Урок толерантности «Каждый человек достоин уважения»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Селиверстова Виктория Викторовна

Цель: через анализ проблемных ситуаций создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми; воспитывать  такие нравственные качества, как терпимость, уважение, милосердие, добро.

Задачи:

-познакомить учащихся с   жанром притчи;

 - развивать навык анализа текста;

-  формировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, принципы);

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;

- развитие способности к познанию себя и других людей,развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

- содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

- формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tolerantnost.docx63.11 КБ
Файл tetrad_uchastnika_uroka.docx112.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы: Селиверстова В.В.

Урок литературы ( внеклассное чтение) в 5 «А» классе МБОУ СОШ№ 9

г. Красноуфимска Свердловской обл.

Урок толерантности

«Каждый человек достоин уважения»

Цель: через анализ проблемных ситуаций создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми; воспитывать  такие нравственные качества, как терпимость, уважение, милосердие, добро.

Задачи:

 - познакомить учащихся с   жанром притчи;

 - развивать навык анализа текста;

-  формировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, принципы);

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;

- развитие способности к познанию себя и других людей, развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

- содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

- формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Оборудование: компьютер, презентация, тетради, карточки, тексты, оборудование для теневого театра, костюмы для артистов, цветные карандаши, ручки.

Ход урока

План с материалами

1.Учитель: Прочитайте тему урока. («Каждый человек достоин уважения».)

Учитель: Проблемный вопрос: Каждый человек достоин уважения?

Учитель: Попробуйте сформулировать цель урока (тетрадь)

Учитель: Эпиграф - высказывание Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания? «Жить на земле, как люди?»

Учитель: Посмотрите сказку- басню, подумайте, в чем ее мораль , нравственный урок.

2. Теневой театр:

Про злую собаку Лаю

Действующие лица:

Розовый Слон

Собака

Мышь

Волшебник

Появляется Волшебник.

Волшебник (зрителям)

Я, ребята, сказку знаю

Про собаку злую Лаю!

Как она дружить хотела,

А дружить-то не умела.

Раздается удар гонга. Волшебник исчезает. На сцене появляется Собака.

Собака (зрителям)

Я, хоть вовсе не такая,

Роль кусачую сыграю!

Собака кланяется, исчезает и снова появляется с громким рычанием в шипастом ошейнике с обрывком поводка на шее.

Собака (развязно)

Жизнь в плену, прощай-пока!

Сор-рр-валась я с поводка!

Дыбом шерсть на холке,

Что ль податься в волки?

Чтоб не одичать тут вдруг,

Мне бы пригодился друг –

Не хозяин строгий,

А четвероногий!

Появляется Мышь.

Мышь

Я хочу с тобой дружить!

Собака (с сомнением)

Ты? Со мной?

Собака придирчиво оглядывает и обнюхивает Мышь со всех сторон.

Собака (благодушно)

                            Ну, так и быть!

Подружи, попробуй!

Мышь

Мы друзья?

Собака

                        До гроба!

Мышь

Что же делать нам теперь?

Собака

Ты хоть маленький, но зверь!

Хочется мне что-то

Поиграть в охоту!

Мышка

Это как?

Собака

                А так! Беги!

Собака рычит, Мышь пятится.

Мышь (в панике)

Мы ж друзья, а не враги!

Собака (угрожающе)

Убегай, иначе

Живо отсобачу!

Собака нападает. Мышь с писком бросается наутек. Собака с лаем и рычанием гоняется за Мышью по сцене, догоняет, хватает зубами и начинает трепать.

Мышь (отчаянно)

Перестань! Отстань! Пусти!

Мне же больно! Пи-пи-пи!

Собака

Ты – моя добыча!

Уж таков обычай!

Собака отпускает Мышь. Мышь громко плачет.

Собака

Я же так любя, чуть-чуть!

Мышь (плача)

Я дружить так не хочу!

Мышь убегает.

