Рабочая программа Светская этика
календарно-тематическое планирование по литературе
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2016. Данная программа разработана с учетом психологических особенностей классов и опирается на следующие нормативные документы:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011»Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Используемый УМК
Учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2016 год
Особенности программы
Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, данный учебный курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цели и задачи обучения
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Цель курса «Основы светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Состав участников программы
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 классов. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей или лиц, их заменяющих.
Основные формы организации учебной деятельности
Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.
К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:
- беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
- взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
- взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
- интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
- драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
- ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
- составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
- написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Результаты изучения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметными результатами изучения ОРКСЭ являются:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
6 Поурочно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема
| Основные виды учебной деятельности обучающегося | Планируемые результаты | |||
предметные результаты | метапредметные | личностные | ||||||
Первая часть | ||||||||
1. |
|
| Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. . Коммуникативные: выражение своих мыслей. | формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества
| |
2 |
|
| Как всё начиналось. Древняя Русь | Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские., её географическое положение, природа, население. Различает национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
| |
3 |
|
| Как всё начиналось. Народы Поволжья. | Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
| |
4 |
|
| Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | Ведёт учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
| |
5 |
|
| Как всё начиналось. Народы Сибири | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
| - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
| |
6 |
|
| Культура каждого народа неповторима | Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
| - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
| |
7 |
|
| Традиционные религии народов России | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: уметь вести дискуссию | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |
8 |
|
| Традиционные религии народов России | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |
9 |
|
| Религиозная культура в ее многообразии. Народные и религиозные праздники. Встреча весны. | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
| Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |
10 |
|
| Народные и религиозные праздники. Новый год и Рождество. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
| восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |
11 |
|
| Народные и религиозные праздники. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |
12 |
|
| Народные и религиозные праздники. Шаббат. Пурим. Праздник Весак. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные:оценка нравственных норм Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
| восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |
13 |
|
| Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
| Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
| |
14 |
|
| Почитай родителей. Будь щедрым. | . Вести учебный диалог: обсуждение проблемы | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |
15 |
|
| Не завидуй. Не предавай. | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
| ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |
Вторая часть | ||||||||
16 |
|
| Будь терпим и честен. | Искать требующуюся литературу. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
17 |
|
| Человек – член общества | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
18 |
|
| Важные слова- этика, мораль, нравственность | знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |
19 |
|
| Об этике светской и религиозной | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
20 |
|
| Любовь к Родине – высшее нравственное чувство | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
21 |
|
| Семья – первая любовь человека | Рассказывать, какие традиции есть в семье обучающегося Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: понимать значение добра и зла. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |
22 |
|
| Дом согревает не печь, а любовь и согласие | Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций, Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. | принятие и уважение ценностей семьи и общества и стремления следовать им | |
23 |
|
| Труд на благо Родины | Выполнять адания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое благо Родины» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, фильмов, литературы. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
24 |
|
| Защита Родины – долг гражданина | Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | . Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
25 |
|
| Герои - патриоты | Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек на благо своей Родины Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
26 |
|
| Праздничные дни России | презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
27 |
|
| Любовь к природе – что это значит? | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Регулятивные:саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
28 |
|
| Делать добро! | Вести диалог . Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
29 |
|
| О сострадании и равнодушии | Участвовать в учебном диалоге:«О сострадании и равнодушии». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |
30 |
|
| Щедрость и милосердие | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу
Коммуникативные: выражение своих мыслей, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |
31 |
|
| Справедливость | Уясняет признаки, по которым можно судить о справедливости. Ведёт учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работает в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформляет вывод «Кого называют справедливым». | .Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |
32 |
|
| О честности, правдивости и лживости | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |
33 |
|
| Совесть – наших дел свидетель и судья | . Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» «каменное сердце» | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |
34 35 |
|
| Как правильно себя вести | Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациями «Какие правила этикета нарушают герои рисунков | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Электронные образовательные ресурсы
Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.
№ | Название |
|
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьныйклуб | |
5 | Начальнаяшкола | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Техническое обеспечение программы
- компьютер
- мультимедийноеоборудование
- принтер
- сканер
- документ – камера
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы православной культуры»
учащиеся научатся
- традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
- значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
- историю возникновения и распространения православной культуры,
- роль православной культуры в истории России
- основы духовной традиции православия,
- определения основных понятий православной культуры,
- взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
- описание священных сооружений,
- описание религиозных праздников и святынь православной культуры,
получат возможность научиться:
- толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
- видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
- описыватьразличные явления православнойдуховной традиции икультуры;
- излагать своё мнениео значенииправославной культурыв жизни людей, общества;
- анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
- быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- бережноотноситься к материальным и духовным ценностям;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.svet_.etik_.chetv_._vinogradova_n.f._vlasenko_v.i.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2016. Данная программа разработана с учетом психологических особенностей классов и опирается на следующие нормативные документы:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011»Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Используемый УМК
Учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2016 год
Особенности программы
Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, данный учебный курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цели и задачи обучения
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Цель курса «Основы светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Состав участников программы
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 классов. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей или лиц, их заменяющих.
Основные формы организации учебной деятельности
Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.
К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:
- беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
- взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
- взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
- интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
- драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
- ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
- составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
- написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Результаты изучения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметными результатами изучения ОРКСЭ являются:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
6 Поурочно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающегося | Планируемые результаты | |||
предметные результаты | метапредметные | личностные | ||||||
Первая часть | ||||||||
1. | Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. . Коммуникативные: выражение своих мыслей. | формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества | |||
2 | Как всё начиналось. Древняя Русь | Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские., её географическое положение, природа, население. Различает национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
3 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
4 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | Ведёт учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
5 | Как всё начиналось. Народы Сибири | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
6 | Культура каждого народа неповторима | Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
7 | Традиционные религии народов России | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: уметь вести дискуссию | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
8 | Традиционные религии народов России | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
9 | Религиозная культура в ее многообразии. Народные и религиозные праздники. Встреча весны. | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
10 | Народные и религиозные праздники. Новый год и Рождество. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
11 | Народные и религиозные праздники. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
12 | Народные и религиозные праздники. Шаббат. Пурим. Праздник Весак. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные:оценка нравственных норм Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | |||
13 | Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
14 | Почитай родителей. Будь щедрым. | . Вести учебный диалог: обсуждение проблемы | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |||
15 | Не завидуй. Не предавай. | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |||
Вторая часть | ||||||||
16 | Будь терпим и честен. | Искать требующуюся литературу. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
17 | Человек – член общества | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
18 | Важные слова- этика, мораль, нравственность | знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |||
19 | Об этике светской и религиозной | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
20 | Любовь к Родине – высшее нравственное чувство | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
21 | Семья – первая любовь человека | Рассказывать, какие традиции есть в семье обучающегося Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: понимать значение добра и зла. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | |||
22 | Дом согревает не печь, а любовь и согласие | Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций, Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | принятие и уважение ценностей семьи и общества и стремления следовать им | |||
23 | Труд на благо Родины | Выполнять адания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое благо Родины» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, фильмов, литературы. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
24 | Защита Родины – долг гражданина | Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | . Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
25 | Герои - патриоты | Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек на благо своей Родины Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
26 | Праздничные дни России | презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
27 | Любовь к природе – что это значит? | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Регулятивные:саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
28 | Делать добро! | Вести диалог . Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
29 | О сострадании и равнодушии | Участвовать в учебном диалоге:«О сострадании и равнодушии». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |||
30 | Щедрость и милосердие | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |||
31 | Справедливость | Уясняет признаки, по которым можно судить о справедливости. Ведёт учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работает в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформляет вывод «Кого называют справедливым». | .Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |||
32 | О честности, правдивости и лживости | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |||
33 | Совесть – наших дел свидетель и судья | . Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» «каменное сердце» | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | |||
34 35 | Как правильно себя вести | Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациями «Какие правила этикета нарушают герои рисунков | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Электронные образовательные ресурсы
Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьныйклуб | |
5 | Начальнаяшкола | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Техническое обеспечение программы
- компьютер
- мультимедийноеоборудование
- принтер
- сканер
- документ – камера
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы православной культуры»
учащиеся научатся
- традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
- значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
- историю возникновения и распространения православной культуры,
- роль православной культуры в истории России
- основы духовной традиции православия,
- определения основных понятий православной культуры,
- взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
- описание священных сооружений,
- описание религиозных праздников и святынь православной культуры,
получат возможность научиться:
- толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
- видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
- описыватьразличные явления православнойдуховной традиции икультуры;
- излагать своё мнениео значенииправославной культурыв жизни людей, общества;
- анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
- быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- бережноотноситься к материальным и духовным ценностям;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по этике для 7 класса
Адаптированная образовательная программа по этике для 7 класса...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО этике 11 КЛАСС
Рабочая программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки у...
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.
Рабочая программа для специальной школы....
Адаптированная рабочая программа по этике для учащихся с ОВЗ. 10-11 класс.
Цель программы.1. Воспитание нравственно — этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.2. Cоздание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей д...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по этике 02/10/17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по этике для 7 классов составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнокова,В соответств...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...