Урок литературы в 6 классе "Стилевые особенности рассказов Чехова"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по изучению рассказов АП Чехова, разработанный по требованиям ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chehovu.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема урока «Стилевые особенности рассказов АП Чехова»
В литературной мастерской Чехова
Цель урока: осмысление стилевых особенностей рассказов Чехова, мастерства писателя с целью попробовать написать свой «чеховский» рассказ
Задачи урока: 1. Выявить стилевые особенности рассказов через работу с текстами
2. Развитие литературоведческих навыков учащихся, творческих способностей, способствовать развитию исследовательских навыков
3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, формировать умение работать в команде, прививать интерес к художественному слову
Методы: совокупность различных методов и приемов: метод активизации познавательной деятельности учащихся, метод актуализации опорных знаний, метод индивидуализации
Формы организации деятельности: аналитическая работа с текстом, групповая, парная , индивидуальная форма и представление результатов деятельности; выразительное чтение фрагментов текста; поисковая работа, мини-исследование.
Ход урока
- Вводно–мотивационный этап
Приветствие учащихся и гостей
Мотивация:
Напоминаем условия нашего договора:
- Работаем в команде,
- Умеем слушать
- Умная речь
- Умеем оценивать
На линейке успеха отметьте вершину, которую вы хотите достичь на сегодняшнем уроке.
Настроение на уроке… творческое
(символ на доске)
Слайд 1. – портрет Чехова
Инсценировка «Вам доставлен чемодан»: стук в дверь, вносят чемодан
-С вокзала Николаевской железной дороги вам отправлен чемодан. И я, коллежский асессор, доставил его Вам. Разрешите откланяться-с
-Спасибо.
Ребята, что бы это значило?
-А что же в нем? Как вы думаете? ( предположения учащихся)
Открываем чемодан:
Гайка! Зуб! Овес! Конверт!
Ну на что это похоже?
И зачем же на урок
Это все учитель приволок?
Ответы учащихся
Предметы эти – это чеховские детали, по которым можно узнать героев его рассказов:
Гайка-грузило, которое так нужно было Денису Григорьеву из рассказа «Злоумышленник»
Зуб, который всегда болит («Хирургия»)
Овес помог вспомнить лошадиную фамилию
Конверт, который подписал Ванька Жуков
И сам чемодан, он был навьючен на Порфирия
-А как вы думаете, еще почему появился чемодан?
(чтобы просто посмеяться, несоответствие)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно
Подведение учащихся к постановке учебной задачи: Прочитано много рассказов АП Чехова. Их знают и любят все: и взрослые, и дети. Их читали раньше, читают и сейчас. Вы проводили опрос: знают ли ваши близкие родственники рассказы Чехова. Знают. А как удалось писателю создать эти уникальные творения и оставить навечно в памяти русского народа героев своих рассказов?
Какую работу нам необходимо провести на уроке, чтобы ответить на эти вопросы, и, может быть, кто-то захочет написать свой юмористический рассказ.
Учебная задача ( для учащихся): Заглянем в литературную мастерскую Чехова; Будем выявлять стилевые особенности его рассказов, способы создания комического. Посмотрим на смешное глазами литературоведа, писателя.
Какая тема нашего урока?
Стилевые особенности рассказов А. П. Чехова.
Слайд 2.
В своем стихотворении я употребила слово приволок. Не принес, не преподнес, не притащил, почему?
Замечательно! Вы очень хорошо чувствуете, различаете синонимические оттенки слова. Уверена, мы с вами справимся и с художественными текстами.
2. Операционно – содержательный этап
. Вспомним литературоведческие термины.
(обращение к словарю литературоведческих терминов)
Слайд3.
Поработаем в группах.
Задание группам (4 группы)
Проведем поисковую работу
Заполнение таблицы по ответам учащихся
Слайд 4. - таблица
Дополнение учителя к выступлению учащихся 1 группы: Чехов назвал очередной рассказ «Жестокий урок…» и начал размышлять: «…это неудачно. В нем нет простоты. В этих кавычках и трех точках в конце чувствуется изысканная претенциозность. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом – «Гувернантка», нет, лучше «Размазня»
Стилевые особенности рассказов АП Чехова
Заглавие | Простое, предельно краткое, «скромное», смысловой стержень |
Имена героев | Говорящие, основа характеристики |
Композиция | Традиционная: завязка, кульминация, развязка |
Завязка | Предельно краткая: место, время действия, действующие лица |
Вывод: Краткость, точность, простота повествования | |
Основа рассказа Речь героев | Диалоговое построение рассказа, диалоги-сценки Индивидуальная неповторимость речи, основа характеристики |
Художественная деталь | Говорящая, заменяет подробное описание |
Способы создания комического | Цепь комических эпизодов Нагнетание, усиление, повтор героем одного действия Неожиданная развязка Преувеличение |
Вывод: мастер диалогов, деталей |
Эвристическая беседа
А вот еще вопросы вам:
-Какие предложения преобладают: простые или сложные синтаксические конструкции?
-Любимая часть речи Чехова?
-Часто ли употребляются тропы?
-Лексика вычурная, непонятная или простая?
Так, может, рассказы Чехова не высокохудожественные?
Нет, это великий мастер.
Мини- исследование
Настя Глушенкова провела исследование «Смешное в произведениях Чехова и Гоголя». И вот что у нее получилось.
- Рефлексивно – оценочный этап
Личностное развитие учащихся
-Как вы думаете, если человек обладает чувством юмора, это хорошая черта характера? Почему?
Умение смеяться помогает изменяться. Противник, выставленный смешным, наполовину побежденный. Страшное, в котором открывается что-то смешное, уже не кажется таким стращным.
Доктор Чехов лечил не только как врач, но и до сих пор лечит своими рассказами, своим юмором человечество. (Рассуждения учащихся – личностное развитие )
Заполнение листа оценивания. Посмотрите на линейку успеха, вершина достигнута?
Домашнее задание 1. Попробуете сочинить юмористический рассказ, может быть, он будет похож на чеховский
2. Чтение рассказов Чехова, Зощенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."
Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"
В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам А.П.Чехова "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
урок литературы " Тема одиночества в рассказе А.П. Чехова " Тоска"
Урок с применением метода критического мышления....
Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"
Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....