Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).
рабочая программа (9 класс)
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа составлена с учётом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих умственно отсталых детей и в ней определены те базовые знания, умения и навыки, которые необходимы для общего развития детей, становления их жизненной компетенции.
Данная программа состоит из двух разделов: - развитие речевого слуха; - формирование произносительной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendaono_-_tematicheskoe_planirovanie_po_razvitiyu_rechevogo_sluha_dlya_9_klassa_u.o.docx | 113.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» 9 класс для глухих детей с легкой умственной отсталостью разработана на основе:
- программы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение», 2006г.; Авторы программы: Е.П. Кузьмичева, И.Ф. Федосова, Н.Ф. Слезина, Е.З Яхнина, 5 класс I полугодие;
- методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае ( 17.06.2013г.);
- согласно результатам комплексного психолого - медико – педагогического обследования, с учетом создания специальных условий для получения образования обучающимся со статусом детей с легкой умственной отсталостью в соответствии с учебным планом КГБОУ «Ачинская школа №3».
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа составлена с учётом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих умственно отсталых детей и в ней определены те базовые знания, умения и навыки, которые необходимы для общего развития детей, становления их жизненной компетенции. Развитие речевого слуха в 9 классе осуществляется по основному периоду.
Полноценное овладение глухим ребёнком устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны. Одним из условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, которые формируются в процессе специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.
Данная программа направлена на решение следующих задач:
- развитие у неслышащих школьников речевого слуха, создание слухо – зрительной основы для восприятия ими устной речи в её коммуникативной функции;
- формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими.
Решаемые задачи позволяют достичь цели:
- воспринимать на слух определённый речевой материал;
- произносить его, реализуя сформированные речевые навыки.
Характеристика учащихся
Учащиеся слухопротезированы бинаурально индивидуальными слуховыми аппаратами. Состояние речи находится на разных уровнях от маловнятной до достаточно внятной. Ученики общаются с окружающими при помощи жестов и отдельных слов. Темп речи замедленный. Слитность – слоговое произнесение. Словесное ударение под контролем педагога. Орфоэпические нормы языка по надстрочным знакам.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа состоит из двух разделов:
- развитие речевого слуха;
- формирование произносительной стороны речи.
В основу изучения раздела «Развитие речевого слуха» положен тематический принцип. Тематический перечень включает в себя темы по плану. Выбранная тематика близка обучающимся по жизненному опыту, отражает события и явления окружающей жизни, отвечает интересам детей. Большое внимание уделено работе с текстами и диалогами, темы которых социально – значимы, помогают детям с нарушенным слухом ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Формирование произносительной стороны речи в первую очередь ведётся на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо – зрительной и слуховой основе. При этом на индивидуальных занятиях широко используется такой методический приём, как фонетическая ритмика, а также специальные приёмы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются на основе подражания.
При работе над произношением учащихся работают с ЗУА и ИСА. Дактильная форма используется как основное средство при незнании учащимися состава слова.
В 9кл. у/о (6 кл. I вид) классе продолжается работа по совершенствованию произносительных навыков, постановке звуков. Закрепление ранее изученных правил орфоэпии, изучение новых правил, развитию у детей слухового восприятия.
Специально подобранные формы деятельности обеспечивают возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.
При работе над произношением учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь с ИСА. В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Формирование у учащихся умений произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, изменять силу голоса словесным ударением, с повествовательной и вопросительной интонацией служит предпосылкой к выработке выразительности устной речи.
Особое значение в 8 классе придаётся обучению глухих школьников вести диалог по предложенным в программе темам. Содержание диалогов связано с тематикой текстов. Работа над диалогом позволяет повысить самостоятельность учеников, обогатить их словарь, активизировать речевую инициативу, побуждает к составлению диалогов разного лексического наполнения и разной структуры, способствует развитию мышления и творчества учащихся. Обучение диалогу носит развивающий характер.
При работе с текстом предполагается поэтапное выполнение целого комплекса заданий.
Объём речевого материала является примерным. Учитель может уменьшать его, обязательно включая в занятия ранее изученный материал. При планировании занятий учитель принимает во внимание индивидуальные возможности учеников: для одних предполагаемый материал может быть расширен, для других – сокращён. Уменьшая объём речевого материала, нецелесообразно включать полностью какие- либо темы. В сокращённых темах надо оставлять наиболее актуальные для общения фразы, словосочетания, слова.
Темы, включенные в программу по РРС, связаны с темами общеобразовательных уроков, что способствует лучшему усвоению полученных на фронтальных уроках знаний, обогащению и расширению словарного запаса, формированию грамматического строя, развитию связной речи учащихся. Сурдопедагог не ставит перед собой задачу разъяснения учебного материала, а лишь работает с изученным на определённом предмете материалом на слух и слухо- зрительно.
Работа по формированию произношения и развитию речевого слуха тесно взаимосвязаны между собой. Речевой материал текста даёт возможность совершенствовать произносительные навыки учащихся и сделать речь более внятной и выразительной. Особенно ценны для этой работы тексты с диалогами и стихотворные тексты.
Систематическая целенаправленная работа по улучшению качества устной речи, расширение словаря, повышению навыка слухо- зрительного восприятия позволяет обеспечить ученикам более полную коммуникацию с окружающими.
