Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
план-конспект урока по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malina_e_v_metodicheskaja_razrabotka_uroka_literat.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии.
Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Тип урока: Урок комбинированный
< Махмутов М.И Современный урок. М., 1985.>
Вид урока: урок-путешествие (урок открытых мыслей)
Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.
Цели образования:
Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
- осознать и осмыслить идейное содержание сказки;
- постигать философию произведения, его нравственную сторону;
- учить анализировать художественное произведение.
Развивающие:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
- развивать устную и письменную речь;
развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
- воспитывать культуру речи учащихся;
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Материально-техническое обеспечение урока
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, портрет писателя, оформление доски.
Примечание: На столах рабочие листы №1 и №2 (приложение №1 и №2), клей, дидактический материал.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы встречаемся не в первый раз,
Вы от меня не прячьте
Сиянье ваших умных глаз,
Пусть будут поиски, сомненья,
И как не краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях,
Совместно проведя урок.
ІІ. Постановка цели урока.
Звучит музыкальная композиция «Маленький принц»
слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева.(слайд 2)
Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
чтоб каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!(Отрывок из стихотворения В.Маяковского «Послушайте»)
Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?
Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»
Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!
Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?
Что значит верная дружба и настоящая любовь?
(слайд №3)
А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц
- Урок наш необычный. Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. За время путешествия мы должны будем понять, что такое любовь, доброта, взаимопонимание. И в конце пути постараемся ответить на вопрос: Что хотел сказать своей философской сказкой Экзюпери?
Записи на доске:
- И тема нашего урока будет звучать так
Тема урока: “У каждого человека свои звезды” (по произведению А.Экзюпери «Маленький принц»).
- Давайте запишем тему урока. Сегодня …(дата проведения урока)
III.Проверка домашнего задания. (Применение Дальтон технологии: учащиеся самостоятельно индивидуально читают текст дома и поясняют на следующем уроке тематику произведения)
Дома надо было подумать над тематикой этого произведения
– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении
Ученики:
– взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни
Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).
– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).(Эпиграф к произведению. Стр. 537)
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.
IV. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
1.Работа с эпиграфом.
Учитель читает эпиграф к уроку
Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … (Жан Жак Руссо)
-Это слова известного французского философа-мыслителя как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Я взяла их в качестве эпиграфа.
- Как вы понимаете слова Руссо?
-Запишите его.
2. Словарная работа.
– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.
Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…
И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.
Итак, путь…
- Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?
(слайд 4)
-А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Нас будет интересовать только 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь.
– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?
Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.
3. Аналитическая беседа по тексту.
– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).
– Поняли ли его взрослые? Почему? Найдите подтверждение этому в тексте(стр. 538) (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).
– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? Найдите это в тексте (стр.538) (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).
– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).
- Важна ли поддержка взрослого?
- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?
А каким, по – вашему, был Маленький принц?
-Чем он занимался на планете?
-На какой планете жил?
- С кем общался?
Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)
V. Изучение нового материала.
1.Путешествие по планетам ( Встреча с людьми) (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся работают в малых группах самостоятельно, советуются друг с другом, но отвечают за проделанную работу каждый индивидуально)
Учитель: Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслужили, чтобы их планеты имели имена.
(слайд 5)
|
1 группа отправляется на планету….
- Вы должны поработать в группах и ответить на несколько вопросов.
-Возьмите 2 рабочий лист, в котором даны вопросы. Посоветуйтесь друг с другом и ответьте на них письменно.
Учитель: (слайд 6) Музыкальное сопровождение (Песня о звездах №1 - "Про Красную Шапочку" . Музыка А.Рыбникова, слова Юлия Кима)
1.С кем встречается Маленький принц?
2.Что ценно для обитателя планеты?
Для короля- власть
Для честолюбца- тщеславие
Для пьяницы - употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика- верность своему слову, работа
Для географа – накопление знаний
3. Можно ли считать эту ценность настоящей?
-Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?
-Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.
- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
Итак, Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.
Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
Зачем власть, если нет подчиненных;
Зачем слава, если нет поклонников;
Зачем жить, если стремишься к забвению;
Зачем богатство, если его некуда деть;
Зачем работа, если она бессмысленна;
Зачем наука, если она не основана на фактах?
