Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
план-конспект урока по литературе

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств происходит метаморфоза героя в худшую сторону? Для этого обратимся к тексту.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatur1.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный)

по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

 

Тема урока: «От доктора Дмитрия Старцева - к Ионычу»

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Вид урока: урок-размышление Форма урока: комбинированный урок Метод: репродуктивный

 

Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная работа; элементы анализа.

 

Цели урока:

· образовательная: литературно-критический анализ глав рассказа

· воспитательная: осознание причин духовной гибели человека (на примере личности главного героя)

· развивающая: развитие аналитического мышления и культуры монологической речи

 

Оборудование: · портрет А. П. Чехова в классе на стене; · на партах книги с рассказом «Ионыч»; · отпечатанные на листе бумаги стих. Дельвига «Элегия» и стихотворение  Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

 

Оформление доски:

· тема: От доктора Старцева - к Ионычу (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

· эпиграф: Человека создает сопротивление окружающей среде. А. М. Горький

· слева слова: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»,- писал А. П. Чехов.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку

 

2.Мотивация учебной деятельности. - Мы продолжаем знакомство с рассказом А. П. Чехова «Ионыч» (накануне был урок по истории создания и композиции рассказа).

 

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств происходит метаморфоза героя в худшую сторону? Для этого обратимся к тексту.

 

3.Вопрос к классу: - Сколько глав имеет рассказ? - Да, рассказ состоит из 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя. - Проследим же путь от Старцева к Ионычу по главам.

 

5. Работа с текстом (по главам)

 

I глава - Обратимся к 1-ой главе и ответим на вопрос: -Каким мы видим Старцева в начале рассказа? -Что мы узнаём о семье Туркиных и когда Старцев решается посетить её? -Какое настроение доктора до посещения? -Какую песню он напевает? -О чём говорят слова «.. ещё я не пил слёз из чаши бытия» -Какие впечатления он получил от знакомства с семьёй? -Каково материальное положение Дмитрия? С каким настроением он засыпает?

 

Задания по главе Озаглавьте первую главу, выделите в ней главную мысль, характеризующую Старцева и запишите у себя в тетради. («Весна жизни», «Пройдя 9 вёрст… он не чувствовал усталости.»)

 

I I глава -Каким мы видим нашего героя во второй главе? Как её можно озаглавить? -Через какой промежуток времени Старцев побывал у Туркиных? -Чехов пишет, что Старцев стал бывать у Туркиных « часто, очень часто …» Как вы думаете, почему? -Каково материальное положение Дмитрия?

 

Задания по главе Озаглавьте вторую главу, выделите в ней главную мысль, характеризующую Старцева и запишите у себя в тетради. («Любовь», «… ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы это не стало») Зачитать сцену на кладбище. Чехов изменения в жизни своего героя характеризует изменениями, происходящими в природе: если в начале рассказа была весна, то сейчас – «приближалась осень»

 

III глава - Сколько времени прошло между событиями 2 и 3 глав? (1 сутки) -Как события этой главы повлияли на дальнейшую жизнь Дмитрия Старцева?

 

Задания по главе Озаглавьте третью главу, выделите в ней главную мысль, характеризующую Старцева и запишите у себя в тетради. («Крах», «… сколько хлопот, однако!») Именно в этой главе всё, что происходит с доктором, стало переломным моментом в его жизни. «У Старцева перестало беспокойно биться сердце. И жаль было своего чувства, этой своей любви.. Дня три у него всё валилось из рук. ..Он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако» -А любил ли на самом деле Старцев?

 

IV глава - Сколько времени прошло, когда мы вновь встречаем его у Туркиных? (прошло 4 года) - Какие изменения произошли с нашим героем? -Назовите как он проводит время, чем интересуется? -Изменилась ли его личная жизнь?

 

Озаглавьте четвёртую главу, выделите в ней главную мысль, характеризующую Старцева и запишите у себя в тетради. («Последняя вспышка», «… и огонёк в душе погас!»)

 

Вывод:

 

Прошло 4 года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и отдышка. Доктор «…пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком». Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало - помалу – это перебирать денежные купюры. Старцев потерял вкус к жизни. «Последней вспышкой в жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных», в которой ничего не изменилось. Ему неприятно вспоминать о своей любви и, вообще, производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он бес покойно подумал: «А хорошо, что я тогда не женился». Огонёк в его душе окончательно погас.

Что дальше? «Сон души».

Анализ пятой главы - Каким предстает Старцев в финале рассказа? Что с ним произошло? - Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? -С кем из героев изученных произведений можно сравнить Старцева?

 

-Найдите в стихотворении А. Дельвига «Элегпия» ключевые слова, характеризующие образ героя.

(Вывод учеников : «..Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей..» Именно «сон души» осуждает Чехов в своем герое и показывает, как этот сон одолевает Старцева-Ионыча по мере улучшения его материального положения.. Плохо то, что герой не видит смысла в своей жизни..)

 

-Как озаглавим главу? (Ученики: «финал», «Ионыч»)

-Какие слова можно взять эпиграфом? («Куда это Ионыч едет?»)

-Послушайте стих-е  Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!». И сделайте вывод о том, что же все-таки погубило Дмитрия Старцева?

Ученица читает.

 

Вывод: В пятой главе Чехов произносит приговор Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Дмитрий погубил в самом себе. Здесь писатель использует приём, которым пользовался Гоголь в «Мёртвых душах» отнесение людей в неодушевлённый ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, «языческим богом». Приём градации, используемый Чеховым, особенно подчёркивает трагизм повседневно-будничного существования, приводящий к духовному оскудению личности к духовной деградации.

 

Домашнее задание: Как вы понимаете слова Чехова: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)

Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения  "Жизнь Старцева: деградация или процветание"....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....

Урок по литературе на тему "Проблематика рассказа А.П. Чехова "О любви"

Данная разработка урока создана с целью определения проблематики произведения А.П.Чехова, а также ознакомления учащихся с новым для них понятием "психологизм". В ходе урока отрабатываются на...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....