Собака (высокомерно)

Тоже мне потеря!

Встречу лучше зверя!

На сцену выкатывается мячик. Раздается громкий топот. Появляется Розовый Слон. Собака рассматривает и обнюхивает его с разных сторон.

Собака (зрителям одобрительно)

Этот подойдет вполне!

            (Слону)

Слон, ты будешь другом мне?

Розовый Слон

С радостью! А чем займемся?

Собака

Не соскучишься, не бойся!

Мы сыграем в салочки,

В салочки-кусалочки!

Розовый Слон

Это как?

Собака

                  А так! Беги!

Собака рычит, Слон пятиться.

Розовый Слон (удивленно)

Мы ж друзья, а не враги!

Собака (угрожающе)

Убегай скорее,

Я уже зверею!

Собака рычит и кусает Слона за ногу. Слон убегает, Собака с лаем бегает за ним, догоняет и снова кусает Слона.

Розовый Слон

Ой! Ай! Больно! Ой-ёй-ёй!

Слон пытается оторвать от себя рычащую вцепившуюся Собаку. Наконец ему это удается.

Слон (сердито)

А теперь я за тобой –

Лучше, чем кусалочки,

Салочки-топталочки!

Слон, громко топая, начинает бегать за Собакой, стараясь на нее наступить. Собака убегает от Слона, но тот все равно время от времени ее топчет.

Собака (жалобно)

Хватит! Хватит! Поняла!

Плохо я себя вела –

Словно барракуда!

Больше так не буду!

Слон перестает гоняться за Собакой.

Розовый Слон

Без обид? Друзья?

Слон достает мячик и бросает его Собаке.

Собака (радостно)

                                  Друзья!

Слон и Собака играют в мяч. Появляется Мышка.

Мышка (робко)

Так дружить хочу и я!

Собака (Мышке)

Подходи поближе,

Больше не обижу!

Собака бросает Мышке мячик. Герои играют в мяч и поют песенку.

Все вместе (поют)

На друзей нельзя бросаться,

Обзываться и кусаться,

Обижать и предавать!

Если друг мой извинится,

Перестану я сердиться,

Буду снова с ним играть!

Мы – лучшие друзья!

Друга обижать нельзя!

Он не палка и не ящик,

Он живой и настоящий,

Огорчать его не должен я!

Учитель: В  чем мораль сказки - басни, нравственный урок. 

Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания? «Жить на земле, как люди?»

3.Сообщение нового. Словарная работа..

Учитель:  А знаете, каким новым словом, термином мы называем такое поведение?

Слово это толерантность. На первый взгляд звучит оно как-то странно и непонятно. Но смысл, который заложен в это слово, важен для существования человеческого общества.

Ученик: Известно, что значение этого слова в различных источниках и в переводах с различных языков звучит по-разному. Давайте обратимся к ним.

Работа со словарями.

 В русском языке слово “толерантность” обозначает способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо). В переводе с французского языка: отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам. В английском языке это слово означает готовность быть терпимым, снисходительным. А в арабском языке слово “толерантность” обозначает прощение, снисходительность, милосердие, расположенность к другим.

Историческая справка: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Учитель:  Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения?    

 Толерантность – это способность допускать, принимать существование иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому-либо.

 4. Международный день толерантности

16 ноября – Международный день толерантности (терпимости).

16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости.

Международный день толерантности.

 

 Учитель: Почему возникла необходимость на мировом уровне говорить о толерантности?

На планете Земля живут миллионы людей. Все они разны

5. Игра «Твое имя»

«Когда вы были маленькими, вас звали Сашенька,Оленька……, сейчас в школе вас зовут Александр,Ольга…….. , а когда вы вырастите, вас будут звать Александр Николаевич…..» (запись в тетради)

Но иногда ради смеха или от обиды нам дают прозвища. Как вы к этому относитесь?

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Учитель: Правила толерантного общения (запись в тетради)

6. Игра «Все мы разные, и,  тем не менее, у нас много общего»

Учитель: Чем мы различаемся, а чем похожи?

