Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема урока: "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Материал содержит паспорт урока, презентацию, приложения, музыкальное сопровождение и карточки для работы учеников. Эти матириалы можно скачать по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1pgvry3y7a1...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя | Деят-ть уч-ся | ПОР |
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок: -Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). - Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. | Стоя, учебник, карточки, дневник, ручка | |
II.Создание проблемной ситуации (5мин.) | ||
1. Обозначение темы урока Вводная беседа: – Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия статьтемой нашего сегодняшнего урока? Формулировка темы урока: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». 2.Создание проблемной ситуации Задание: Прочитайте эпиграф к уроку Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться». - Как вы понимаете смысл этого эпиграфа? (Совершил зло, умей исправиться) Главный вопрос урока: -Как исправиться, если совершили ошибку? -Ребята, вот над этим мы сегодня будем размышлять. | Слайд 1 Фронтально Слайд 2 Фронтально Слайд 3 Фронтально Читают эпиграф, доказывают, приводят аргументы Фронтально Слайд 4 Высказывают свою точку зрения. | ЛР-2:активно включается в выполнение всех заданий; ЛР-4:ведёт диалог с классом и с учителем; ПУД-1: выделяет основную мысль, формулирует выводы; РУД-1: ставит учебную цель при изучении нового материала; РУД-3: планирует предстоящую деятельность; КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками; КУД-2: находит аргументы для обоснования собственной позиции |
III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (10-12 мин.) | ||
1. Стадия вызова и осмысление. 1) Работа по вопросам. – Кто является героями сказки? (Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний). 2) Характеристика героев повести в отдельности. -На дом было дано индивидуально задание. Сейчас мы их послушаем и ответим на вопросы 2. Индивидуальная работа. 1 конь Мальчик. – Расскажите историю появления раненого коня в деревне? – Какова его жизнь? (Конь Мальчик – вороной конь, был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нём). 2 Филька. – Кто такой Филька, дайте ему характеристику. – Как Филька обидел коня? - Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Коньпомешал ем есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя). - Что случилось, когда Филька обидел коня? - Итак, Филька совершил зло. -Когда же Филька понял, что он совершил злой поступок? (когда слушал рассказ бабки) 3 Бабка Фильки. – Какую историю рассказала Фильке бабка? (Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату). – Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»? (сердце у мужика было злое, холодное, умер из-за своей злости) (Именно бабка объяснила внуку причину лютой стужи). Текст « Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз». (Бабка этим рассказом подтолкнула Фильку к осознанию своего злого поступка). 4 Мельник Панкрат. – Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке? (Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода) -Что посоветовал Фильке Панкрат?(Изобрести спасение от стужи). -Что придумал Филька? (на зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок) -Кто помогает Фильке исправить зло? (ребята, жители деревни) -Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут). Дополнительные вопросы: – Ребята, а мы всех помощников Фильки мы назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, кто же это? (Это сорока и летний ветер) – Как они помогли мальчику? ( Сорока позвала тёплый ветер) – Каков же результат взаимодействия всех помощников? (Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба) | Фронтально Слайд 5 Фронтально Слайд 6 Индивидуальное сообщение Устно Устно Слайд7 Работа с учебником. Слайд 8 Устно, фронтально Слайд 9 Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Слайд 10 Устно, фронтально. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Слайд 11 Устно, фронтально. | ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий; ПУД-1: знает содержание текста и героев сказки; ПУД-2: владеет элементами анализа текста; ПУД-3: умеет извлекать необходимую информацию; ПУД-4: устанавливает причинно – следственные связи; ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы; КУД-1: выполняет задание в сотрудничестве с одноклассником; ПУД-2: логически рассуждает, делает выводы; ПУД-6: извлекает необходимую информацию из текста; КУД-2: находит аргументы для обоснования собственной позиции; ЛР-4:ведёт диалог с классом и с учителем; РУД-2: отбирает нужные для решения учебной задачи эпизоды; РУД-3: анализирует свою деятельность с точки зрения выполнения поставленной задачи; КУД-3: выступает перед аудиторией сверстников с сообщениями |
IV.ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.) | ||
1ряд Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли, что это произведение по жанру сказка? -С какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные мотивы? (Сказочные сцены природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конём). 2рядЗапишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые. -Почему у Фильки не замёрзло сердце? 3 ряд Филька до разговора с бабкой и его поведение после (глаголы, прилагательные)Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу? (Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им). -Какие новые качества и черты характера появились у Фильки? (Доброта, сочувствие, уважение) Физминутка Разминка. Вышли из-за парты.(1 мин.) Если согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши, если не согласны – топаете. 1. Совершать зло – это хорошо. 2.Человек часто ошибается. 3.Когда поймешь свои ошибки, хочется их исправить. 4.Людей и животных можно обижать. 5.Нам нравится грубить окружающим людям. 6. Сообща можно преодолеть любые трудности. - Я рада, что вы правильно оценили данные ситуации. Продолжаем работать. 2.Закрепление знаний. – Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали? – Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию? Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице. Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром. Преодоление Исправление Раскаяние Осознание – Какова будет первая ступенька? (Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.) (Это преодоление.На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.) (Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.) (Исправление.Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.) -И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки. – Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил. – Как человек показывает, что оказался на высшей ступени? (Добрыми делами.Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно). – Итак, в чем смысл названия сказки? (Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно.Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика). -Когда хлеб становится теплым? (Когда все согреты теплом души, общая радость) | Работа в парах. Раздаточный материал. Слайд 12/ письменно на раздаточных листочках Слайд13 Фронтально Слайд14 Отвечают. Слушают ответы одноклассников. Высказывают свою точку зрения. Слайд 15 Устно, фронтально Слайд 16 Устно, фронтально. Высказывают свою точку зрения. | ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий; ЛР-3: даёт оценку авторской позиции, аргументирует свою точку зрения; ЛР-4:ведёт диалог с классом и с учителем; ПУД-1: знает содержание текста и героев сказки; ПУД-2: владеет элементами анализа текста; ПУД-3: умеет извлекать необходимую информацию; ПУД-4: устанавливает причинно – следственные связи; ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы; ПУД-6: извлекает необходимую информацию из текста; КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками; ПР-1: устанавливает связь названия произведения с его содержанием; ПР-4: расширяет знания о реальном и фантастическом в тексте; РУД-3: анализирует свою деятельность с точки зрения выполнения поставленной задачи |
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.) | ||
1. Рефлексия деятельности. - Какой был главный вопрос урока? - Как сейчас вы ответите на него? -Чему же учит сказка Паустовского? (Сказка учит правильно жить. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Так и сделал герой сказки – Филька.) - Что дал вам урок? Что в вас изменилось? 2. Домашнее задание. Выбор и запись домашнего задания. 1. Написать сочинение «Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». 2.Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского. 3.Написать синквейн. | Слайд17 Фронтально Высказывают свою точку зрения. Слайд18 Фронтально Слайд 19 Запись в дневник | РУД-2: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке; ЛР-1: определяет своё отношение к прочитанному; ЛР-3: даёт оценку авторской позиции, аргументирует свою точку зрения; ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы; ПР-2: определяет отношение автора к изображаемым событиям, поступкам героев; ПР-3: рассказывает о своём восприятии произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....