Урок по литературе 6 класс. Художественные особенности рассказов А.П. Чехова
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок посвящен анализу рассказов А.П.Чехова. Это второй урок по теме: «Футлярная трилогия» А.П.Чехова. Тип урока – открытие нового знания в технологии проектной деятельности. При планировании данного урока было важно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся сумели за возможно короткое время и при большом объеме материала не просто усвоить новые знания, но и выполнить основополагающую цель серии уроков по творчеству А.П.Чехова. Такой целью является формирование собственной позиции по нравственно-эстетической проблеме – «Как я понимаю, что такое счастье?» Именно это и определило формат урока – учебный проект. Именно учебный проект позволил совместить два важных аспекта учебной деятельности на уроке: 1) получение предметных знаний и 2) производство продукта, позволяющего систематизировать полученные знания и перейти на новый уровень обучения – применение полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_osobennosti_rasskazov_a.p._chehova.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественные особенности рассказов А.П. Чехова.
Ход урока.
I Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы продолжаем работу над произведениями А.П. Чехова.
- Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? Какой рассказ изучали на прошлом уроке? («Хирургия»)
Посмотрите на портреты А.П. Чехова. Как вы думаете, каким человеком в жизни был Антон Павлович? (серьезный, грустный).
Но оказывается, в жизни Чехов очень любил шутки, розыгрыши, смех. Те, кто знал его, так характеризовали писателя: гостеприимный, общительный, щедрый, энергичный, веселый…
К. Чуковский пишет, что Чехов очень любил «работать с людьми и скитаться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними… веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним». Он очень любил всякие розыгрыши, и разыгрывал не только своих друзей. Однажды он купил большой арбуз завернул его в плотную бумагу, тщательно перевязал и вручил на улице городовому (что-то вроде сегодняшнего милиционера) со словами: «Держи крепче, братец! Это бомба!» и городовой с ужасом нес «бомбу» на вытянутых руках в участок, где развернул бумагу – и обнаружил арбуз.
Умение веселиться, замечать веселое в жизни отразилось и в творчестве Чехова.
Посмотрите на иллюстрации. Узнали произведение? «Каштанка», «Хирургия»)
А какие это рассказы - веселые или грустные?
Веселые рассказы, которые вызывают наш смех, называются юмористическими.
- Что такое юмор?
Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
- Над чем смеется Чехов в рассказе «Хирургия»?
- Над теми «докторами», которые берутся лечить, не умея этого делать:
- Над теми, кто доверяется таким «докторам».
Надо сказать, что Чехов сам был врач по образованию и очень хороший доктор, поэтому–то и презирал горе – докторов, таких, как герой этого рассказа.
II Цель урока.
Сегодня мы обратимся к еще одному рассказу Чехова на тему лечения – к рассказу «Лошадиная фамилия».
Мы прочтем его вместе и попробуем определить основные художественные особенности рассказов Антона Павловича Чехова.
У вас на столах лежат листочки, с которыми мы будем работать на уроке.
III Аналитическая беседа.
- С чего начинаются рассказы писателя? (С заглавия).
- Давай попробуем определить, в чем особенность заглавий у Чехова.
Прочтите несколько заглавий. Что в них особенного?
- Какие по размеру названия произведений? (короткие.)
Антон Павлович считал, что заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.
Итак, первая художественная особенность.
1. Запись на листочках.
Заглавие простое, предельно краткое.
- Теперь обратимся к содержанию. Можно ли рассказ назвать юмористическим?
История о мучениях генерала, страдающего от зубной боли, кажется вовсе не смешной.
- Что же вызывает смех при чтении рассказа «Лошадиная фамилия»?
-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?
(Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка).
-А что вам показалось особенно смешным?
«Лошадиные» фамилии.
- Давайте вспомни эти фамилии. Сколько всего фамилий придумано?
Когда и почему прекратился процесс создания лошадиных фамилий?
- О каком качестве чеховского таланта свидетельствует этот список? Изобретательность, остроумие.
- А теперь поднимите руки, у кого когда-нибудь болел зуб?
- Что делает человек, когда у него болит зуб?
- А что делает генерал?
- Почему он прибегает к разным несуразным средствам?
- Вы только подумайте: генерал - и боится! Вам это не кажется смешным??
- Что же делают остальные персонажи?
- Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? Иван Евсеич
- Почему считаете, что это самый несоответствующий способ?
Итак, ребята, мы выяснили, что смешное в рассказе строится на несоответствиях.
- Какое несоответствие кажется вам самым смешным? (Все вспоминают «лошадиные» фамилии, а оказалось, что эта фамилия – Овсов!
Несоответствие.
Генерал, а показывает кукиш, как мальчишка.
Тоже несоответствие.
Вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает.
Опять несоответствие.
Вот мы и раскрыли секрет смешного.
Юмор Чехова строится на … несоответствиях!
Запись на листочках.
- А теперь посмотрим, как автор передает речь героев?
Речь генерала. Смотрим в текст.
« Ну?… Ну, что же? Скорей думай!»
« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу пошлешь», «накося»
(В его речи автор подчеркивает повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные раздражением)
- Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас. Почему?
(Генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам неторопливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).
- Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?
Вспоминает забытую им фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Раннее, назвав фамилию Овсов «лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.
- Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.
- Как ведет он себя вначале (уверенно, неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном положении, а самое главное – фамилию - забывает).
-Как после этого меняется поведение героя? (Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию, опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)
- Какова речь приказчика? (Бедная, неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)
Через речь Ивана Евсеича Чехов превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика.
Таким образом, речь - это еще один литературный прием, который помогает создать образ героя и часто вызывает смех читателя.
Запись. Индивидуальная неповторимость речи героев. Речь – основа характеристики героев.
- Какими же вы представляете себе главных героев рассказа?
- Если бы вы рисовали иллюстрации к этому рассказу, чтобы вы изобразили?
Словесное рисование
А теперь посмотрите, какие иллюстрации я подобрала.
- Обратим внимание на разницу между речью автора и речью героев. В чем своеобразие чеховской фразы?
- Чего больше в рассказе – глаголов, существительных или прилагательных? Сделайте ваши выводы на материале любого абзаца текста.
-А какими знаками препинания заканчиваются предложения рассказа?
Чаще всего это простые предложения, большое количество глаголов; много многоточий, что указывает на избыток чувств говорящих.
2. Запись на листочках.
Речь:, простые предложения, много глаголов, почти нет эпитетов.
Лаконизм - краткость и четкость в выражении мысли, по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители древней Лаконии.
- Как знакомит нас писатель со своими героями? Рисует ли их подробные портреты? (Чаще всего подробное описание автор заменяет яркой художественной деталью).
- Что такое художественная деталь? Выразительная, запоминающаяся подробность, с помощью которой автор рисует ситуацию, персонаж, характер.
Найдите описание акцизного Якова Васильевича. Какие детали дополняют его характеристику? («чудодейственный господин»). А как рисуются другие герои? Чувствуется ли в этих портретах авторское отношение к ним?
3. Запись на листочках .
«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
Художественная деталь – одна из главных особенностей рассказов Чехова. Давайте посмотрим, как же в других рассказах Чехов использует этот прием.
Слайды.
А теперь вернемся к рассказу «Лошадиная фамилия».
- Как развивается действие рассказа? Быстро, динамично.
- Вспомните и назовите элементы композиции. (Завязка, кульминация, развязка).
На примере рассказа «Лошадиная фамилия» докажите, что Чехов строит свои рассказы традиционно, т.е. в них есть завязка, кульминация, развязка. (Учащиеся называют элементы композиции в рассказе).
4. Запись на листочках .
Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка) характерна для рассказов Чехова.
Найдите завязку в рассказе «Лошадиная фамилия». Прочитайте ее.
«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы».
Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось.
Столь же стремительно оно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб».
5. Запись на листочках
Краткие завязка и развязка
Скажите, ребята, чего в рассказе Чехова больше: описания, повествования или диалога? (Диалога).
Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)
6. Запись в тетради.
Диалоговое построение рассказа.
IV Подведение итогов.
- Каковы же художественные особенности рассказов Чехова? (Обобщение по записям.)
- С помощью каких художественных приемов Чехов сделал рассказ смешным?
(яркое заглавие, сюжет, динамичное действие, несоответствия причины и следствия, речь персонажей, портретная характеристика героев)
Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, наличием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, обилием сценичных диалогов, юмором.
- Над чем же смеется Чехов? Писатель, врач по образованию, смеется над невежеством генерала, пренебрегающего услугами врача и готового обратиться за помощью «хоть к черту». Высмеивает суеверие, необразованность, темноту.
- Каков юмор автора: злой, добродушный? (Добродушный) Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опасно.
- Актуален ли рассказ сегодня?
- Встречаются ли сегодня в нашей жизни забавные случаи? Приведите примеры смешного. Юмористические рассказы Чехова А.П. доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.
Мы продолжаем учиться у А.П. Чехова говорить кратко, но емко, полно и образно.
-А какие иллюстрации к рассказу вы бы нарисовали?
V Творческое задание.
Теперь, зная стилистические особенности рассказов Чехова, я хочу вам предложить самостоятельно придумать короткий юмористический рассказ, о каком-либо случае, свидетелем или участником которого вы были.
Начать можно в классе, продолжить дома.
VI Итоги урока.
Что нового вы узнали, открыли в творчестве Чехова? Были ли трудности в работе? Какие?
Эмоциональный финал урока.
На доске маски.
- Соответствуют ли маски теме и настроению нашего урока?
У писателей всегда с собой записная книжечка. Очень любил записные книжечки Антон Павлович. Он записывал туда темы, остроумные мысли, афоризмы.
И сегодня на память о встрече я хочу подарить вам вот эти блокнотики, может быть, кто-то из вас станет писателем...
Желаю вам творческих успехов. (В каждом блокноте записано одно из мудрых изречений А.П.Чехова)
VII Домашнее задание. Написать короткий юмористический рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)
Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...
Урок по литературе "Собачья верность (по рассказу А.П. Чехова "Каштанка")
Открытый урок, 5 класс...
Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....
Урок литературы в 6 классе "Стилевые особенности рассказов Чехова"
Урок литературы в 6 классе по изучению рассказов АП Чехова, разработанный по требованиям ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода...
Урок по литературе на тему "Проблематика рассказа А.П. Чехова "О любви"
Данная разработка урока создана с целью определения проблематики произведения А.П.Чехова, а также ознакомления учащихся с новым для них понятием "психологизм". В ходе урока отрабатываются на...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....