Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»
методическая разработка (немецкий язык, 10 класс) по теме

Методическая разработка урока немецкого языка
 «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»

о жизни и творчестве
 Гагарина Григория Григорьевича
                                                               Автор: Н. М. Валицкая                  
                                                               Должность: учитель немецкого языка
                                                               Место работы: МОУ СОШ с. Селихово
      Адрес ОУ: 171284 Тверская область Конаковский район с. Селихово улица Новая дом 15
 
                                                                                                              2010 г.
 Пояснительная записка
Урок немецкого языка проводится в 10 классе в рамках изучения раздела «Kunst kommt vom Können» (слово « искусство» происходит в немецком языке от слова «уметь») и посвящен 200 - летию со дня рождения русского художника и общественного деятеля Григория Григорьевича Гагарина.
Используемые технологии: · развитие критического мышления через чтение и письмо · информационно – коммуникационные технологии.
Краткое тематическое содержание урока:
 Подготовительный этап (домашнее задание):
 · собрать информацию о Г. Г. Гагарине;
 · составить рассказ на языке о жизни Гагарина;
 · посетить краеведческий музей в Конакове;
 · посетить бывшее имение художника в Карачарове.
 · провести интерактивный опрос учителей, учащихся, жителей поселения о художнике Г. Гагарине.
На первом этапе урока ( Вызов) проводится актуализация имеющихся знаний о жизни Гагарина, полученных на этапе сбора информации, используется приём «инвентаризация». Работа выполняется с использованием интерактивной доски. Анализируются задачи исследования, проведенного учащимися. Анализируется таблица « опрос», делается вывод.
 
На втором этапе урока ( Осмысление) в процессе урока проводится заполнение таблицы: «знаю – хочу узнать – узнал(а)». Обучающиеся получают новую информацию о жизни и творчестве Григория Гагарина, осмысливают и соотносят полученную информацию с собственными знаниями, систематизируют большой по объёму материал. Ich weiß (я знаю)Ich will noch wissen (я хочу еще узнать)Ich habe erfahren (я узнал(а))

При написании письма зарубежному другу используется приём «Зигзаг». Учащиеся знакомятся с художником и писателем В.М. Сидоровым, уроженцем д. Сорокопенино Конаковского района Тверской области (деревня Селиховского поселения), рассказавшем о Г.Г. Гагарине в своих произведениях: «Гори, гори ясно…» и «Гагаринский сад». Делают перевод отрывка из рассказа на немецкий язык. Знакомятся с книгами о Г.Г. Гагарине, получают информацию о документальном фильме, который создан на киностудии г. Владикавказа.
 На третьем этапе урока ( Рефлексия) обобщается полученная информация, вырабатывается собственное отношение к теме урока. Используются приёмы: «Письмо по кругу», синквейн.
 Цели и задачи урока:
· учить проводить защиту материалов исследования, используя лексику в различных речевых ситуациях;
 · познакомить с жизнью и творчеством русского художника Г. Г. Гагарина с целью популяризации его имени, приобщения к культуре страны и малой Родины;
 · воспитывать уважительное и толерантное отношение к людям и культуре родного края, к живописи;
 · воспитывать самостоятельность, инициативность, формировать исследовательскую компетенцию;
 · развивать умение монологической, диалогической речи, аудирования, письма.
Ожидаемые результаты:
 · Обучающиеся получат информацию о жизни и творчестве талантливого русского художника – любителя.
 · Данный урок повысит интерес учащихся к дальнейшему исследованию жизни, творчества и общественной деятельности Григория Григорьевича Гагарина.
· Данная тема позволит обучающимся в будущем правильно относиться к культурному наследию родного края.
 · Материал урока расширит словарный запас и возможности учащихся в использовании различных языковых средств для выражения собственного мнения.
· Упражнения урока разовьют навык написания письма и сообщения в газету.
 Материально – техническое обеспечение урока
1. Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
2. ЦОР - Презентация урока (Слайд № 15 озвучен).
3. Портрет художника.
4. Выставка книг и публикаций о художнике
 5. Фотовыставка экскурсии в Карачарово.
 5. Таблицы
6. Иллюстрации картин художника
 Используемая литература:
1. Учебник немецкого языка для учащихся 10 класса под ред. И.Л.Бим.
 2. Информационный материал сайта : http://www.museum.ru/.
3. А.В. Корнилова «Григорий Гагарин. От романтизма к русско –византий- скому стилю».
 4. Статья из журнала «Владикавказ».
5. Газета «Караван».
 6. Произведения В. Сидорова «Гори, гори ясно…», «Гагаринский сад».
7. Интернет-ресурс.
                                                                                                            Приложение
 Информация для учителя
1. Таблица : «знаю – хочу узнать – узнал(а). Ich weiß (я знаю)Ich will noch wissen (хочу еще узнать)Ich habe erfahren (узнал(а))