Зачем? Зачем? Зачем?)
2.Творческое задание по фразе.(Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества: учащиеся выполняют творческое задание самостоятельно, советуются с учителем)
- Ребята, если бы выбыли на месте Маленького принца, что бы вы захотели изменить на этой планете?
-Обратитесь к рабочему листу №1 и продолжите фразу «Если бы я был Маленьким принцем , то….»(слайд 7) (Млечный путь - "Большое космическое путешествие" музыка Алексея Рыбникова, слова А.Кохановского)
3.Физминутка
Солнце вышло из-за тучки.
Мы протянем к Солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы по шире разведём.
4.Работа с афоризмами текста.( Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся дома ищут в тексте афоризмы, могут обратиться за помощью к родителям, но отвечают за проделанную работу каждый индивидуально)
Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля
Учитель: Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?
(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)
После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.
Ученики зачитывают ( слайд 8)
_Если идти все прямо, да прямо, далеко не уйдешь
- Надо судить не по словам, а по делам
– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил
– Зорко одно лишь сердце
– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
– Себя судить куда труднее, чем других
- Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал
- Если у людей нет корней, их носит ветром
– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить
– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
– Одни только дети знают, чего ищут.
- Когда даешь себя приручить, случается и плакать
- Как вы понимаете эти крылатые выражения?
- Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
5. Уроки Лиса
- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (слайд9)
- Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.
- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?
- Лис.
Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.
(Отрывок из мультфильма «Маленький принц» Встреча Лиса и Маленького принца) (слайд 10)
-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?
Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.
И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".
6.Словарная работа.
- Как вы понимаете слово «приручил»?
(слайд 11)
Экзюпери считал, что Приручить - сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу
- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?(преданность)
- Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».
-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (слайд 12)
-Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений
1.Работа с фразой «У каждого человека своя звезда»
Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:
“У каждого человека свои звезды”. (слайд 13) Музыкальное сопровождение (D.Marouani_-_Space_Opera_Part)
- А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем
2.Динамическая пауза
- Игра называется “Дотянись до звезд”.
– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
3.Знакомство со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.
-Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»
- Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.
– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.
Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?
Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.
Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!
4. Практическая работа (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества и самостоятельности: учащиеся работают в малых группах, находят каждый индивидуально ту жизненную ценность, которая им ближе, наклеивают ее на звезду)
- Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.
- Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.
Учитель: А теперь попробуйте вывести свою формулу добра. Каждый возьмите то понятие, которое для вас является самым ценным, самым важным, наклейте его на звезду.
- Чтобы настроить вас на рабочий лад, звучит композиция из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья» Композитор: Дунаевский М. Автор слов: Олев Н.
(слайд 14)
Ученики выводят свои формулы:
– Любовь + понимание + забота
– Помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность
Вывод учителя: Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.
( слайд 15) ( Город детства: - Автор Рождественский Р. Композитор Р. Джилкинсон)
VII. Подведение итогов урока
– Чему научился сам главный герой и чему учит это произведение нас?
(Музыка «Город детства»)Слайд 14
- На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.
И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!
VIII. Домашнее задание (слайд 15) (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся получают дифференцированное задание, объясняя его на уроке: ученики дома выполняют выбранную работу, могут обратиться за помощью к взрослым)
Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней. 1.Напишите об этом в сочинении «Маленький принц возвращается к своей розе»
2. Напишите письмо Маленькому принцу
IX. Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"
Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...
«У каждого человека свои звезды…» (По произведению А.Экзюпери «Маленький принц»).
Урок по произведению А.Экзюпери «Маленький принц».«У каждого человека свои звезды…» Образовательные цели:1) раскрыть главную проблему сказки-повести «Маленький принц...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"
Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС с применением ИКТ на тему: "Права и свободы человека и гражданина"
Технологическая карта урока на закрепление учебного материала с применением знаний на практике и при подготовке к экзамену. Основная часть урока занята на работу в группах с текстом и заданием ОГЭ (26...
Урок литературы в 5 классе с применением здоровьесберегающей технологии "Тема здоровья в русском фольклоре
Методичекая разработка урока литературы с использованием здоровьесберегающей технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Содержание теоретического и практиче...