Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
рабочая программа
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС, для детей с ОВЗ, VIII вид Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС, VIII вид | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Любино - Малоросская средняя общеобразовательная школа»
Любинского муниципального района Омской области
Рассмотрено на заседании методического совета Заместитель директора по УВР ___________________ С.Н.Горбачева Протокол № 4 от 27.05.2022г. | Утверждаю Директор МБОУ «Любино-Малоросская СОШ» _____________ Е.С. Бондаренко Приказ № 146 от 31.05.2022г. |
Адаптированная рабочая программа по речевая практика
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
для 1 класса
Составитель:
Борщева Наталья Валерьевна,
учитель адаптивного класса
2022-2023 учебный год
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена на основании учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (вариант I), авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., нормативно-правовых актов и устава МКОУ Ново-Никольской сош, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Речевая практика. Рабочие программы 1-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Учебники
«Речевая практика. 1 класс» С. В. Комарова издательство « Просвещение» , 2016 г.;
«Речевая практика. 2 класс» С. В. Комарова издательство «Просвещение», 2016 г.;
«Речевая практика. 3 класс» С. В. Комарова издательство « Просвещение», 2016 г.;
«Речевая практика. 4 класс» С. В. Комарова издательство «Просвещение», 2016 г.
Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2016 г.
Промежуточная, итоговая аттестация производится в соответствии с ФГОС АОП НОО и прописана в локальных актах образовательного учреждения.
2.Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета речевой практики в целом.
Результаты овладения рабочей программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
3.Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном план
обязательной предметной области «Язык и речевая практика» в учебном плане
Разделы и темы | 1класс |
Аудирование и понимание речи | + |
Дикция и выразительность речи | + |
Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания | + |
Знакомство, представление, приветствие | + |
Приветствие и прощание. | + |
Приглашение, предложение. | + |
Поздравление, пожелание | + |
Благодарность. | + |
Замечание, извинение. | + |
Телефонный разговор. | --- |
Просьба, совет. | --- |
Сочувствие, утешение. | --- |
Одобрение, комплимент. | --- |
Общение и его значение в жизни | --- |
Итого | 66 ч |
4.Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета
Формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить
5. Личностные, метапредметнные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса
Личностные результаты
- Самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения
- Умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
- Проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;
- Положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
- Зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
- Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
- Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
- Уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
- Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
- Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
- Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
Минимальный уровень - выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; — называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; — употреблять вежливые слова при обращении к другим людям; — правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; — знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу; — слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. Достаточный уровень — выполнять задания по словесной инструкции; — называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; — внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова; — соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; — уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; — уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; — слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. |
6.Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д.
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру».
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
| |||
1. | Давайте знакомиться | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
2. | Давайте знакомиться | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
3. | Давайте знакомиться | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
4. | Давайте знакомиться | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
5. | Знакомство во дворе | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
6. | Знакомство во дворе | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
7. | Знакомство во дворе | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
8. | Знакомство во дворе | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
9. | «Теремок» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
10. | «Теремок» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
11. | «Теремок» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
12. | Знакомство в гостях | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
13. | Знакомство в гостях | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
14. | Знакомство в гостях | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
15. | Знакомство в гостях | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
16. | «Репка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
17. | «Репка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
18. | «Репка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
19. | Покупка школьных принадлежностей | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
20. | Покупка школьных принадлежностей | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
21. | Покупка школьных принадлежностей | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
22. | Покупка школьных принадлежностей | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
23. | В магазине игрушек | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
24. | В магазине игрушек | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
25. | В магазине игрушек | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
26. | В магазине игрушек | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
27. | Готовимся к празднику | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
28. | Готовимся к празднику | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
29. | Готовимся к празднику | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
30. | Новогодние чудеса | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
31. | Новогодние чудеса | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
32. | Новогодние чудеса | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
33. | Зимняя прогулка | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
34. | Зимняя прогулка | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
35. | Зимняя прогулка | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
36. | Зимняя прогулка | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
37. | «Надо, надо умываться…» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
38. | «Надо, надо умываться…» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
39. | «Надо, надо умываться…» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
40. | Помощники | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
41. | Помощники | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
42. | Помощники | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
43. | Помощники | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
44. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
45. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
46. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
47. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
48. | Весенние праздники. | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
49. | «Заячья избушка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
50. | «Заячья избушка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
51. | «Заячья избушка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
52. | «Заячья избушка» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
53. | «Спокойной ночи!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
54. | «Спокойной ночи!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
55. | «Спокойной ночи!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
56. | «Спокойной ночи!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
57. | «Доброе утро!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
58. | «Доброе утро!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
59. | «Доброе утро!» | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
60. | День Победы | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
61. | День Победы | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
62. | День Победы | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
63. | День Победы | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
64. | Повторение пройденного. | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
65. | Повторение пройденного. | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
66. | Повторение пройденного. | 1 | Составление ответов на вопросы по картинкам |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1 адаптированной образовательной программы МБОУ «Любино – Малоросская СОШ»
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
2. Учебник Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2012г
1. Наглядные пособия
- Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
- Трафареты;
- Учебные модели;
- DVD-фильмы;
- Раздаточные карточки;
- Проектор;
- Графический планшет;
- Мультимедийные образовательные программы
- ЦОР;
- Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...
Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс 8 вид ФГОС
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" 2 класс 8 вид...
Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет"
Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет" для 7-х классов...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для 4 класса
Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика»...
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для 3 класса (вариант 8.3)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС 3 класса вариант программы 8.3...