Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и
Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;
Проследить эволюцию их взаимоотношений;
Обобщить материал по темам «Образ Татьяны Лариной» и « Образ
Евгения Онегина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_9_klassevolyutsiya_vzaimootnosheniy_tatyany_larinoy_i_evgeniya_onegina.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина»
(по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Составила: учитель русского языка и литературы
Чуланова Т.А.
Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина(запись в тетради)
Цели урока: 1 Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и
Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;
2. Проследить эволюцию их взаимоотношений;
3.Обобщить материал по темам «Образ Татьяны Лариной» и « Образ
Евгения Онегина»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
В.Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни” еще в I четверти XIX века. И мы сегодня продолжаем видеть в романе все грани “русской жизни” того периода, но содержание произведения шире, оно ставит вечные общечеловеческие проблемы. Одной из них является любовь. Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.
Сила любви, способность испытать это чувство зависит от личности человека. А сейчас давайте обратимся к главным героям романа А. С Пушкина. Вспомним предысторию их отношений, проанализируем образы Евгения и Татьяны. Ведь большая часть романа уже прочитана вами.
2. Проверка домашнего задания. (1-8 слайды)
Евгений Онегин
Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. То есть мы видим, что Онегин получил весьма поверхностное образование, которого, однако, было достаточно для того, чтобы “свет решил, что он умен и очень мил”.
Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны. Но все это ужасно надоело Онегину, и он “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился — и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел”. То есть пушкинский герой — дитя этого общества, но в то же время он чужд ему. “Томясь душевной пустотой”, Онегин разочаровывается в жизни, впадает в депрессию. Он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, в частности — писать, но “ничего не вышло из пера его”.
он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Онегин убивает Ленского опять же потому, что он не смог возвыситься над мнением общества, которое сам в душе презирал.
Дополнительные вопросы(слайды 3,4)
Татьяна Ларина
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русскою душой".
Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.
С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная.
Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “милых преданий простонародной старины”, русских снов служит тому доказательством.
Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина “не шутя”,
серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты.
Дополнительные вопросы (слайды 5,6)
3. Взаимоотношения Татьяны и Онегина
Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?
( Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)
- Какие черты характера Онегина проявляются в сцене объяснения? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», )
- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?
( Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.). Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».
Анализ 8 главы романа
- об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;
о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.
Каким Онегин приезжает в столицу(7главка)
Впечатление от появления Татьяны(14 главка)
Реакция Онегина на появление Татьяны(глава 12)
Как ведет себя Татьяна, увидев Онегина(глава 18)
Что поразило Онегина в новой Татьяне(19-20 главы)
Проследите по тексту, как развивается чувство Онегина (Соснина А.)
Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.
Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему? (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)
- Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)
- А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)
- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!»)
В этой главе рассказывается о событиях, произошедших через несколько лет после гибели Ленского, которая в какой-то мере и разлучила героев. Они вновь встречаются на балу. Читатель узнает, что Татьяна теперь - уже замужняя дама, из провинциальной девочки она превратилась в светскую даму, "законодательницу зал, хотя по-прежнему сохраняет свою индивидуальность: "Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней.... Онегин даже не сразу узнает ее на балу. А вот сам он за эти годы практически не изменился: "Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.
Анализ письма Онегина
Вопросы для анализа
Просмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:
Как Онегин оценивает свое поведение во время объяснения в саду?
Какие ошибки он признает?
Что стало, по мнению Онегина, причиной их расставанья?
Как изменилась жизнь Онегина после встречи с Татьяной?
Объясняет ли Онегин в письме, чего он хочет от Татьяны?
Искренен ли Онегин?
Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности и пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!.. Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду,следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами… И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны. «Все решено: я в вашей воле», – пишет Онегин,
«Последнее свидание»
- Послушайте запись и ответьте на вопросы:
- Каким тоном начинает своё объяснение с Онегиным Татьяна?
- Справедливы ли обвинения Татьяны?
- В чём она его обвиняет?
- Верит ли сама Татьяна в справедливость своих обвинений?
- Найдите доказательства того, что Татьяна внутренне не изменилась.
- Каково мнение Татьяны о жизни в светском обществе?
- Какой женский идеал воспевает здесь Пушкин?
Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.
- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)
- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)
- Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захотел».)
- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)
- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».
Герои как будто поменялись ролями. Теперь Онегин "в тоске любовных помышлений И день и ночь проводит.... Казалось бы, Татьяна должна быть рада: теперь Онегин влюблен в нее, страдает. Но она не обнаруживает своих чувств ни при первой встрече ("Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна... У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.), ни впоследствии, когда Онегин признается ей в своих чувствах в письме ("Она его не замечает, Как он ни бейся, хоть умри); напротив, она возмущена:
Как сурова! Его не видит, с ним ни слова; У! как теперь окружена Крещенским холодом она! Как удержать негодованье Уста упрямые хотят! На сем лице лишь гнева след... Не выдержав ожидания, Онегин едет в дом кТатьяне и что же видит? Княгиня перед ним, одна, Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слезы льет рекой, Опершись на руку щекой. О, кто б немых ее страданий В сей быстрый миг не прочитал! <Татьяна продолжает любить Евгения, она сама признается ем<У в этом. В третьей главе автор пишет, рассказывая о ее <Чувствах к Онегину: "<Пора пришла, она влюбилась. Казалось бы, это чувство первой влюбленности должно было быстро пройти, ведь Евгений ответил ей взаимностью, более того, зная о влюбленности Тани, ухаживает за Ольгой на именинах. Даже проповедь Евгения в саду не повлияли на чувства Татьяны. Что же мешает героине ответить взаимностью Онегинуу сейчас? Может, она не уверена в искренности его чувства? Татьяна спрашивает у Онегина:
е думаю. Татьяна - цельная натура. Хотя воспитана она была на французских романах ("Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо), понятия "семья, "супружеская верность для нее не простые слова. Хотя мужа она и не любит, нравственные принципы не позволяют ей изменить ему:
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю, в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть “постыллой жизни мишуру”, сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу
ІІІ. Заключительная часть урока
Выводы по теме урока
VIII глава занимает совершенно особое место в композиции романа потому, что в ней зеркально отразился сюжет первых семи глав.
- История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.
- Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет".
Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.
- 8. Какие ошибки совершили они оба? Была ли возможность у них быть счастливыми вместе?
(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)
Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.
- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…
Вывод (учитель): наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин.
Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 11 классе I вида."Евгений Онегин".Дуэль
Данная призентация может быть испльзована при изучении романа " Евгений Онегин" для раскрытия истинной причины дуэли и ееё последствий для персрнажей романа....
Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....
Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)
Цели урока:· познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...
Урок литературы на тему "А.С. Пушкин. "Евгений Онегин". Взаимоотношения главных героев"
Конспект урока представляет методику технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Шесть шляп"....
Конспект урока литературы на тему "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
разработка урока литературы в 9 классе...