Технологическая карта урока в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина».
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Изучение творчества А.С.Пушкина вызывает у учащихся живой интерес. Роман в стихах "Евгений Онегин" позволяет учащимся не только ознакомиться с историей русской жизни, историей любви между Татьяной и Евгением, но и создать условия для формирования коммуникативной и языковых компетенций через развитие познавательной активности учащихся по теме, что будет способствовать воспитанию нравственности; показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа; проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев; выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу; обозначить своеобразие финала романа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока в 9 классе | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока литературы в 9б классе
Подготовила и провела
учитель ГБОУ школы №598
Приморского района Санкт-Петербурга
Дели Галина Ивановна
Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | |
Проверка домашнего задания. Формулирование темы и цели урока. Актуализация изученного. | 1. Проверка домашнего задания. (Письменный опрос) 1. Где разворачиваются действия второй главы романа? 2. Как звали соседа Онегина, брюнета с геттингенской душой? 3. Какими величайшими поэтами Германии восторгался Владимир Ленский? 4. Какое выражение из второй главы вошло в нашу жизнь и стало крылатым? 5. Романы какого английского писателя особенно нравились Татьяне? 7. Почему Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина? Учитель: Ребята, сдаём работы, спасибо. А сейчас обратите внимание на гравюры, иллюстрации, книги, письма, портреты, показанные в презентации. Попробуйте сформулировать тему и цель урока. (Учитель помогает.)
Учитель: Итак, мы сегодня на уроке проследим эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина. А как вы понимаете «эволюция взаимоотношений»? (Ответы. Работа со словарём) 2. Беседа по вопросам. Блиц-опрос. 1.Какое впечатление Онегин произвёл на Татьяну? 2.Кому Татьяна признаётся, что влюблена? 3.Как поступает Онегин? (Зачитать.) 4.Почему для Пушкина Татьяна – любимый идеал женской красоты? (Зачитать.) 5.Между кем и по какой причине произошла дуэль? Каков её исход? 6.Куда и зачем отправили Татьяну? Как её приняла Москва? 3. Работа с иллюстрациями и с текстом. Найдём в тексте фрагменты к этим работам. (Ребята работают в группах) 4. Практическая работа. (Заполнение таблицы) "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина" Общее / Различное 1. Самобытность Татьяны / "неподражательная странность Онегина". 2. Ее мечтательность / его "мечтам невольная преданность". 3. Она скучает в обществе / он нелюдим. 4. Ему "труд упорный был тошен" / "ее изнеженные пальцы не знали игл". 5. И он, и она любят читать, находят утешения в книгах. - Близость Татьяны к "народным основам жизни" / оторванность Онегина от народных корней. - Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны / жизненный опыт у Онегина. - Татьяна никогда не разочаровывалась / Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован. - Татьяна находит свое место в жизни / Онегин же не сумел этого сделать. Учитель. Нам ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их дальнейшую судьбу. | ТОУУ Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, выявлять аналогии. Формулировать тему и цель урока Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Извлекать информацию из текста. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, выявлять аналогии Осуществлять познавательную рефлексию. |
Открытие нового знания | Учитель. История Онегина и Татьяны: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна. Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Следует добавить, что герой Пушкина - меняющийся герой. Онегин меняется от главы к главе. Скажите, что было с Онегиным после дуэли с Ленским? (Отвечает подготовленный ученик, очень кратко о путешествии Онегина) Учитель. Посмотрите, каким предстает перед нами Онегин в заключительной главе романа. Что произошло с ним? В чем причина этих перемен? Как складывается теперь его жизнь? (Отвечает подготовленный ученик. Класс записывает основные положения.) Итак, Онегин в 8 гл. вновь в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в I главе. Но если в I главе свет благосклонно принял Онегина, то теперь свет считает Онегина чужим; если в I главе Онегин слегка презирает свет, то в VIII главе он его ненавидит. Обратимся к тексту. (Слайды презентации) Ученики зачитывают и делают вывод: как и в I главе Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь была для него "наукой страсти нежной", которой он в совершенстве овладел. Теперь - он сам любит горячо, искренне, страстно. В его жизнь вторгается любовь, затмившая собою все… "он хранит письмо, где сердце говорит, где все наружу, все на воле". Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, по-иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становится предметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоценивает совершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах. Учитель. А что же по-вашему изменилось в Татьяне? (Ответы: Появление Татьяны в VIII главе вызывает удивление и читателя, и героя. Это уже не "сельская барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной, бедной и простой" перед Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя сила, интенсивная душевная жизнь - все это живо в героине. "Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне", - утверждает Н. Долинина. Татьяна уже давно разгадала Онегина. («Кто б ни был он, уж верно был не Грандисон»). Но теперь она любит его такого, какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала, присвоив себе "чужой восторг, чужую грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из книг страданиями, а своими собственными). Учитель. Итак, мы видим, что два человека любят друг друга, страдают, причем каждый по-своему, чтобы лучше понять движения их сердец, обратимся к их письмам. Письмо Татьяны проникнуто "умом и волею живой и сердцем, сердцем пламенным и нежным". | Познавательные УУД Владеть навыками чтения и аудирования (выборочного). Создавать модели объектов. Производить анализ информации с помощью ИКТ. |
Практика. | Учитель. Два письма главных героев. В чем же они сходны между собой? Эти письма построены по одинаковому композиционному плану, в отдельных частях совпадают по синтаксическим конструкциям. (Проекция текста на экран). Инсценировка . (Ученица читает наизусть письмо Татьяны, ответ Онегина. Ученик находит в тексте слова и зачитывает. Ученик наизусть читает письмо Онегина Татьяне и её ответ. Ученица зачитывает.) Учитель: Спасибо, а теперь постарайтесь дать ответ вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь Онегина. (Проекция на экране точек зрения. Возможные ответы: возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать несчастным другого человека.(Обсуждение возможных ответов) Учитель: Да, верно, Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани".А может быть героиня боится мнения света, она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил восстать против судьбы. Учитель: Составьте синквейн.( В группах) Онегин Опытный, модный, путешествует, любит, дает совет, искренне полюбил Татьяну, модный dandy. Татьяна Милая, нежная, читает, любит, переживает, верна своему мужу, идеальна. (Ученики зачитывают, обсуждают, записывают в тетради из черновиков окончательные варианты) | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. |
Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного). Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять модель, составлять схему). | ||
Рефлексия. Итог урока. | Рефлексия Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминала, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин. Ф.М.Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина». Учитель. Итак, какая точка зрения вам ближе? (Обмен мнениями). Белинский о Татьяне: "Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины". Учитель. Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и принципиальным, -подчеркивал Ю. Лотман. Знакомство со словами В.Г. Белинского. "Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? - мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки... Что сталось с Онегиным потом? ... Не знаем, да и на что нам знать, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, и роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать..." Учитель: Спасибо, мы сегодня вместе проследили эволюцию взаимоотношений героев. Роман никого не оставил равнодушным. Проходят века, а проблемы, поднятые великим классиком, актуальны и сегодня. Поразмышляйте об этом. | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Отметки за урок. Домашнее задание. | Отметки за письменную работу, за работу в группах и активную деятельность в течение урока. Д/З: подготовиться к сочинению по роману. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»
Цель: P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Конспект урока литературы в 9 классе...
Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"
Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...
Тема :"Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина." (Урок литературы в 9 классе).
Тема :"Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина." (Урок литературы в 9 классе)....