||||
20. | Рассказывание сказки «Маша и медведь»
| 1 | ||||||
21. | Рассказывание сказки «Три медведя». | 1 | ||||||
22. | Играем в сказку. | 1 | ||||||
Отправляюсь в магазин (3 ч) | ||||||||
23 | Отделы магазина. | 1 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 3. Актуализация имеющихся знаний о покупках в супермаркете (работа с предметными картинками: отдел—товар). 4. Конструирование возможных диалогов с продавцом. 5. Проигрывание диалогов с акцентированием внимания на необходимости громкого чёткого произнесения реплик при общении с продавцом. 6. Ролевая игра «В магазине». 7. Экскурсия в магазин. 8. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». 9. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
24. | Правила хорошего тона. | 1 | ||||||
25. | Ролевая игра «В магазине». | 1 | ||||||
Телефонный разговор (4 ч) | ||||||||
26. | Телефон в нашей жизни. | 1 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация имеющихся знаний по теме. 3. Составление «Правил общения по телефону». 4. Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон». 5. Чтение фрагментов сказки по ролям. 6. Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия, благодарности, прощания. 7. Ролевые игры «Телефонный разговор». 8. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
27. | Правила общения по телефону. | 1 | ||||||
28. | Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…» | 1 | ||||||
29. | Разыгрывание ситуаций «Звонок другу». | 1 | ||||||
Новогодние поздравления (2 ч) | ||||||||
30 | Выявление представлений детей по теме «Новогодние поздравления» | 1 | 1.Введение в тему (беседа с использованием личного опыта поздравления обучающихся). 2. Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы. 3. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. 4. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник | |||||
31-32 | Новогодние поздравления. Обращение в поздравительной открытке. | 2 | ||||||
Я – зритель (3 ч) | ||||||||
33 | Знакомство с театром. | 1 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме. 3.Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы). 4.Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. 5.Составление «Правил вежливого зрителя». 6.Ролевая игра «Кинотеатр». 7.Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». 8. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
34 | Правила вежливого зрителя. | 1 | ||||||
35 | Составление памятки «В кино». | 1 | ||||||
Какая сегодня погода? (7 ч) | ||||||||
36. | Стихи и загадки об осени. | 1 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени. 4. Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. 5. Ролевая игра «Прогноз погоды». 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
37. | Картины осени. | 1 | ||||||
38. | Стихи и загадки о зиме. | 1 | ||||||
39 | Расскажи мне о зиме. | 1 | ||||||
40. | Прогноз погоды. | 1 | ||||||
41. | Источники прогноза погоды. | 1 | ||||||
42. | Расскажи мне о погоде. | 1 | ||||||
Снегурочка (4 ч) | ||||||||
43. | Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка». | 1 | 1.Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). 5. Инсценирование сказки. 6. Конкурс «Мастер сказки сказывать» | |||||
44. | Рассказывание сказки по иллюстрациям. | 1 | ||||||
45. | «Мастер сказки сказывать». | 1 | ||||||
46. | Расскажи мне сказку. | 1 | ||||||
Весенние поздравления (3 ч) | ||||||||
47 | Беседа с опорой на иллюстрации по теме «Весенние поздравления» | 1 | 1.Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем). 6. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. 7. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. 8. Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки | |||||
48 | Праздник весны: составление поздравлений | 1 | ||||||
49 | Праздник весны: создание поздравительных открыток | 1 | ||||||
Готовим подарок к празднику (3 ч) | ||||||||
50 | Готовим подарок к празднику. Беседа с опорой на личный опыт. | 1 | 1.Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт). 2. Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля, 8 Марта: выбор адресата, формы подарка, составление плана, изготовления подарка, работа в парах или мини-группах. 3. Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов | |||||
51. | Изготовление подарка: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка | 1 | ||||||
52. | Конструирование, моделирование, проигрывание диалогов вручения подарка и ответной реплики. | 1 | ||||||
Весёлый праздник (5 ч) | ||||||||
53. | Праздники в нашей жизни. | 1 | 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок,обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. 4. Ролевая игра «Приём гостей». 5. Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
54 | Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание. | 1 | ||||||
55 | Я иду на день рождения. | 1 | ||||||
56. | Правила хорошего тона. | 1 | ||||||
57. | У меня день рождения. Ролевая игра «Приём гостей» | 1 | ||||||
Учимся понимать животных (7 ч) | ||||||||
58. | Беседа по теме «Мир природы». Правила друзей природы. | 1 | 1 Введение в ситуацию (рассматривание картинок,обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). 4. Выполнение и представление творческих работ классу. 5. Составление правил ухода за домашними животными. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
59 | Какие разные животные… | 1 | ||||||
60. | Забавные питомцы. | 1 | ||||||
61. | Составление рассказа домашнем животном «Мой друг». | 1 | ||||||
62. | Рассказы писателей о животных. Обучение пересказу. | 1 | ||||||
63. | Беседа «Чего хотят животные». | 1 | ||||||
64 | Хороший ли я хозяин. | 1 | ||||||
Поздравляем с Днём Победы! (2 ч) | ||||||||
64. | День Победы. Что я знаю об этом празднике? | 1 | 1.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. 3. Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!». 4. Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). 5. Поздравление с праздником | |||||
65. | Поздравляем с Днём Победы! | 1 | ||||||
Узнай меня (4 ч) | ||||||||
66. | Расскажи о себе. «Моя прическа». | 1 | 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). 3. Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. 4. Подведение итогов работы по составлению памятки «Секреты вежливого общения». 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |||||
67. | Аккуратность и опрятность. | 1 | ||||||
68. | Речевая ситуация «Опиши товарища». | 2 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень).
1. Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень)....
Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс 8 вид ФГОС
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" 2 класс 8 вид...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для 4 класса
Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика»...
Рабочая программа по предмету математика для 7 класса (вариант II)
Программа для 7б класса по предмету «Математика» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальн...
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС, для детей с ОВЗ, VIII вид Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели...
Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 1 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО АЛЬТЕРНОТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ1 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» для 1 класса (вариант 2), разработа...
Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 2 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО АЛЬТЕРНОТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ2 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» для 2 класса (вариант 2), разработа...