Собранную в процессе исследования информацию (по предложенным учителем вопросам) учащиеся заносят кратко в графу «знаю». Две другие графы заполняются в процессе урока. Эта таблица будет использована для выполнения домашнего дифференцированного задания (написание статьи в школьную газету «Шик», создание буклета о русском художнике-любителе для иностранных туристов). Вопросы графы «хочу еще узнать» используются в качестве дополнительной информации на одном из этапов следующего урока.
 2. Приём «Зигзаг». ( используется на этапе написания письма, в котором необходимо передать приобретённую информацию о Григории Гагарине)
 Описание приёма: Класс делится на группы по 3 человека. Это рабочие группы. Первый учащийся должен написать начало письма и его окончание. Второй учащийся рассказывает в письме о жизни и деятельности художника. Третий учащийся - о работах Гагарина и своём впечатлении от них. Затем объединяются все учащиеся под номером 1 в одну группу для работы над началом письма в своей экспертной группе. Также объединяются учащиеся под номером два и три и работают над своими вопросами в своих экспертных группах. По окончании работы учащиеся вновь переходят в свои рабочие группы. Происходит обмен информацией. Письмо готово.
3. Синквейн
Правило написания синквейна:
Первая строка – одно слово, обычно существительное или местоимение.
Вторая строка – два прилагательных или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие характер действия объекта. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета.
 4. Толстые и тонкие вопросы
Толстые вопросы – это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа.
 Толстые вопросы:  Дайте объяснение, почему…?  Почему вы думаете? Тонкие вопросы:Кто? Что? Согласны ли вы?  Мог ли?
 5. Письмо по кругу
 Работают в группах. Каждый записывает своё предложение, передаёт листок соседу. Получив листок соседа, продолжает его работу. Передаёт листок соседу. Листок двигается до тех пор, пока к каждому не вернётся тот , в котором было написано его первое предложение.
Примечание: Открывать документ «Методическая разработка урока» в WinWord 2007, а презентацию «Г.Г.Гагарин» в PowerPoint 2007.
Ход урока
 I. Вызов
Цель:
 · актуализировать имеющиеся знания о жизни Гагарина, полученные на этапе сбора информации,
 · вызвать интерес к теме урока, · мотивировать учащихся к активной учебной деятельности. Приём: инвентаризация. (работа на интерактивной доске)
1.Lehrer: Wir versuchen heute, den Namen von G. Gagarin besser kennen zu lernen und unsere Kentnisse weiter zu verbreitern. (потрет Г.Г. Гагарина крупным планом на интерактивной доске) Warum machen wir das? W. Tschiwilichin sagte einmal: «Die Völker, die ihr Gedächtnis verloren haben, verlieren das Leben». Zur Stunde haben Sie eine große Arbeit gemacht. ( слайд№1)
 2. Работа на интерактивной доске Wir haben … gemacht
3. Работа с таблицей «Опрос» (слайд№ 2) Schüler: Unsere Umfrage hat gezeigt, dass der Name von G. Gagarin in Selichowo leider heutzutage unbekannt ist.
 II. Осмысление.
Цель:
 · получение новой информации о жизни и творчестве Григория Гагарина,