Место предмета в учебном плане
Роль и место этого курса тесно связаны с такими дисциплинами как русский язык, литературное чтение, история, биология, математика, география. В результате изучения курса учащиеся должны научиться:
- различать на слух фразы, словосочетания, слова, слоги;
- овладеть произносительной стороной речи, уметь распознавать определённый речевой материал на слух и слухо- зрительно;
- воспроизводить его и действовать соответственно принятому.
Развитие слухового и слухо- зрительного восприятия, формирование, коррекция и автоматизация произносительной стороны проводятся на специально организованных индивидуальных занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводится на всех годах обучения.
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи предусмотрены учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида во всех классах – 3 часа в неделю на одного ученика.
Всего часов-306 ч. На РРС-153 часа и 153 часа на ФПСР.
Составляется расписание индивидуальных занятий, в котором предусматривается порядок занятий с каждым учеником. Индивидуальные занятия длятся 30 минут. Учитель- дефектолог проводит занятия с учащимися в течении дня. Берёт ребёнка с уроков развития речи, литературного чтения, ритмики, окружающего мира, физкультуры (если ребёнок освобождён), после уроков – по согласованию с учителем и воспитателем.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В процессе освоения устной речью у неслышащих учащихся формируется позитивное эмоционально- ценностное отношение к родному языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная речь является общей культуры человека. На индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР ученики получают представления о нормах русского произношения и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения. Выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Устная речь является для учащихся основой для всего процесса обучения, средством развития и мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в овладении устной речью во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Реализация ценностных ориентиров коррекционной работы в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений обеспечивает высокую эффективность в решении жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты изучения предмета «РРС и ФПСР» учащихся 9 класса.
Формирование БУД
Личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности.
2. Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей.
3. Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др..
4. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
5. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Метапредметные результаты
Регулятивные БУД
1. Принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.
2. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя: адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные БУД
1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
2. Устанавливать видовые отношения предметов.
3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
4. Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
5. Читать.
6. Писать.
7. Выполнять арифметические действия.
8. Наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях).
Коммуникативные БУД
1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
2. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
3. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий.
4. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы. повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый -незнакомый и т.п.).
5. Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Предметные БУД
1. Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал:
-связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера;
-связанный с изучением образовательных предметов.
2. Опознавать на слух простые и сложные предложения.
3. Воспринимать на слух тексты.
4. Слушать с помощью ИСА ошибки в речи товарищей (соблюдение интонаций).
5. Воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, незнакомые по звучанию.
6. Опознавать на слух простые и сложные предложения.
Предметные результаты по РРС:
- воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, незнакомые по звучанию.
- опознавать на слух простые и сложные предложения.
Предметные результаты по ФПСР:
- произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, самостоятельно отбирая адекватные неречевые средства коммуникации (под контролем учителя и самостоятельно); произносить слова слитно , с ударением, реализуя умения соблюдения их звукового состава и соблюдая указанные выше орфоэпические правила; произносить фразы слитно, самостоятельно распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз, выделять логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдать мелодический контур фраз (с помощью учителя и самостоятельно);
- реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения, говорить достаточно внятно и эмоционально (под контролем учителя и на основе самоконтроля);самостоятельно отбирать адекватные неречевые средства коммуникации, сопровождающие речь, правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками; передавать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию, руководствуясь графическими знаками- точка, восклицательный знак, вопросительный знак (под контролем учителя и самостоятельно), правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками.
Содержание программы по развитию речевого слуха
9 класс глухих с легкой умственной отсталостью (6 кл. гл.)
I полугодие
Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов.
Восприятие речевого материала:
- обиходно- разговорного характера типа: Доброе утро. Спасибо за поздравление! Кто твой друг? Аппарат работает? У тебя новый слуховой аппарат? Принеси свидетельство о рождении. Какая сегодня погода?
- относящийся к учебной деятельности типа: Открой книгу на странице 25. Повтори, что ты услышал. Поставь знак ударения; Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс.
- с уроков математики типа: Придумай и запиши три пятизначных числа. Как найти неизвестное уменьшаемое? Известное, неизвестное число. Измерь длину отрезка.
- с уроков русского языка типа: Что такое морфемы? Запиши предложение и дополни, другими словами. Назови однородные члены предложения. Назови второстепенные члены предложения.
- с уроков литературы типа: Прочитай стихотворение, определи тему. Что интересного ты узнал? Попроси у продавца показать шапку. Скажи, какая температура воздуха на улице. Назови зимнюю одежду.
Восприятие фраз, относящихся к темам: «Родина», «Спорт», «Общение в школе и дома».
Восприятие текстов по темам: «Наша Родина», «Любовь к Родине», «Лёгкая атлетика», «Любимый вид спорта», «Школьные друзья», «Лучший друг», «Лыжные соревнования», «Чем полезен спорт», «Как ты будешь проводить зимние каникулы?».
II полугодие
Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов.
Восприятие речевого материала обиходно- разговорного характера: (Попроси в столовой добавку. Спроси у Максима, какие уроки будут завтра. Повтори, что ты услышал… Какой номер твоей квартиры? Чем ты занимаешься в свободное время? Никогда не опаздывай в школу.
- математики: Будешь решать задачу. Как найти периметр квадрата? (треугольника). Реши примеры с остатком. Запиши десятичную дробь. Что такое параллелограмм?
