Открытый урок по литературе в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Открытый урок по литературе в 8 классе "Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtsyri.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щетиновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Ликино-Дулево Открытый урок по литературе в 8 классе «Романтический герой в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Перевозова Виктория Евгеньевна учитель русского языка и литературы 2018 г. «Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе.
- ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна. Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа). Планируемые результаты Ученики научатся: - характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников; -комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками; - использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); - координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе. Тип урока: урок формирования знаний. Ход урока 2. Актуализация знаний Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности. 3.Операционно- деятельностный этап. А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун». Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. -Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки ,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. После окончания работы и обсуждения делаем вывод. - Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Б) Работа с иллюстрациями. - Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы? - Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это кульминация трех «вольных» дней героя. - Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. - Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3) Слово учителя: - М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях. Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы: 4. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Какими романтическими чертами обладает Мцыри? Предполагаемые ответы. - Составление синквейна по теме «Мцыри» Пример. Мцыри Свободолюбивый, страстный, Страдает, мечтает, борется, Стремится увидеть родину, слиться с природой- Романтический герой. 5. Домашнее задание: 1. Изучить соответствующий раздел учебника. 2. Письменно ответить на вопрос: «Что 3. Перспективное задание – выучить наизусть отрывок из поэмы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....