 «Поднимите руку, у кого...»

– русые волосы;

–кто родился зимой;

–кого зовут Ануша;

-кого зовут Эльман;

- карие глаза;

– любит мороженое ;

- читал «Приключения Буратино»;

- кто учится в школе № 9.

- Кто любит, когда тебя ругают

- Кто любит, когда тебя хвалят

- Кто любит свою семью

- У кого в семье говорят по-армянски? (по-татарски)

Учитель: Законы толерантности (запись в тетради)

7. Туркменский  поэт Ата Атаджанов

«Что такое дружба?»

 - Что такое дружба?

 - Это совесть чистая

 и душа открытая –

 Так считают исстари.

 

 - Что такое дружба?

 - Дружба – это равенство.

 А дружит без равенства

 никому не нравится.

 

 - Что такое дружба?

 - Если станет туго,

 то во всём, как на себя,

 положись на друга.

 

 - Что такое дружба?

 - Крепкая опора.

 Вместе верные друзья

 могут сдвинуть горы.

 

 - Что такое дружба?

 - Это счастье, дети.

 Это небо чистое,

 мир на всей планете!

8. Люди с ограниченными возможностями

Слайды (инвалиды)

- Почему эти люди другие?

- Могут ли они  стать такими, как все?

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

8. Притча как жанр литературы.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

9. Притча о злом сыне.

Однажды сын приходит к отцу:

- Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?  

- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.

Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.

- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.

- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.

Сын сделал все, как сказал отец.

Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:

- Я вынул все гвозди. Что дальше?

- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ………….

С тех пор сын понял, что …………….

Учитель: -Что сказал отец? (ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.)

-Что понял сын? (люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии)

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

10. Л. Полякова «Быть легче добрым или злым»

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

11. Притча «Грязное соседское белье»

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.

Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на веревке выстиранное белье.

- Посмотри, какое грязное у нее белье, — сказала она своему мужу.

Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.

- Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы ее поучить, — не унималась женщина.

И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:

- Ого! Сегодня белье чистое! Наверное, соседка наконец-то научилась стирать.

- Да нет, - сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и …….. твое окно.

Так и в нашей жизни: прежде чем осуждать других, хорошо бы ………………….

Учитель: Восстанови пропуски

Ответь  на вопросы:

За что жена упрекала соседку

- Что сделал муж?

- В  чем мораль этой притчи?

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

12 Нищие (слайды)

Учитель: Что вы думаете об этих людях?

Инсценировка «Притча о счастье»

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

Вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Домой ей привезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Учитель:

- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

- Как вы думаете, почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

В чем мораль этой притчи?

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

13. Три мировые религии (слайды)

Учитель: Какая религия правильная?

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

 14. Притча «Будь счастлив»

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

— Неужто ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — просто если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

Учитель: В чем нравственный урок этой притчи?

 Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

15. Проблемная ситуация

Учитель: Найди выход, прояви толерантность.

1 команда: Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.

2 команда: Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

3 команда: Ваша лучшая подруга всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу и  не зайти  за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

16. Люди планеты Земля

Ученик: Люди отличаются друг от друга не только по своим качествам и внешним признакам. Но и по цвету кожи.

Цвет кожи человека зависит в основном от того, где. В каком месте Земли жили его предки. Самые древние предки человека мало чем отличались друг от друга. Но когда они расселились по Земле, то попали в разные условия жизни. За сотни тысячелетий облик людей, живущих в разных местах земного шара, сильно изменился.

У потомков тех, кто жил в жарких районах Земли, постепенно появился тёмный или даже чёрный цвет кожи. Так организм человека приспособился защищаться от лучей солнца.

В умеренных и холодных районах, где солнечный свет слабее, выживали люди с более светлым оттенком кожи.

У людей, населявших степи и полупустыни Азии, где дули сильные ветры и где постоянные бури вздымали массы пыли, появилась особая складка на верхнем веке, защищавшая глаза от ветра и пыли.

