Урок по литературе на тему "Проблематика рассказа А.П. Чехова "О любви"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Козулина Екатерина Алексеевна

Данная разработка урока создана с целью определения проблематики произведения А.П.Чехова, а также ознакомления учащихся с новым для них понятием "психологизм". В ходе урока отрабатываются навыки художественного анализа текста, развиваются коммуникативные умения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problematika_rasskaza_a._p._chehova.docx25.4 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Проблематика рассказа А. П. Чехова «О любви»

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А. П. Чехова; определить проблематику произведения; определить психологизм рассказа; развивать навыки анализа художественного текста.

Планируемые  результаты:

  • Предметные: анализировать художественный текст с точки зрения проблематики; способствовать полноценному восприятию художественного произведения; формировать умения видеть авторскую позицию,  анализировать  систему персонажей,  выявлять художественные детали; определять художественные
  • Метапредметные: 

Познавательные: структурирование знаний, полученных самостоятельно при первичном прочтении рассказа; формулировка проблемы; смысловое чтение (работа с текстом); моделирование (воспроизведение авторской картины мира).

  • Регулятивные: формулирование целей и задач; планирование деятельности; прогнозирование результатов; выполнение       учебного задания в соответствии с поставленной целью; выявление новых знаний (литературные факты), анализ выполненной работы, выводы на основании полученных знаний (систематизация).
  • Коммуникативные: развитие речи и творческого мышления обучающихся;  формирование коммуникативной компетентности (уметь взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
  • Личностные: умение формулировать собственную позицию по проблематике произведения; воспитание  интереса к литературе;  

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковой, проблемные вопросы, анализ.

Форма  организации учебной деятельности: коллективная, групповая.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал (рабочие листы), футляр.

Организационная структура урока:

  1. Орг. этап
  2.  Самоопределение учебной деятельности. Целеполагание.

 - Скажите, пожалуйста, что такое проблема?

- А если количество вопросов, которые нужно разрешить, много, то какое обобщающий термин можно применить?(проблематика)

Дома вы должны были прочитать рассказ А. П. Чехова «О любви». Нетрудно догадаться, как будет звучать тема нашего урока? Отсюда можно сделать вывод какой? (что вопросов, которые ставит автор, несколько).

- Целью предстоящего урока будет…? Произведения Чехова – это верхушка айсберга, когда многое скрыто за малым. Давайте сегодня это многое поднимем на поверхность.

  1. Работа по теме урока
  1. Знакомство с историей создания рассказа

- Что запомнили, кратко? (отвечают по рядам, группам)

- Что из того, что вами было прочитано, не связано с историей создания рассказа? Какой новый термин зашифрован в тексте?(слайд 4)

- Можете предположить, что это такое?

ПСИХОЛОГИЗМ (слайд, раб. лист) – способ изображения душевной жизни человека в художественной произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. (слайд 5)

Запишите  в рабочий лист. Попытаемся также понять, в чем психологизм рассказа. Кратко расскажите сюжет рассказа.

«Любовь  тайна велика сия есть» (слова Алехина)(слайд 6)

Рассказ называется «О любви». А он, действительно, о любви? Если рассказ Чехова так называется, значит, она есть. А любовь – это что? Она бывает разная. Но в рассказе она приобретает другую форму. Здесь любовь -  это средство, средство раскрытия персонажей, что позволяет понять их психологию. Это, своего рода, лакмусовая бумажка, способная проявлять человеческую суть.

- Что должна делать любовь? (оживлять, вести вперед, вести к счастью)

Как мы можем сформулировать эту проблему?

 Первая  проблема – Какую роль играет любовь в жизни человека?

 - Что узнаем об Алехине из его рассказа? (чуждо занятие сельским хозяйством, вынужденно работает, чтобы расплатиться с долгами. Для него это якобы дело чести).

- Но как он работает?

- О чем свидетельствует  его фраза «Я мало-помалу перебрался вниз…» (духовное падение, новая жизнь не для него).(слайд 7)

- Что же изменилось, когда он полюбил? (полюбив чисто и бескорыстно жену неинтересного Лугановича, не только не открывается Анне Алексеевне, но и как она, скрывает от самого себя «запретное чувство»).

- А Анна Алексеевна? О чем рассуждает? ПОЧЕМУ?

Ⅳ. Физминутка.