- русского языка (Выдели морфемы в слове. Придумай и запиши сложное предложение. Назови слова- союзы. Сколько падежей в русском языке?)
- литературы (Ты ведёшь здоровый образ жизни? Попроси в столовой меню. Назови любимого писателя. Когда начинаются летние каникулы? Ты проходишь медицинский осмотр? Когда тебе исполнится ….лет?
Восприятие фраз, относящихся к темам: «Здоровье», «Родина», «Общение в школе и дома»
Восприятие текстов: «В аптеке», «Беседа друзей», «Наш край», «Моя малая Родина», «Товарищи», «Что такое здоровье?», «Береги своё здоровье», «Путешествие на озеро Байкал», «Чем ты занимаешься в свободное время?», «Храбрая девушка», «Лето в деревне», «Твои планы на лето».
Содержание программы по формированию произносительной стороны речи
9 кл у/о (6 кл.1 вид)
Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно, выразительно и эмоционально.
Закрепление голоса нормальной высоты, силы и тембра, воспроизведение усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.
Дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции:
а) гласных А-О, А –Э, О _У, И _Э, И _Ы.
б) согласных М-П, М -Б, Н -Т, Н –Д , М -П, М -Б, Н -Т, Н –Д ,С-Ш, З-Ж, Ц-Ч,Ц –С, Ч –Ш,Ц –Т, Ч –Т, В –Ф, Б-П,Д-Т,В-Ф,Б-П.
Применение знаний об артикуляции звуков при исправлении произносительных ошибок.
Произнесение слов (включая труднопроизносимую терминологию из общеобразовательных уроков) слитно, в нормальном темпе, воспроизведение звукового состава, реализуя сформированные умения, соблюдение ударения (включая ударение при изменении форм слова, знание и соблюдение орфоэпических правил – безударная О как А, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными; опускание ;непроизносимых согласных; произнесение окончаний –ОГО, -ЕГО произносятся как –ОВА, -ЕВА ( под контролем учителя и самостоятельно). Произнесение фраз слитно или деля на синтагмы (самостоятельно), выделяя логическое и сигматическое ударение (под контролем учителя и самостоятельно), по возможности соблюдая методический контур фраз. Самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики), сопровождающих речь.
Обеспечение специализированными условиями
На индивидуальных занятиях занимаются с каждым учеником отдельно. Процесс обучения осуществляется в соответствии с дидактическими принципами.
При работе учитываются индивидуальные особенности обучающегося. Устанавливаются для каждого ребенка объем и характер предлагаемого материала.
Выбирается для каждого оптимальный темп работы, определяются вспомогательные средства.
Планируя каждое индивидуальное занятие ставить тему, цель.
На индивидуальном занятии использовать только знакомый речевой материал.
Содержание работы с каждым учеником определять в зависимости от состояния произносительных навыков в каждом отдельном случае.
Строить работу на основе использования аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного методов.
Концентрический метод позволяет обучающимся постепенно формировать произносительные навыки: сначала усваиваются звуки первого концентра, который состоит из 17 основных фонем, затем второго концентра. Использование этого метода способствует созданию благоприятных условий для выработки у обучающихся достаточно внятной речи.
Аналитико-синтетический метод предполагает работу с целым словом и его элементами, т.е. исходным моментом в работе над словом, фразой является их слухозрительное восприятие и сообщение их значения. Добиваясь чистого произношения, учитель раскладывает слово (фразу) на элементы (слоги, звуки, слова), отрабатывает их отдельно, а затем снова синтезирует слово.
Полисенсорный метод позволяет привлечь различные анализаторы глухого ребенка (зрительный, кожный, двигательный), что способствует усвоению речевых навыков, а также расширению возможности использования остаточной слуховой функции.
На индивидуальных занятиях используются:
- различные виды речевой деятельности:
-подражание,
-чтение,
-называние картинок,
-рядовая речь,
-ответы на вопросы,
-самостоятельная речь.
- артикуляционные упражнения
- приемы поверхностной коррекции
- выразительные средства:
-мимика,
-фонетическая ритмика,
-дирижирование,
-логоритмика.
Проводить работу с родителями.
Осуществлять взаимодействие с другими специалистами, а именно:
- школьным врачом;
- социальным педагогом;
- педагогом-психологом;
- классным руководителем;
- учителями-предметниками.
Контроль предметных результатов
Для оценки достижений, обучающихся используются следующие формы контроля: проверки произношения, проверка слуха с ИСА и без ИСА, административные контрольные работы, речевая конференция, конкурсы.
- Текущий учёт – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии;
Результаты фиксируются в фонетических дневниках, где отмечается дата занятия, речевой материал, результаты, полученные на данном занятии.
- Периодический учёт – проверка за определённый промежуток времени (четверть, полугодие, год), проводится раз в учебную четверть. Данные проверки произношения каждого ученика записывают в общую таблицу (профиль произношения).
Данные проверки служат основой при составлении плана на следующую четверть. Для проверки используются фонетический альбом, сюжетные картинки.
Контроль предметных результатов по РРС
В конце 1 полугодия проводится контрольная работа по восприятию фраз разными сенсорными способами, состоящая из 3 списков по 20 фраз, которые составляет учитель - дефектолог на основе пройденного учащимися материала.