В настоящее время люди свободно передвигаются по всему земному шару. И в любом климате проживают люди с разным цветом кожи.

Стихотворение на немецком языке «Люди» (перевод)

Учитель:- Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.

Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

- Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

и символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом.

Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

17. Вклад людей разных национальностей в мировую культуру (слайды)

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

18. Притча «Два ангела»

В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от Земли к Богу. Отдыхающий ангел решил спросить другого: «Что же ты все время летаешь туда-сюда?». Тот ответил:

– Я ношу Богу послания, которые начинаются – «Помоги, Господи...»

А почему же ты все время отдыхаешь?

– А я должен носить Господу послания, которые начинаются – «Спасибо, Господи...» 

Учитель: - Почему один ангел постоянно работал, а другой отдыхал?

- За что можно поблагодарить бога?

Учитель: Какие законы толерантности вы можете предложить? (запись в тетради)

19. Итог

Учитель: Прочитайте, какие законы толерантности вы теперь знаете.

Толерантность. Что это такое? -

 Если спросит кто-нибудь меня,

 Я отвечу: "Это все земное.

 То, на чем стоит Планета вся".

 Толерантность - это люди света

 Разных наций, веры и судьбы

 Открывают что-то, где-то,

 Радуются вместе. Нет нужды

 Опасаться, что тебя обидят

 Люди, цвета, крови не твоей.

 Опасаться, что тебя унизят

 Люди на родной Земле твоей.

 Ведь Планета наша дорогая

 Любит всех нас: белых и цветных!

 Будем жить, друг друга уважая!

 Толерантность - слово для живых!

20.

 

20. Притча «Толерантный кот»

Жил-был Иван-дурак. И был у него кот - хищный, просто зверь!

   Чуть мышка зазевается - он тут как тут.

   Совсем мышам житья не стало и решили они Ивану-дураку на кота пожаловаться:

   - Мы, говорят, племя маленькое, едим по крошке, а кот твой

   нам совсем житья не дает. И за что он на нас так обозлился?!

   Поменяй этого кота на более толерантного, а то мы еще выше жаловаться будем!

    Испугался Иван-дурак, выгнал кота из дому, а на рынке другого купил, специальной породы. С тех пор всё пошло иначе: кот целыми днями дрыхнет, да к Ивану-дураку пристает, чтобы накормил. А мыши и без спросу едят всё до чего достанут. Ни коту до мышей, ни мышам до кота никакого дела нет, полная толерантность настала.

  Только Иван как-то прикинул: раньше он почти всю еду сам ел, кот - мышами питался, а мыши - чем придется. А теперь он и кота-бездельника кормит, и мышей - видимо-невидимо, со всей округи сбежались... так что самому почти ничего и не остается, хоть ноги с голоду протягивай.

   Подумал он так, а делать-то нечего: прежний кот у других хозяев пристроился, а нового - никуда не выпрешь, наглая скотина. Да и жалко: сколько денег за него отдал, а обратно не берут...

   Так он и живет теперь, толерантно.

Учитель: К чему нельзя относиться толерантно?(слайды)

В.О. война. Фашизм

21.  Практическое задание

1 команда «Дерево толерантности и Туча вражды» (соотнеси слова)

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.

- Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

 Класс, школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе, в нашей школе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы -  наше будущее, и многое зависит от того, какой путь вы выберите.

Бережливость

Благородство

Преданность.

Воля

Воспитанность

Отзывчивость,

Доброта

Дружба

Инициативность

Любознательность

Малодушие

Подлость

Правда

Предательство

Разочарование

Ревность

Скромность

Терпимость

Трудолюбие

Уважение

Целеустремлённость

Честолюбие

Щедрость

Эгоизм

Толкование слов (слова для справок)

1. Экономность, расчетливость. (Бережливость).

2. Способность жертвовать интересами в пользу других, действовать честно, открыто,

смело, не унижаться ради личных выгод. (Благородство).

3. Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках… Неизменность,

преданность. (Верность).

4. Власть над собой, управление своими действиями. (Воля).

5. Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость. (Воспитанность).

6. Отзывчивость, дружеское отношение к людям. (Доброта).

7. Обязанность перед кем-либо. (Долг).

8. Взаимная расположенность, привязанность друг к другу. (Дружба).

9. Умение самостоятельно предпринимать что-либо в нужный момент. (Инициативность).

10. Стремление к приобретению новых знаний, пытливость. (Любознательность).

11. Слабость воли, упадок духа, нерешительность. (Малодушие).

12. Бесчестность, низость. (Подлость).

13. То, что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на

справедливости. (Правда).

14. Нарушение верности кому-либо, вероломное поведение, поступок. (Предательство).

15. Утрата веры в кого или во что-либо. (Разочарование).

16. Мучительное сомнение в чьей – либо верности и любви, боязнь чужого успеха,

соперничество. (Ревность).

17. Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги. (Скромность).

18. Способность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам.

(Терпимость).

19. Любовь, привычка к труду, усердие в работе. (Трудолюбие).

20. Чувство почтения. (Уважение).

21. Стремление к цели. (Целеустремлённость).

22. Стремление к почестям, к личной славе. (Честолюбие).

23. Способность делиться с другими личными средствами, имуществом и т. п. (Щедрость).

24. Предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие.

(Эгоизм).

2 команда: Толерантный человек. У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите , какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

Человеческие качества

добрый

сильный

преданный

весёлый

улыбчивый

чуткий

смелый

честный

внимательный

агрессивный

злой

нечестный

равнодушный

лживый

раздражительный

3 команда : Эмблема толерантности

- У каждой страны есть свой герб, а у нашей планеты будет своя эмблема.

Что вы выразили в ней?

Домашняя работа:

Толерантная семья. В моей семье:

        все терпимые и терпеливые;

        здоровые, добрые, любящие;

        уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

        окружающие друг друга заботой;

        внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

        успешные, независимые, счастливые.

22 Итог урока «Я толерантная личность» (ребята говоря по очереди)

Я:

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

23. Вывод:

Если каждый друг к другу будет терпим,

 То вместе мы сделаем толерантным наш мир.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 9  г. Красноуфимска Свердловской обл.

Тетрадь

участника урока толерантности

« Каждый человек достоин уважения »

Класс__________________________________

Фамилия_______________________________

Имя___________________________________

1.Каждый человек достоин уважения? (да/нет)

2. «Жить на земле, как люди?» (Как?)_______________________________________________________

3.Толерантность – это____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

4.Твое имя

В детстве меня звали____________________________________________________________________

В школе меня зовут_____________________________________________________________________

Когда вырасту, меня будут называть _______________________________________________________

5. Моя уникальность в том, что__________________________________________________________

6. Я могу изменить в себе_________________________________________________________________

7. Притча      -    небольшой ________________      (1),   содержащий     ____________            (2)   в  ___________________              (3)  форме.  (Слова для справок: поучения, рассказ, иносказательной)

8. Притча о злом сыне.

Однажды сын приходит к отцу:

- Отец, я очень злюсь на людей. Что мне с этим делать?  

- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.

Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.

- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.

- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.

Сын сделал все, как сказал отец.

Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:

- Я вынул все гвозди. Что дальше?

- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы …………………………….

……………………………………………………………………………………………………………..

С тех пор сын понял, что …………………………………………………………………………………..

Допиши:  - Что сказал отец?

-Что понял сын?

- В чем нравственный урок этой притчи?  

9. Притча  «Грязное соседское белье»

Одна семья переехала жить в новый дом.

Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на веревке выстиранное белье.

- Посмотри, какое грязное у нее белье, — сказала она своему мужу.

Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.

- Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы ее поучить, — не унималась женщина.

И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:

- Ого! Сегодня белье чистое! Наверное, соседка наконец-то научилась стирать.

- Да нет, - сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и …….. ………..твое …………………

Так и в нашей жизни: прежде чем осуждать других, хорошо бы …………………………………….

Восстанови пропуски

Ответь  на вопросы:

- За что жена упрекала соседку? Почему?_____________________________________

- Что сделал муж? Зачем?_________________________________________________________________

- В  чем мораль этой притчи?_____________________________________________________________

10. Притча о счастье (послушай)

Ответь: В чем мораль этой притчи?

11. Притча «Будь счастлив!» 

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший  все, что произошло, услышав эти слова, спросил:

— Неужто ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

Ответь: В чем нравственный урок этой притчи?

12. На земле живут люди с разным цветом кожи : ____________________________________

13. Притча «Два ангела»

В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от Земли к Богу.

Отдыхающий ангел решил спросить другого: «Что же ты все время летаешь туда-сюда?».

Тот ответил:

– Я ношу Богу послания, которые начинаются – «Помоги, Господи...». А ты почему  все время отдыхаешь?

– А я должен носить Господу послания, которые начинаются – «Спасибо, Господи...» 

Ответь: - В чем нравственный урок этой притчи?______________________________________________

- За что можно сказать спасибо?_________________________________________

14. Притча «Толерантный кот»

Жил-был Иван-дурак. И был у него кот - хищный, просто зверь. Чуть мышка зазевается - он тут как тут.

   Совсем мышам житья не стало и решили они Ивану-дураку на кота пожаловаться:

 - Мы, говорят, племя маленькое, едим по крошке, а кот твой нам совсем житья не дает. И за что он на нас так обозлился?! Поменяй этого кота на более толерантного, а то мы еще выше жаловаться будем!

    Испугался Иван-дурак, выгнал кота из дому, а на рынке другого купил, специальной породы. С тех пор всё пошло иначе: кот целыми днями дрыхнет, да к Ивану-дураку пристает, чтобы накормил. А мыши и без спросу едят всё до чего достанут. Ни коту до мышей, ни мышам до кота никакого дела нет, полная толерантность настала.

  Только Иван как-то прикинул: раньше он почти всю еду сам ел, кот - мышами питался, а мыши - чем придется. А теперь он и кота-бездельника кормит, и мышей - видимо-невидимо, со всей округи сбежались... так что самому почти ничего и не остается, хоть ноги с голоду протягивай.

   Подумал он так, а делать-то нечего: прежний кот у других хозяев пристроился, а нового - никуда не выпрешь, наглая скотина. Да и жалко: сколько денег за него отдал, а обратно не берут...

   Так он и живет теперь, толерантно.

Ответь: К чему нельзя относиться толерантно?_______________________________________________

15. Дерево толерантности              Толерантный человек                   Эмблема

http://kagol.chat.ru/garden/plodgard/ynggard/images/pict1.jpg              http://gardenweb.ru/gallery/jergonomija/image_24.gif

16. Каждый человек достоин уважения? (да/нет), потому что _____________________________________________________________________________

17. Домашнее задание

«Законы толерантности для моей семьи» или «Законы толерантности для моего класса»

18. «Я толерантная личность»

Я…………………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве  Гагарина Григория Григорьевича ...

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Разработка классного часа с использованием здоровьесберегающих технологий "Каждый человек достоин уважения"

Классный час напрвлен на выработку в учащихся правильной самооценки и оценки окружающих, на воспитание нравственных ценностных ориентиров, на развитие такого качества, как целеустремленность.Используе...

«Каждый человек достоин уважения»

Классный час в 6 классе. По методике Н.Е.Щурковой....

урок граждановедения в 8 классе "Каждый человек хочет быть свободным"

Показать, что  право  на  свободу  - одно  из  условий  достижения  человеком  счастья;  способствовать  развитию  уважения  к...

Материал к уроку о деформации."Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук"

Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить : дерево. Вырастить :сына. И построить дом. А настоящая женщина все...