 · осмысление и соотнесение полученной информации с собственными знаниями, · систематизация большого по объёму материала.
 Приём: таблица «знаю – хочу узнать – узнал(а).(см. приложение для учителя)
1. Из биографии Г.Г. Гагарина. monologische Rede (слайд № 3) Schüler: Die Namen der russischen Maler des 19. Jahrhunderts sind kaum aufzuzählen. G.G. Gagarin ist einer von ihnen.(слайд № 3) (слайд №4) Grigori Gagarin ist der russische Maler, Graрhiker, Zeichner. Er war sein ganzes Leben Freizeitmaler, aber ein talentvoller Meister. Ich habe erfahren, dass er am 29.04.(11.05.) 1810 in Sankt - Petersburg geboren wurde. Er starb in Frankreich in Schatelro im Alter von 83 Jahren. (слайд № 5) Sein Vater Grigori Iwanowitsch Gagarin war ein bekannter Diplomat, der Fürst und ein gebildeter Mensch. Seine Mutter Ekaterina Petrowna (geborene Sojmonowa) hatte nette Beziehungen mit ihren Kindern. Die Kindheit von Gagarin war glücklich. Von Kindheit an, malte Gagarin jede freie Minute und diese Beschäftigung brachte ihm immer große Freude und Vergnügen. Sein Leben war ohne Malen undenkbar. Lehrer: Zweifellos war er ein hervorragender Mensch. Er bekam keine akademische Bildung, aber war hoch intellektueller begabter Künstler. Den ersten Malunterricht erhielt Gagarin von seinem Vater und dann von K. Brüllow in Italien. Viele Jahre seines Lebens verbrachte er im Ausland: in Italien, Frankreich, darum übte die italienische und französische Kunst auf G. Gagarin einen großen Einfluss aus. In Paris studierte der Junge Mathe, Sprachen (Französisch, Spanisch, Deutsch, Latein), Architektur, Bauwesen. Man kann sagen, dass er eine gute europäische Bildung bekam. 10 Jahre lebte er im Kaukasus. (слайд №6) In seinem Leben hat Gagarin zwei Frauen geliebt. Die Ehe mit A. Dolgorukowa war wegen ihres Todes zu kurz. Er hatte aus erster Ehe das Töchterchen Katja. Dann schloss er eine Ehe mit S. Daschkowa und war glücklich. (слайд № 7) 1859 – 1872 - das waren erfolgreiche Jahre, in denen G. Gagarin als Vizepräsident an der Kunstakademie in St. Petersburg tätig war. ( слайд №7) Sein ganzes Leben studierte und propagierte er die Kunst. Nach dem Tode seines Vaters wurde Gagarin auch Diplomat. Er zeigte große Interesse zur Architektur, zum Theater. Er bemalte viele Schlösser (im Kaukasus, Baden – Baden, an der Wolga). Seine Freunde waren ( слайд №8)… Besonders enge Freundschaft schloss er mit Lermontow. Mit ihm reiste er viel und manchmal malte. Grigori Gagarin illustrierte die Werke von A.S. Puschkin.
 2. Гагарин и наш край (слайд № 9 )
 а. Бывшая усадьба в Карачарове. monologische Rede 1.Schüler: Meine kleine Heimat ist eng mit den Namen von G. Gagarin verbunden. Mit meinem Vater machte ich eine Fahrt nach Karatscharowo, um mit eigenen Augen Gagarin-Haus zu sehen. ( слайд № 10) Es steht am Wolga-Ufer. Vergangenheit und Gegenwart vermischten sich hier. 1847 bekam die Frau S.A. Daschkowa mit ihrem Mann das Landgut Karatscharowo. Das Haus wurde 1850 gebaut. Leider, ist es kein Museum. Auf einer Gedenktafel haben wir die Worte gelesen: «Hier lebte der Maler und Persönlichkeit des öffentlichen Lebens G.G. Gagarin». Wir gingen durch den Park, den Gagarin selbst projektierte.