Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
рабочая программа

Борщева Наталья Валерьевна

Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС,  для детей с ОВЗ, VIII вид  Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Любино - Малоросская средняя общеобразовательная школа»

Любинского муниципального района Омской области

                     Рассмотрено на заседании методического совета

                     Заместитель директора по УВР  

                     ___________________ С.Н.Горбачева      

                     Протокол № 4 от 27.05.2022г.                                                                                                                                                                                                      

Утверждаю

       Директор МБОУ

                           «Любино-Малоросская СОШ»

                                _____________ Е.С. Бондаренко  

                               Приказ №  146 от 31.05.2022г.

Адаптированная рабочая программа по  речевая практика

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

для  1 класса

                                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                                                                                     Борщева Наталья Валерьевна,

                                                                                                                                                                                     учитель адаптивного класса

2022-2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа  по речевой практике составлена  на основании  учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (вариант I),  авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., нормативно-правовых актов и устава МКОУ Ново-Никольской сош, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Речевая практика. Рабочие программы 1-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Учебники

 «Речевая практика. 1 класс»  С. В. Комарова  издательство « Просвещение» , 2016 г.;

«Речевая практика. 2 класс»   С. В. Комарова   издательство  «Просвещение», 2016 г.;

«Речевая практика. 3 класс»   С. В. Комарова издательство « Просвещение», 2016 г.;

«Речевая практика. 4 класс»   С. В. Комарова  издательство «Просвещение», 2016 г.

Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб.  пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2016 г.

Промежуточная, итоговая аттестация производится в соответствии с ФГОС АОП НОО и прописана в локальных актах образовательного учреждения.

2.Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение  речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета речевой практики  в целом.

Результаты овладения рабочей программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

3.Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном план

обязательной предметной области «Язык и речевая практика» в учебном плане

Разделы и темы

1класс

Аудирование и понимание речи

+

Дикция и выразительность речи

+

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания

+

Знакомство, представление, приветствие

+

Приветствие и прощание.

+

Приглашение, предложение.

+

Поздравление, пожелание

+

Благодарность.

+

Замечание, извинение.

+

Телефонный разговор.

---

Просьба, совет.

---

Сочувствие, утешение.

---

Одобрение, комплимент.

---

Общение и его значение в жизни

---

                         Итого

66 ч

4.Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета

Формируется читательская компетентность, помогающая  школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить

5. Личностные, метапредметнные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса

Личностные результаты

  1. Самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
  2. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения
  3.  Умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
  4.  Проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  5. Положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений  (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;
  6. Положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
  7. Зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
  8. Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
  9. Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
  10. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
  11. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
  12. Уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
  13. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
  14.  Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
  15.  Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
  16. Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
  17. Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала

Минимальный уровень

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

— называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

— употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;

 — правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

— знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

— слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Достаточный уровень

 — выполнять задания по словесной инструкции;

— называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

— внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;

— соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

— уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

— уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

— слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

  6.Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д.

Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру».

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим  рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

7. Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

                                                                                     

1.

Давайте знакомиться

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

2.

Давайте знакомиться

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

3.

Давайте знакомиться

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

4.

Давайте знакомиться

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

5.

Знакомство во дворе

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

6.

Знакомство во дворе

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

7.

Знакомство во дворе

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

8.

Знакомство во дворе

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

9.

«Теремок»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

10.

«Теремок»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

11.

«Теремок»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

12.

Знакомство в гостях

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

13.

Знакомство в гостях

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

14.

Знакомство в гостях

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

15.

Знакомство в гостях

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

16.

«Репка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

17.

«Репка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

18.

«Репка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

19.

Покупка школьных принадлежностей

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

20.

Покупка школьных принадлежностей

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

21.

Покупка школьных принадлежностей

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

22.

Покупка школьных принадлежностей

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

23.

В магазине игрушек

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

24.

В магазине игрушек

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

25.

В магазине игрушек

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

26.

В магазине игрушек

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

27.

Готовимся к празднику

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

28.

Готовимся к празднику

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

29.

Готовимся к празднику

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

30.

Новогодние чудеса

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

31.

Новогодние чудеса

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

32.

Новогодние чудеса

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

33.

Зимняя прогулка

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

34.

Зимняя прогулка

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

35.

Зимняя прогулка

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

36.

Зимняя прогулка

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

37.

«Надо, надо умываться…»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

38.

«Надо, надо умываться…»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

39.

«Надо, надо умываться…»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

40.

Помощники

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

41.

Помощники

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

42.

Помощники

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

43.

Помощники

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

44.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

45.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

46.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

47.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

48.

Весенние праздники.

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

49.

«Заячья избушка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

50.

«Заячья избушка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

51.

«Заячья избушка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

52.

«Заячья избушка»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

53.

«Спокойной ночи!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

54.

«Спокойной ночи!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

55.

«Спокойной ночи!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

56.

«Спокойной ночи!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

57.

«Доброе утро!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

58.

«Доброе утро!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

59.

«Доброе утро!»

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

60.

День Победы

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

61.

День Победы

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

62.

День Победы

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

63.

День Победы

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

64.

Повторение пройденного.

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

65.

Повторение пройденного.

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

66.

Повторение пройденного.

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1    адаптированной образовательной программы МБОУ «Любино – Малоросская СОШ»

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.

2. Учебник  Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 3  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2012г             

1. Наглядные пособия

  1. Иллюстрации, таблицы  (демонстрирующие готовые изображения,  методику их получения);
  2. Трафареты; 
  3. Учебные модели;
  4. DVD-фильмы;
  5. Раздаточные карточки;
  6.  Проектор;
  7.  Графический планшет;
  8. Мультимедийные образовательные программы
  9. ЦОР;
  10.  Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс 8 вид ФГОС

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" 2 класс 8 вид...

Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет"

Рабочая программа элективного предмета  "Речевой этикет" для 7-х классов...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для 4 класса

Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса   с интеллектуальными нарушениями.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика»...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для 3 класса (вариант 8.3)

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС 3 класса вариант программы 8.3...