В конце учебного года проводятся контрольные работы по РРС
а) восприятие фраз разными сенсорными способами 3 списка по 20 фраз;
б) восприятие слов разными сенсорными способами по сбалансированным спискам слов Э.И. Леонгард 3 списка по 50 слов;
в) восприятие текста по методике Е.З. Яхниной.
- Использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- вступление в речевой контакт со взрослыми и сверстниками
- устного общения с окружающими, соблюдать нормы речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность, извинение)
- преодоление барьеров в речевом общении, использовать естественные невербальные средства коммуникации – соответствующее выражение лица, позу и пластику.
Контроль предметных результатов по ФПСР
Проводятся контрольные работы по проверке произносительных навыков:
- обследование произносительной стороны устной речи по методике Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной в начале и в конце учебного года;
- слуховое восприятие и воспроизведение ритмико-интонационной структуры речи в начале и в конце учебного года;
- проверка внятности речи по сбалансированным спискам слов Э.И. Леонгард (по50 слов)
Задачи проверки:
- проверить навыки ученика в опознавании знакомого речевого материала на слух;
- оценить динамику речевого слуха.
- Учебно -тематическое планирование данной программы предполагает вариативность в зависимости от выполнения программного материала за четверть, что отражается в календарно – тематических планах.
- Для оценки достижений, обучающихся используются следующие формы контроля: Международная предметная Олимпиада «Родник знаний», административные контрольные работы, речевая конференция, конкурсы, экзамен по развитию речи
Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения
Использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- реализации сформированных произносительных навыков при общении со сверстниками;
- передачи в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации – соответствующее выражение лица, позу, пластику сопровождающих речь;
- соблюдение темпа разговорной речи и воспроизведения ритмики – интонационной структуры при ведении диалога со слышащими людьми.
Календарный план по РРС
№ неде ли | Тема | Кол-во часов | Содержание материала | Дидактический мат-л Виды работ |
Формирование БУД | Сроки | |||||||
I четверть. | |||||||||||||
1 2 | Исследование слуха речью (определение рабочего и резервного расстояния) Исследование слуха речью (определение рабочего и резервного расстояния) | 5 4 | Личностные:
Метапредметные результаты Регулятивные БУД:
Познавательные БУД:
Коммуникативные БУД:
Предметные БУД:
Личностные:
Метапредметные результаты Регулятивные БУД:
Познавательные БУД:
Коммуникативные БУД:
Предметные БУД:
Коммуникативные БУД:
опознавать на слух простые и сложные предложения. | 1 - 3.09 6 – 10.09 | |||||||||
2 | Тема: «Родина» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий по теме. Работа с рассыпным текстом. | 5 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: -Какое сегодня число? -Будем решать примеры. -Главные члены предложения -это… -Распространенное предложение состоит из…. -История - это … … -Назови классы и разряды чисел: 372, 3954, 15947 -Какая сегодня погода? --Уменьшаемое, вычитаемое, разность. -Назови зимнюю одежду. -Ты ведёшь здоровый образ жизни? | Карточка №1 Разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 13-17.09 | ||||||||
4 | Текст: «Наша Родина» Восприятие и опознавание текста. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. Ответы на вопросы по тексту. | 4 | Повтори : « Окончание – изменяемая часть слова». Назови личные местоимения. Продолжи: «Предлоги с местоимениями пишутся…..» Нарисуй замкнутую ломанную. В каком городе родился Александр Сергеевич Пушкин? Кто автор поэмы «Руслан и Людмила»? рассказ «Судьба …….». Продолжи: «Основными силами Белой армии были ……..». Покажи на карте границы СССР. | Карточка №1 Разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 20 - 24.09 | ||||||||
5 | Текст-диалог: «Любовь к Родине». Восприятие текста-диалога Работа с рассыпным материалом. Опознавание словаря. Ответы на вопросы по тексту-диалогу. | 5 | 27.09-1.10 | ||||||||||
6 | Тема: «Спорт» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. Опознавание фраз, словаря, вопросов по теме. | 4 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: -Что такое глагол? -Повтори, что ты услышал? -Десятичные дроби. -Назови слова-союзы. -Слушай и записывай предложение. -Крылов- русский баснописец. -Россию омывают 3 океана. -Китай самая населённая страна в мире. - Какие ты знаешь части речи?
| карточка №2 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 04 -08.10 | ||||||||
7 | Текст: «Лёгкая атлетика» Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 5 | 11-15.10 18 -22.10 | ||||||||||
8 | Текст – диалог: «Любимый вид спорта». Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | |||||||||||
9 | Тема: «Общение в школе». Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. | 5 | -Продолжи: Приставка, корень, суффикс – окончание – это …. - Начерти отрезок длиной 7см. - В какой части света находится Красноярский край? - Покажи на карте самый холодный на Земле океан. Расскажи, что делает дежурный по классу. Повтори «Былина – это старинная песня, про героев прошлого» Какие басни написал Иван Андреевич Крылов? Продолжи: «Сказки бывают волшебные, бытовые и о ………..». | карточка №3 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 25-29.10 | ||||||||
II четверть. | |||||||||||||
10 | Текст: «Школьные друзья» Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | Разбери слово дневник по составу. Продолжи: «Пишу гласную, как ……..». Сколько в русском языке букв? - Повтори: «Глагол- это часть речи». Подчеркни подлежащее и сказуемое. Назови личные местоимения. | карточка №4 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. карточка №5 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем | 08.- 12.11 | ||||||||
11 | Текст- диалог: «Лучший друг». Восприятие текста-диалога Ответы на вопросы по тексту-диалогу. Опознавание словаря. Ведение диалога. | 5 | 15 – 19.11 | ||||||||||
12 | Текст: «Спорт» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: Не стучи ложкой по тарелке. Когда ребята делают зарядку? -Океанология –это наука изучающая… Африка- самый жаркий материк земного шара. НЕ с глаголами пишется … . Какие три времени глагола ты знаешь? Что такое диалог? | 22-26.11 | |||||||||
13 | Тема: «Лыжные соревнования» Опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме: «Лыжные соревнования» Опознавание и выполнение заданий по теме: «Лыжные соревнования». Опознавание вопросов и ответов на них по теме: «Лыжные соревнования». | 5 | 2911- 3.12 | ||||||||||
14 | Текст - диалог: «Чем полезен спорт?» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: Когда начинается первый урок? Поставь ударение в слове…. -Нил- самая длинная река в мире. Запиши предложение и дополни, другими словами. Глагол — это часть речи, которая обозначает...? Будем решать задачу. Придумай и запиши десятичную дробь. | карточка №5 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 06 -10.12 | ||||||||
15 | Контрольная работа Восприятие фраз разными сенсорными способами. | 5 | 13 – 17.12 | ||||||||||
16 | Текст – диалог: «Как ты будешь проводить зимние каникулы?» Опознавание словаря. Работа с рассыпным текстом. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | Продолжи: «Михаил Александрович Шолохов написал рассказ «Судьба …….». Повтори: «Двоевластие – это одновременное существование двух властей». Продолжи: «Русский народ самый свободный народ в …….». Покажи Зимний дворец. | карточка №6 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем | 20 -28.12 | ||||||||
III четверть | |||||||||||||
17 | Тема: «Здоровье» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. | 5 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: Запиши снежные слова.
Какая сегодня погода?
Каких детских поэтов ты знаешь? Скажи, какие книги ты прочитал? - Какое время года наступило? | карточка №7 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | Личностные:
Метапредметные результаты Регулятивные БУД:
Познавательные БУД:
Коммуникативные БУД:
| 10-14.01 | |||||||
18 | Текст: «В аптеке». Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. Пересказ текста | 4 | 17-21.01 | ||||||||||
19 | Текст-диалог: «Беседа друзей». Восприятие текста-диалога Работа с рассыпным материалом. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 5 | 24-28.01 | ||||||||||
20 | Тема: «Родина» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. Опознавание фраз, словаря, вопросов по теме. | 4 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: Жирафы – самые высокие животные в мире. Австралия – самый маленький материк Земли. Глагол- это часть речи, которая обозначает...? Когда будет урок физкультуры? -Какой год будет следующим? Ты успел выучить уроки? Раздели текст на части Талисман соревнований —U-Лайка Слова, в которых два корня называются…? -Столица Казахстана Астана. -Поставь знаки орфоэпии. -Скажи пословицу о труде. | карточка №8 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. . | 31.01-4.02 | ||||||||
21 | Текст: «Наш край» Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 5 | 07-11.02 | ||||||||||
22 | Текст-диалог: «Моя малая Родина» Восприятие текста-диалога. Опознавание словаря. Опознавание заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. Ведение диалога. | 4 | 14-18.02 | ||||||||||
23 | Тема: «Здоровье» Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. | 5 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: Волга – самая длинная река Европы. Когда бывает парад ко дню Победы? 75 лет Великой Победы. Бессмертный полк.
Каких детских писателей ты знаешь? Какой сейчас год? | карточка №9 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | Личностные:
Метапредметные результаты Регулятивные БУД:
Познавательные БУД:
Коммуникативные БУД:
Предметные БУД:
Личностные:
Познавательные БУД:
Предметные БУД:
| 21-25.02 | |||||||
24 | Текст: «Товарищи». Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | 28.02-4.03 | ||||||||||
25 | Текст - диалог: «Что такое здоровье?». Восприятие текста-диалога. Опознавание словаря. Опознавание заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. Ведение диалога. | 5 | карточка №10 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 07-11.03 | |||||||||
26 | Текст: «Береги своё здоровье». Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | 14-18.03 | ||||||||||
27 | Тема: «Общение в школе и дома». Восприятие и опознавание речевого материала по теме. Опознавание фраз, словаря по теме. Опознавание и выполнение заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. | 5 | Речевой материал обиходно -разговорного характера, связанный с учебной деятельностью: -Назови основные отличия между весной и осенью. (труд людей, природа, птицы, погода, одежда людей) -Будем решать примеры. Повесть о первой любви- это … Покажите на карте Северную Америку. В какой класс ты перейдешь в этом году? Предлоги- это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Любишь читать книги о первой любви? Российские спортсмены участвовали во всех видах спорта. Почему Антарктиду называют Полюсом холода? - Разбери по составу слово ПРИГОРОДНЫЙ. -Мировой океан-это все воды на земле. | карточка №11 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. карточка №12 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем | 21-25.03 | ||||||||
4 четверть | |||||||||||||
28 | Текст: «Путешествие на озеро Байкал». Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | 04-08.04 | ||||||||||
29 | Текст-диалог: «Чем ты занимаешься в свободное время?». Восприятие текста-диалога. Опознавание словаря. Опознавание заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. Ведение диалога. | 5 | 11-15.04 | ||||||||||
30 | Контрольная работа Восприятие фраз разными сенсорными способами. Восприятие слов разными сенсорными способами | 4 | 18 – 21.04 | ||||||||||
31 | Контрольная работа Восприятие контрольного текста на слух и слухозрительно. | 5 | 25-29.04 | ||||||||||
32 | Текст «Храбрая девушка». Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 4 | Покажите на карте Северную Америку. В какой класс ты перейдешь в этом году? Предлоги- это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Любишь читать книги о первой любви? | карточка №13 разрезные тексты, таблички, картинки, дидактические игры, презентации. | 4 -6.05 | ||||||||
33 | Текст: «Лето в деревне». Восприятие и опознавание текста. Работа с рассыпным текстом. Опознавание словаря. Опознавание текста по фразам. Выполнение заданий к тексту. | 5 | -Назови основные отличия между весной и осенью. (труд людей, природа, птицы, погода, одежда людей) Волга – самая длинная река Европы. Продолжи: «Русский народ самый свободный народ в …….». Покажи Зимний дворец. Продолжи: «Война и голод стали причинами болезней: тифа и ……» Начерти ленту времени и отметь 1917 год. Покажи участников Гражданской войны. | Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 16– 20.05 | ||||||||
34 | Текст – диалог «Твои планы на лето». Восприятие текста-диалога. Опознавание словаря. Опознавание заданий. Опознавание вопросов и ответов на них. Ведение диалога. | 4 | Когда будет урок физкультуры? -Какой год будет следующим? Ты успел выучить уроки? Раздели текст на части Талисман соревнований —U-Лайка Слова, в которых два корня называются…? -Столица Казахстана Астана. | Ответы на вопросы, выполнение поручений, ведение диалога, слуховой диктант, пересказ текста, составление предложений, дополнение предложений, повторение за учителем. | 23–27.05 | ||||||||
Итого: 34 недели – 153 часа |
Календарный план по ФПСР
№ недели | Тема | Кол-во часов | Виды работ | Дидактический материал | Формирование БУД | Сроки | |||||||||
1 четверть- 8 недель, 12 часов. | |||||||||||||||
1 | Обследование произношения. | 4 |
Т.Ф. Курдюмова | Личностные: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные БУД: 1.выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; 2.устанавливать видовые отношения предметов; 3.делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5.читать; 6.писать; 7. выполнять арифметические действия; 8.наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях). Коммуникативные БУД: 1.вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); 2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3.излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий; 4.дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы. повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый -незнакомый и т.п.); 5.использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Предметные БУД: 1.воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал: - связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера; - связанный с изучением образовательных предметов. 2.опозновать на слух простые и сложные предложения; 3. воспринимать на слух тексты; 4.слушать с помощью ИСА ошибки в речи товарищей (соблюдение интонаций); 5.дифференцировать гласные и согласные звуки родственные по артикуляции; 6.произносить отработанный речевой материал: - голосом нормальной силы высоты, тембра (под контролем учителя и самостоятельно); - в темпе, приближающемся к нормальному; -слитно; -с ударением; - с передачей эмоциональных оттенков в высказывания; - с соблюдением орфоэпических правил: безударное О, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими, непроизносимые согласные; -тся, -ться; -ого, -его. Произносить фразы (10-12 слогов) деля паузами на синтагмы, выделяя логическое ударе6ние. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные уме- ния.(с помощью учителя)
Личностные: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 1-10.09 | ||||||||||
2 | Работа над речевым дыханием. Произнесение слитно, на одном выдохе речевого материала (из 10-12 слогов) выделяя паузами необходимые синтагмы (по подражанию) Работа над речевым дыханием. Произнесение слитно, на одном выдохе речевого материала (из 10-12 слогов) выделяя паузами необходимые синтагмы (по графическому знаку и самостоятельно) | 5 |
| 13-17.09 | |||||||||||
3 | Работа над голосом. Произнесение речевого материала изменяя силу и высоту голоса по требованию учителя. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 20-24.09 | ||||||||||
4 | Работа над слитностью. Произнесение речевого материала, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний (из 10-12 слогов) по подражанию. Работа над слитностью. Слитное произнесение слогосочетаний (10-12 слогов) с постепенным их наращиванием. Под контролем учителя. | 5 |
| 27.09-1.10 | |||||||||||
5 | Работа над словесным ударением. Различение ритмических схем слов. Определение места ударения в словах. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 4 - 8.10 | ||||||||||
6 | Работа над орфоэпией: безударное О. Произнесение безударного О как А по надстрочному знаку, знание правила. Работа над орфоэпией: безударное О. Произнесение безударного О как А по надстрочному знаку и самостоятельно, знание правила. | 5 |
| 11-15.10 | |||||||||||
7 | Работа над логическим и синтагматическим ударением. Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах по подражанию. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 18-22.10 | ||||||||||
8 |
Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение по надстрочному знаку, знание правила. Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение самостоятельно, знание правила. | 5 |
| 25-29.10 | |||||||||||
II четверть –8 недель, 12 часов. | |||||||||||||||
9 | Работа над орфоэпией: непроизносимые согласные. Опускание непроизносимых согласных по надстрочным знакам. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | Познавательные БУД: 1.выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; 2.устанавливать видовые отношения предметов; 3.делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5.читать; 6.писать; 7. выполнять арифметические действия; 8.наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях). | 8-12.11 | |||||||||
