Открытый урок в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9_klasse_evgeniy_onegin.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина»

  (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина(запись в тетради)

 Цели урока: 

  1. Проанализировать сюжетную линию романа:  любовь Татьяны  и  Евгения  

 Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви.

2. Проследить эволюцию их взаимоотношений

3.Обобщить материал по темам «Образ Татьяны Лариной» и « Образ                

                           Евгения Онегина»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

      В.Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни” еще в I четверти XIX века. И мы сегодня продолжаем видеть в романе все грани “русской жизни” того периода, но содержание произведения шире, оно ставит вечные общечеловеческие проблемы. Одной из них является любовь. Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

      Сила любви, способность испытать это чувство зависит от личности человека.  А сейчас давайте обратимся к главным героям романа А. С Пушкина.  Вспомним предысторию их отношений,  проанализируем образы Евгения и Татьяны. Ведь большая часть романа уже прочитана вами.

2. Проверка домашнего задания. 

Евгений Онегин

Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. То есть мы видим, что Онегин получил весьма поверхностное образование, которого, однако, было достаточно для того, чтобы “свет решил, что он умен и очень мил”.

Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны. Но все это ужасно надоело Онегину, и он “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился — и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел”. То есть пушкинский герой — дитя этого общества, но в то же время он чужд ему. “Томясь душевной пустотой”, Онегин разочаровывается в жизни, впадает в депрессию. Он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, в частности — писать, но “ничего не вышло из пера его”.

 он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Онегин убивает Ленского опять же потому, что он не смог возвыситься над мнением общества, которое сам в душе презирал.

Дополнительные вопросы

Татьяна Ларина

        В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей.  Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русскою душой".

Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

               Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой,  Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “милых преданий простонародной старины”, русских снов служит тому доказательством.

Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина “не шутя”,

серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты.

Дополнительные вопросы

3. Взаимоотношения Татьяны и Онегина

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

( Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

- Какие черты характера Онегина проявляются в сцене объяснения? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», )

- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?

( Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.).  Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Анализ 8 главы романа

- об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

Каким Онегин приезжает в столицу

Впечатление от появления Татьяны

Реакция Онегина на появление Татьяны

Как ведет себя Татьяна, увидев Онегина?

Что поразило Онегина в новой Татьяне?

Проследите по тексту, как развивается чувство Онегина

Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

 Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

 (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

- Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») 

 В этой главе рассказывается о событиях, произошедших через несколько лет после гибели Ленского, которая в какой-то мере и разлучила героев. Они вновь встречаются на балу. Читатель узнает, что Татьяна теперь - уже замужняя дама, из провинциальной девочки она превратилась в светскую даму, "законодательницу зал, хотя по-прежнему сохраняет свою индивидуальность: "Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней.... Онегин даже не сразу узнает ее на балу. А вот сам он за эти годы практически не изменился: "Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

 Анализ письма Онегина

Вопросы для анализа

Просмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:

Как Онегин оценивает свое поведение во время объяснения в саду?

Какие ошибки он признает?

        Что стало, по мнению Онегина, причиной их расставанья?

        Как изменилась жизнь Онегина после встречи с Татьяной?

        Объясняет ли Онегин в письме, чего он хочет от Татьяны?

        Искренен ли Онегин?

Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности и пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!.. Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду,следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами… И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает себя побежденным:

Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны. «Все решено: я в вашей воле», – пишет Онегин, 

«Последнее свидание»

  • Послушайте запись и ответьте на вопросы:
  1. Каким тоном начинает своё объяснение с Онегиным Татьяна?
  2. Справедливы ли обвинения Татьяны?
  3. В чём она его обвиняет?
  4. Верит ли сама Татьяна в справедливость своих обвинений?
  5. Найдите доказательства того, что Татьяна внутренне не изменилась.
  6. Каково мнение Татьяны о жизни в светском обществе?
  7. Какой женский идеал воспевает здесь Пушкин?

 Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне?

 (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

- Как вы считаете: она права?

 (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захотел».)

- Что понимают они оба?

(что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

- Почему Татьяна просит оставить её?

 (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Герои как будто поменялись ролями. Теперь Онегин "в тоске любовных помышлений И день и ночь проводит.... Казалось бы, Татьяна должна быть рада: теперь Онегин влюблен в нее, страдает. Но она не обнаруживает своих чувств ни при первой встрече ("Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна... У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.), ни впоследствии, когда Онегин признается ей в своих чувствах в письме ("Она его не замечает, Как он ни бейся, хоть умри); напротив, она возмущена:

Как сурова! Его не видит, с ним ни слова; У! как теперь окружена Крещенским холодом она! Как удержать негодованье Уста упрямые хотят! На сем лице лишь гнева след... Не выдержав ожидания, Онегин едет в дом к Татьяне и что же видит? Княгиня перед ним, одна, Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слезы льет рекой, Опершись на руку щекой. О, кто б немых ее страданий В сей быстрый миг не прочитал! <Татьяна продолжает любить Евгения, она сама признается ем<У в этом. В третьей главе автор пишет, рассказывая о ее <Чувствах к Онегину: "<Пора пришла, она влюбилась. Казалось бы, это чувство первой влюбленности должно было быстро пройти, ведь Евгений ответил ей взаимностью, более того, зная о влюбленности Тани, ухаживает за Ольгой на именинах. Даже проповедь Евгения в саду не повлияли на чувства Татьяны. Что же мешает героине ответить взаимностью Онегинуу сейчас? Может, она не уверена в искренности его чувства? Татьяна спрашивает у Онегина:

е думаю. Татьяна - цельная натура. Хотя воспитана она была на французских романах ("Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо), понятия "семья, "супружеская верность для нее не простые слова. Хотя мужа она и не любит, нравственные принципы не позволяют ей изменить ему:

Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю, в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

 Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть “постыллой жизни мишуру”, сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу       

ІІІ. Заключительная часть урока

                                                             Выводы по теме урока

VIII глава занимает совершенно особое место в композиции романа  потому, что в ней зеркально отразился сюжет первых семи глав.

-  История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.

-  Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет".

Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

- 8. Какие ошибки совершили они оба? Была ли возможность у них быть счастливыми вместе?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Вывод (учитель):  наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин.

Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема "Татьяна и Ольга Ларины".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - "Татьяна и Ольга Ларины"....

Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...

Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"

Проанализировать сюжетную линию романа:  любовь Татьяны и                   Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...

Технологическая карта урока в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина».

Изучение творчества А.С.Пушкина вызывает у учащихся живой интерес. Роман в стихах "Евгений Онегин" позволяет учащимся не только ознакомиться с историей русской жизни, историей любви между Та...