( слайд № 11) Schöne Alleen waren damals in Karatscharowo überall. Vielleicht saß hier einmal unter einem Schirm G. Gagarin und schuf seine Gemälde. Wir hatten auch den Wunsch, das Grab von Gagarin zu besuchen und die Blumen am Grabe niederzulegen. Leider aber regnete es bald und wir sind nach Hause gefahren. Lehrer: Im Internet habe ich 2 Fotos gefunden. Auf diesem Foto sehen wir die Uhr, die im Wohnzimmer standen. (слайд № 12) Auf dem zweiten Foto – das Grab von Grigori Gagarin. Zum erstenmal wurde G. Gagarin neben seiner Kirche im Dorf Sutschki begraben und jetzt es ist nicht weit von der Wolga. Leider, ist es kein Denkmal. ( слайд № 13)
 б. Знакомство с художником и писателем В.М. Сидоровым, уроженцем д. Сорокопенино Конаковского района Тверской области (деревня Селиховского поселения), рассказавшем о Г.Г. Гагарине в своих произведениях: «Гори, гори ясно…» и «Гагаринский сад». Lehrer: Ich möchte Sie mit dem Namen von W. Sidorow bekannt machen. Er kommt aus Sorokopenino , wohnte in Korowino und jetzt in Moskau. Er ist ein bekannter Maler und Schriftsteller. (слайд № 14)
 Lehrer: a) Hören Sie diesen Auszug zu und sagen: Was für ein Mensch war Grigori Gagarin? Walentin Sidorow schrieb in seiner Erzählung «Гори, гори ясно…»: (звук)
 «Сад у нас в Коровине большой, старый, каких только сортов яблок в нем нет. Я всегда удивлялся, откуда они могли взяться в глухой деревушке за Волгой. Бабушка рассказывала, что посадить сад, когда она выходила замуж, распорядился князь Григорий Григорьевич Гагарин, крестьянами которого считались Кузнецовы из Юрятина - родители бабушки; Василий Дмитриевич работал у князя в имении Карачарово перевозчиком и по саду помогал, а Марфа Васильевна была кормилицей детей Гагарина. Когда Григорий Григорьевич бывал в своем имении Карачарово на берегу Волги, то постоянно работал. Бабушка рассказывала, что часто перевозила его "на тую сторону Волги", где он, установив зонтик, рисовал баб, угребавших сено. Григорий Григорьевич любил слушать рассказы Василия Дмитриевича про то, как тот был с атаманом Платовым в Париже… . Князь Григорий Григорьевич любил его, любил и нас, все время подарки привозил, а когда выходила замуж за Григория Петрова из Коровина, приказал садовнику подобрать саженцев для сада. "Это тебе, Елена, приданое, самые лучшие сорта, -- сказал Григорий Григорьевич. -- Им будешь держать дом, поднимать своих ребятишек". Ранней весной, уложив в телегу саженцы, переправившись по первому перевозу через Волгу, повезли недавно повенчанные молодые Елена и Григорий Петровы княжеское приданое в Коровино.... Сад принялся и начал из года в год подниматься, а у молодых стали появляться ребятишки. Когда последний, седьмой, родился, не стало Григория. Овдовев рано, оставшись с мелюзгой, бабушка поднимала всех садом и вспоминала всю жизнь слова князя, называла свой сад кормильцем и молилась каждый день за князя Григория Григорьевича …»
Lehrer: Also, was für ein Mensch war Grigori Gagarin?
b) Übersetzen Sie einige Sätze aus dem Russischen ins Deutsche! (перевод отрывка из рассказа «Гагаринский сад»)