Ⅴ. Продолжение над темой урока

(на столе лежит футляр, учащимся задаются вопросы)

- Какие ассоциации возникают у вас с этим предметом?

 - Какое отношение он  имеет к уроку? Героям?

Также футляр является ключевым символом в двух рассказах А. П. Чехова «Человек в футляре» и «Крыжовник». Давайте попробуем разобраться, чем  же является футляр для героев всех этих трех произведений и выделим общее в них.

"Человек в футляре"

"Крыжовник "

"О любви"

Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.

Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник -  символ плотского, физиологического счастья.

"Футляр" ненужных рассуждений.

Футляр для чувства, для любви. Символ гибели любви.

СТРАХ

«Футлярное существование» -

Итог - Духовное падение

 Итак, вторая  проблема  -  К чему может привести «футлярная жизнь»?

Алехин

Анна Алексеевна

любит

любит

страх, сомнения

несчастье

 -  Почему же  герои не смогли быть вместе? Что же помешало столь вожделенному счастью?

- Какие вопросы постоянно задает Алехин, которые, с его точки, оправдывает его? И не только его. Найдите в тексте, какие это вопросы.

(«К чему может повести наша любовь? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?»)

- Что кроется за этими рассуждениями?(сомнения героев, так же думала и Анна Алексеевна). Это сомнения. Потому что любовь – это всегда открытость, жертвенность. Любовь показала обратное, на что неспособны  люди. Готовы ли они сохранить, сберечь этот дар любить, уметь пользоваться этим великим чувством.

Третья проблема – Какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни? (сомнения могут привести к несчастью)

Ⅳ. Итог урока

- А что такое счастье в вашем понимании? (учащиеся отвечают на проблемные вопросы)

- Что нужно делать или каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? - А что герои сделали со своим счастьем?(упустили)

- Таким образом, как можно сформулировать тему рассказа? (рассказ об упущенном счастье)

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что нужно делать, или каким должен быть человек, чтобы стать счастливым»?(слайд 11)

Э


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблематика рассказа А. П. Чехова «О любви »

Слайд 2

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А. П. Чехова; определить проблематику произведения; определить психологизм рассказа; развивать навыки анализа художественного текста.

Слайд 3

I . История создания рассказа

Слайд 4

Рассказ был на п ечатан в 1898 году в 8 номере журнала «Русская мы с ль». Он имеет б и ографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Че х ова, с ее сл о в, какие-то нежно-запутанные сердечные де л а. Она замужем. У нее дети. Виделись о ни редко. С 1898 г ода появляется в п и сании Чехова линия тоски по любви. Авилова свя з ала это с теми чувствами, которые существовали м ежду Чеховым и ею.

Слайд 5

ПСИХОЛОГИЗМ способ изображения душевной жизни человека в художественной произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Слайд 6

«Любовь - тайна велика сия есть»

Слайд 7

« Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской комнате, и из прежней роскоши у меня осталась только вся эта прислуга, которая еще служила моему отцу и которую уволить мне было б больно…»

Слайд 8

«Человек в футляре" "Крыжовник " "О любви" Футляр защищает от жизни. Это символ духовного равнодушия (инертности) Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник - символ плотского, физиологического счастья. ???

Слайд 9

«Человек в футляре" "Крыжовник " "О любви" Футляр защищает от жизни. Это символ духовного равнодушия (инертности) Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник - символ плотского, физиологического счастья. "Футляр" ненужных рассуждений. Футляр для чувства, для любви. Символ гибели любви Тема « футляра»в маленькой трилогии А. П. Чехова

Слайд 10

Алехин Анна Алексеевна Любит? Что мешает по рассуждению каждого из них? Главная причина: ИТОГ: НЕСЧАСТЬЕ

Слайд 11

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение на тему: «Что нужно делать, или каким должен быть человек, чтобы стать счастливым»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Презентация к уроку по литературе "Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе  на тему "Картины природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"...

Презентация к уроку родной литературы ( русской) по рассказу Ю Буйды "Продавец добра"

Презентация к уроку родной литературы (русской) по рассказу Ю. Буйды "Продавец добра"....

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...

Открытый урок по литературе "Поцелуй" по рассказу Э. Кочергина. 10 класс.

Урок составлен по рассказу Э. Кочергина "Поцелуй". Может быть проведен в 9-11 классах. В подробном конспекте урока содержатся вступление, основная часть урока, включающая в себя проблемные в...