10 | Работа над слитностью. Закрепление слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием. Слитно произносить слова и короткие фразы (10-12 слогов) по подражанию. Работа над слитностью Произнесение слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз (из 10-12 слогов). | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | Личностные: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные БУД: 1.выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; 2.устанавливать видовые отношения предметов; 3.делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5.читать; 6.писать; 7. выполнять арифметические действия; 8.наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях). Коммуникативные БУД: 1.вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); 2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3.излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий; 4.дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы. повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый -незнакомый и т.п.); 5.использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Предметные БУД: 1.воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал: - связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера; - связанный с изучением образовательных предметов. 2.опозновать на слух простые и сложные предложения; 3. воспринимать на слух тексты; 4.слушать с помощью ИСА ошибки в речи товарищей (соблюдение интонаций); 5.дифференцировать гласные и согласные звуки родственные по артикуляции; 6.произносить отработанный речевой материал: - голосом нормальной силы высоты, тембра (под контролем учителя и самостоятельно); - в темпе, приближающемся к нормальному; -слитно; -с ударением; - с передачей эмоциональных оттенков в высказывания; - с соблюдением орфоэпических правил: безударное О, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими, непроизносимые согласные; -тся, -ться; -ого, -его. Произносить фразы (10-12 слогов) деля паузами на синтагмы, выделяя логическое ударе6ние. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные уме ния (с помощью учителя)
Личностные: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 15-19.11 | |||||||||
11 | Работа над словесным ударением. Различение ритмических схем слов, определение места ударения в словах. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 22-26.11 | ||||||||||
12 | Работа над темпом речи. Произнесение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно). Работа над темпом речи. Произнесение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (под контролем учителя). | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 29.11-3.12 | ||||||||||
13 | Работа над орфоэпией: звонкие согласные на конце слов. Произнесение в речи по надстрочному знаку, знание правила. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 02-06.12 | ||||||||||
14 | Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение в речи по надстрочному знаку, знание правила. Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение в самостоятельной речи.
| 5 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 6 - 10.12 | ||||||||||
15 | Работа над интонацией. Воспроизведение при чтении повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 13-17.12 | ||||||||||
16 | Работа над орфоэпией: произнесение окончаний –ОГО, -ЕГО Воспроизведение при чтении правильного произнесения окончаний прилагательных. (знание правила). Работа над орфоэпией: произнесение окончаний –ОГО, -ЕГО Уметь применять в речи правила орфоэпии. Определять правила орфоэпии по речевому материалу, применять его в речи. | 4 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 20.28.12 | ||||||||||
III четверть – 9 недель, 14 часов. | |||||||||||||||
17 | Работа над речевым дыханием. Произнесение слитно, на одном выдохе речевого материала (из 15-17 слогов) выделяя паузами необходимые синтагмы.
| 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | Личностные БУД: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные БУД: 1.выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; 2.устанавливать видовые отношения предметов; 3.делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5.читать; 6.писать; 7. выполнять арифметические действия; 8.наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях). Коммуникативные БУД: 1.вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); 2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3.излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий; 4.дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы. повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый -незнакомый и т.п.); 5.использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Предметные БУД: 1.воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал: - связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера; - связанный с изучением образовательных предметов. 2.опозновать на слух простые и сложные предложения; 3. воспринимать на слух тексты; 4.слушать с помощью ИСА ошибки в речи товарищей (соблюдение интонаций); 5.дифференцировать гласные и согласные звуки родственные по артикуляции; 6.произносить отработанный речевой материал: - голосом нормальной силы высоты, тембра (под контролем учителя и самостоятельно); - в темпе, приближающемся к нормальному; -слитно; -с ударением; - с передачей эмоциональных оттенков в высказывания; - с соблюдением орфоэпических правил: безударное О, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими, непроизносимые согласные; -тся, -ться; -ого, -его. Произносить фразы (10-12 слогов) деля паузами на синтагмы, выделяя логическое ударе6ние. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные уме ния.(с помощью учителя)
Личностные: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные БУД: 1.выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; 2.устанавливать видовые отношения предметов; 3.делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5.читать; 6.писать; 7. выполнять арифметические действия; 8.наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях). Коммуникативные БУД: 1.вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); 2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3.излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий; | 10-14.01 | |||||||||
18 | Работа над словесным ударением. Различение ритмических схем слов. Работа над словесным ударением. Различение ритмических схем слов. Определение места ударения в словах. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 17-21.01 | ||||||||||
19 | Работа над темпом речи. Произнесение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи. | 4 |
|
| 24-28.01 | ||||||||||
20 | Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение в речи по надстрочному знаку, знание правила. (под контролем учителя). Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение в самостоятельной речи. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 31.01-4.02 | ||||||||||
21 | Работа над орфоэпией: звонкие согласные на конце слов. Произнесение в речи по надстрочному знаку, знание правила.
| 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 7-11.02 | ||||||||||
22 | Работа над голосом. Произносить речевой материал изменяя силу и высоту голоса по требованию учителя. Работа над голосом. Произносить речевой материал изменяя силу и тембр голоса по требованию учителя.
| 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 14-18.02
| ||||||||||
23 | Работа над орфоэпией: непроизносимые согласные. Опускание непроизносимых согласных в словах. Знание правила орфоэпии о непроизносимых согласных
| 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 21-25.02 | ||||||||||
24 | Работа над орфоэпией: произнесение окончаний –ОГО, -ЕГО. Произнесение в речи окончания –ого, -его как –ова, -ева; знание правила орфоэпии. Работа над орфоэпией: произнесение окончаний –ОГО, -ЕГО. Соблюдение правила орфоэпии самостоятельно. Нотирование текста. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 28.02-04.03 | ||||||||||
25 | Работа над орфоэпией: произнесение сочетаний ТСЯ, ТЬСЯ Произнесение в речи сочетания тся и – ться как –ца. Знание правила орфоэпии. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 7-11.03 | ||||||||||
4 четверть – 9 недель -13 часов. | |||||||||||||||
26 | Работа над интонацией. Воспроизведение при чтении повествовательной и вопросительной интонации. Работа над интонацией. Воспроизведение при восклицательной интонации. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | Предметные БУД: 1.воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал: - связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера; - связанный с изучением образовательных предметов. 2.опозновать на слух простые и сложные предложения; 3. воспринимать на слух тексты; 4.слушать с помощью ИСА ошибки в речи товарищей (соблюдение интонаций); 5.дифференцировать гласные и согласные звуки родственные по артикуляции. Личностные: 1.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2.Гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей; 3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Метапредметные результаты Регулятивные БУД: 1.принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; 2.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные БУД: 1.выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; 2.устанавливать видовые отношения предметов; 3.делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5.читать; 6.писать; 7. выполнять арифметические действия; 8.наблюдать, работать с информацией (понимать изображения, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленное на бумажных и электронных и др. носителях). Коммуникативные БУД: 1.вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); 2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3.излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий; 4.дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы. повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый -незнакомый и т.п.); 5.использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Предметные БУД: 1.воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал: - связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера; - связанный с изучением образовательных предметов. 2.опозновать на слух простые и сложные предложения; 3. воспринимать на слух тексты; 4.слушать с помощью ИСА ошибки в речи товарищей (соблюдение интонаций); 5.дифференцировать гласные и согласные звуки родственные по артикуляции; 6.произносить отработанный речевой материал: - голосом нормальной силы высоты, тембра (под контролем учителя и самостоятельно); - в темпе, приближающемся к нормальному; -слитно; -с ударением; - с передачей эмоциональных оттенков в высказывания; - с соблюдением орфоэпических правил: безударное О, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими, непроизносимые согласные; -тся, -ться; -ого, -его. Произносить фразы (10-12 слогов) деля паузами на синтагмы, выделяя логическое ударе6ние. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения.(с помощью учителя) Использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации (с помощью учителя). Коммуникативные БУД: 1.вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); 2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3.излагать свое мнение и аргументировать свою точку рения и оценку событий; 4.дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы. повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый -незнакомый и т.п.); 5.использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Предметные БУД: 1.воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевой материал: - связанный с учебной деятельностью учащихся и разговорно-обиходного характера; - связанный с изучением образовательных предметов. 2.опозновать на слух простые и сложные предложения; 3. воспринимать на слух тексты; | 14-18.03 | |||||||||
27 | Работа над речевым дыханием. Произнесение слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз.
| 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 21-25.03 | ||||||||||
28 | Работа над словесным ударением. Соблюдение в речи словесного ударения. Работа над словесным ударением. Различение ритмических схем слов, определение места ударения в словах. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 04-8.04 | ||||||||||
29 | Обследование произношения. Правила орфоэпии Проверка внятности речи | 4 | 11-15.04 | ||||||||||||
30 | Работа над логическим и синтагматическим ударением. Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах. Работа над логическим и синтагматическим ударением. Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 18-21.04 | ||||||||||
31 | Работа над орфоэпией: безударное О. Произнесение в речи безударного О как А, знание правила, нотирование текста. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 25-29.04 | ||||||||||
32 | Работа над орфоэпией: звонкие согласные на конце слов. Произнесение звонких согласных на конце слов как глухих. Знание правила орфоэпии. Работа над орфоэпией: звонкие согласные на конце слов. Соблюдение в речи правила произнесения звонких согласных на конце слов, по надстрочному знаку. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 4-6.05 | ||||||||||
33 | Работа над орфоэпией: звонкие согласные перед глухими. Произнесение в речи звонких согласных перед глухими как глухих. Знание правила орфоэпии. | 4 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 16-20.05 | ||||||||||
34 | Работа над орфоэпией: произнесение сочетаний ТСЯ, ТЬСЯ Произнесение в речи сочетания тся и – ться как –ца. Знание правила орфоэпии. Работа над орфоэпией: произнесение сочетаний ТСЯ, ТЬСЯ. Соблюдение правила орфоэпии по графическому изображению. | 5 |
|
Т.Ф. Курдюмова | 23-27.05 | ||||||||||
ИТОГО: 34 недели, 153 час. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....
Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи во 2 классе для неслышащих учащихся
Рабочая программа индивидуальных занятий во 2 классе на учебный год в школе I вида....
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса
Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...
Календарно-тематическое планирование по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи (3 класс I вид)
Календарно-тематическое планирование по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи (3 класс I вид) представляет интерес для педагогов коррекционных школ I вида...