3. Разнообразие интересов Г. Гагарина. (слайд № 15)
 Grigori Gagarin war ein talentvoller Mensch und hier sehen wir nur einige von seinen Interessen.
4. Das Schaffen von G. Gagarin (слайд № 16)
 Lehrer: Wenn man über den Künstler erfahren will, muss man seine Bilder aufmerksam betrachten. Sind Sie mit dieser Meinung einverstanden? Lehrer: Möchten Sie das Schaffen dieses Malers näher kennen lernen? Lehrer: Das Schaffen von G. Gagarin ist vielfältig. Wir sehen hier verschiedene Arten der Malerei. (слайд № 16)
Machen wir eine kleine Übung! (упражнение – тест) ( слайд № 17) (слайд № 18) Den Bildern von Gagarin liegt wirkliche historische Begebenheit im Kaukasus, und der Maler schildert diese Begebenheit auf solche Art, dass die Szene sich direkt vor unseren Augen abzuspielen scheint. Der Eindruck ist einfach überwältigend. Hier sind alle Widersprüche und Schwierigkeiten. Wir sehen einfachen Menschen, Soldaten. Er wurde Chronist seiner Zeit. Seine Gemälde zeugen von der hervorragenden Begabung und dem Können des russischen Malers. ( слайд № 19) ( слайд 20) ( слайд № 21) ( слайд № 22) Lehrer: Grosse Aufmerksamkeit widmete Gagarin der Ikonenmalerei. Betrachten Sie die Bilder von G. Gagarin! Wie finden Sie diese Bilder? (слайд № 23 ) Seine Heiligen, besonders Christus, erhielten tiefempfundene menschliche und nationalrussische Züge. Die Meisterwerke – die Gemälde, Grafikеn, Aquarelle, Zeichnungen , Lithographien von G. Gagarin befinden sich in verschiedenen Museen. ( слайд № 24 ) Welche von diesen Museen (Galerien) würden Sie gern besuchen? In ihren Ausstellungsräumen können die Besucher die Gemälde dieses Künstlers der russischen Malerei bewundern. Mit Recht nehmen seine Bilder einen wichtigen Platz in der russischen Malerei ein. Für seinen langen Schaffensweg hat Gagarin einen groβen Beitrag zur Entwicklung altrussischen und byzantinischen Kunst geleistet.
 5. Описание картины (обучающиеся описывают картины с позиции критиков – искусствоведов) Sie sind Kunstkritiker. Äußern Sie ihre Meinung über eines dieser Bilder. Nehmen Sie folgende Wörter zu Hilfe: die Hauptfigur, die Nebenfigur, im Hintergrund, im Vordergrund, die Darstellung, die Zeichnung, wiedergeben, die Jungfrau, die Lichtquelle, verstärken, lebhaft. (слайд № 25) Definition der Begriffe: Die Landschaftsmalerei – Genre der Malerei und Grafik, das die Natur künstle- risch darstellt. Das Porträt - bildliche Darstellung einer Person. Das Gruppenporträt – bildliche Darstellung einiger Personen. Das Stilleben – bildliche Wiedergabe lebloser oder unbewegter Gegenstände, be- sonders Blumen, Früchte. Zu welchem Genre gehört das Gemälde "Der Ball bei der Fürstin Barjatinskaja ”? (слайд № 26)
 6. Schreiben wir einen Brief! (слайд № 27) Приём «Зигзаг». (см. приложение: информация для учителя) Цель : · совершенствование умения работать в группе. (слайд № 27) ( слайд № 28)
 7. Woher kann man noch die Information nehmen?
a) Bücher, die über Gagarin erzählen ( слайд № 29)
 Lehrer: Um besser zu verstehen, was für ein Mensch Gagarin war, müssen wir in den Büchern zurückblättern. Hier sehen wir sie.
 b) Film
 Schüler: Ich habe erfahren, dass es im Kaukasus ein Dokumentarfilm gedreht wurde. Der Filmtitel ist «Der Nachkomme des großen Fürsten». Der Regisseur des Filmes ist Madina Tesijewa. Sie аrbeitet als Korrespondentin bei der Zeitung «Wladikawkas». Madina Tesijewa hat auch das Drehbuch zum Film geschrieben. Über die Filmvorführung weiß ich leider nichts.
III. Рефлексия.
Цель:
· обобщение полученной информации
 · выработка собственного отношения к теме урока
 Lehrer: Wir haben in der Stunde viel Neues und Interessantes über G. Gagarin erfahren. Eine Stunde ist viel zu wenig Zeit, um alles zu besprechen. Wir haben nur die Reproduktionen der Gemälde gekannt und ich hoffe darauf, dass Sie diese Bilder im Original sehen können.
Was können wir schon heute tun, damit die Menschen diesen Namen kennen? ( Слайд № 30)
1. Приём «Письмо по кругу».
Цель: выработка умения принимать решение.
 Arbeiten wir wieder in Kleingruppen! ( Работают в тех же рабочих группах) Jeder sagt, was er für die Popularität G. Gagarin macht. ( слайд№ 30) ( слайд № 31)
2. Синквейн (см. приложение)
Цель:
 · резюмировать информацию · развивать творческие способности обучающихся
 · развивать внимание к слову
 · вовлекать в процесс творчества учащихся с разным уровнем подготовки по предмету
 Und wir können schon jetzt unser Kompliment G. Gagarin machen. Schreiben wir Sinkwejn! ( повторяют правило написания) ( см. приложение)
 Hier ist mein Sinkwejn. (слайд № 32)
3.Домашнее задание. Schreiben Sie bitte einen Artikel über G. Gagarin in die Schulzeitung «Schik» oder ein Prospekt , wo es eine Information über G. Gagarin gibt. Nehmen Sie bitte unsere Präsentation, ihre Tabellen zu Hilfe.
4. Подведение итогов:
Sie haben heute fleißig gearbeitet und bekommen für ihre Antworten folgende Noten … Ich bedanke mich herzlich bei Ihnen und wünsche euch alles Gute.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода. Это урок  открытия нового знания (ОНЗ) на базовом уровне. Урок по теме «Времена года» рассчитан на учащихс...

методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...

методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса учителя немецкого языка

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса...