урок граждановедения в 8 классе "Каждый человек хочет быть свободным"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Показать, что право на свободу - одно из условий достижения человеком счастья; способствовать развитию уважения к своему и чужому праву на свободу.
на уроке используются творческие задания, вопросы для беседы, игра "Аукцион"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_grazhdanovedeniya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
(урок граждановедения в 8 классе)
Цель: показать высшую ценность свободы для человека.
Задачи:
- показать, что право на свободу - одно из условий достижения человеком счастья;
- способствовать развитию уважения к своему и чужому праву на свободу.
Ход урока:
Эпиграф: «Свобода означает ответственность, вот почему многие так её боятся»
Дж. Б. Шоу
I. Организовать игру «Говорящая цепочка». Учащиеся по очереди продолжают фразу: «Для меня свобода – это…».
Вопрос: чем свобода отличается от вседозволенности?
Обобщить ответы учащихся, сделать вывод: свобода – это естественное состояние человека, состояние независимости, высшая ценность.
II. Слово учителя:
В жизни есть много желанного для любого человека. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое для него – свобода. Поистине, каждый человек хочет быть свободным!
- А как же те, кто готов поступиться свободой ради спокойной и сытной жизни, кто доволен своим рабским состоянием? – спросите вы. Но рабом человек не рождается! Он им становиться. Не будем сегодня говорить о рабстве в древности, когда оно считалось нормальным, законным явлением. Речь идёт о современном обществе.
- Какие же обстоятельства превращают человека в «раба»? Обобщить ответы учащихся.
Превращению человека в раба может содействовать государство. В диктаторском государстве человек с момента рождения лишается элементарных прав и свобод. В таких условиях многие люди смиряются с тем, что они – лишь винтики в жёстком механизме общества, от которых ничего не зависит.
Однако и в демократическом обществе возможна ситуация, когда один человек (обычно недобрый, но обладающий сильным характером), пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе. Нередко подчинение происходит под воздействием группы сверстников (или сверстниц).
- Попробуйте привести примеры такой зависимости. (примеры учащихся)
- Чтобы не попасть в полное подчинение к кому-либо, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного и независимого человека. При этом полезно знать свои права и свободы, обозначенные в законах – международных и внутренних. И ещё об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда свобода превращается во вседозволенность, в анархию.
Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру: нравственную, правовую, политическую и др.
III. Обсудить эпиграф к уроку. Сделать вывод: свободный человек должен быть ответственен за свои поступки, должен уважать свободу других людей.
IV. Выполнить задание в тетради и на доске.
Когда я свободен | Когда я не свободен |
V. Задание – вспомнить один день из своей жизни и ответить на вопросы:
1. Бываете ли вы свободны?
2. Всегда ли вы поступаете по собственному желанию?
3. Кто и как нарушает вашу свободу?
4. Почему мы не можем всегда поступать так, как нам хочется?
Обобщить ответы учащихся и сделать вывод.
VI. Игра «Аукцион». Участвуют в игре аукционист и покупатели.
На аукционе для продажи выставляются проявления свободы с начальной ценой в баллах (она для проявлений одинакова – 10 баллов). Далее цену поднимают покупатели (по 2 балла за раз). Проявление свободы достаётся тому, кто назначил наибольшую цену.
Секретарь аукциона фиксирует, кто, что и за сколько баллов приобрёл. По окончании аукциона участники обсуждают, кому какие проявления свободы достались, и пытаются разобраться, почему конкретный человек наиболее высоко ценит то или иное проявление.
VII. Нарисовать «Портрет свободного человека» (если останется время)
Приложение (для аукциона). Проявления свободы:
- Возможность свободно выбирать руководство страны;
- Возможность демонстрировать свою физическую силу;
- Возможность вместо службы в армии служить санитаром в госпитале;
- Возможность пользоваться любой информацией, как в своей стране, так и за рубежом;
- Возможность делать всё что захочешь;
- Возможность беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в неё;
- Возможность беспрепятственно верить в Бога;
- Возможность заниматься торговлей, предпринимательством;
- Возможность всю жизнь получать ни за что, в виде пособия, приличные деньги;
- Возможность беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра "Кто хочет быть миллионером?"
«Кто хочет быть миллионером?» - это одна из игр проекта «Прокопьевск юбилейный». Основная цель данной игры – активизировать познавательный интерес к своему родному краю, привить любовь к ...
Методическая разработка урока благотворительности "Человек должен быть альтруистом"
В методической разработке представлены:1. Методические рекомендации педагогам по организации «Дебатов».2. План – конспект урока по теме: «Человек должен...
Игра «Кто хочет быть миллионером», посвященная Дню славянской письменности и культуры
Игра составлена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Предварительно дети получают задание подготовит...
Внеклассное мероприятие в 6 классе. Викторина "Кто хочет быть миллионером?".
Внеклассное мероприятие в 6 классе. Викторина "Кто хочет быть миллионером?"....
Внеклассное мероприятие по английскому языку. Викторина "Кто хочет быть миллионером?". Who wants to be a Milliner. UK. 6 - 8 классы.
Внеклассное мероприятие по английскому языку. Викторина "Кто хочет быть миллионером?". 6-й - 8 -й классы.Цели викторины: Повторить пройденный учебный материал в неформальной обстановке во время ...
Урок развития речи. Диалог со Свободой и Волей. «Что значит быть свободным?»
Урок развития речи.Урок формирует мировоззрение у учащихся, дает представление о концепте «СВОБОДА» и «ВОЛЯ», разграничение понятий,развивает творческое воображение и ассоциативно-образное...
А КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
Специалисты должны знать этот афоризм известного психолога: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью,чем позволяют ваши способности, я предупреждаю,что вы будете глубоко несчас...