Описание урока "Традиции и новаторство в комедии Фонвизина "Недоросль" "
методическая разработка по литературе (7 класс)

Расулова Ася Намазовна

Описание урока по произведению Фонвизина "Недоросль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по "Недорослю"37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и новаторство в комедии «Недоросль»

На этом уроке мы планируем расширить знания о понятиях традиции и новаторстве, перенести эти знания на изучаемое произведение, а так же познакомить учеников со структурой драматического произведения. В первую очередь мы сообщаем тему урока и спрашиваем у учеников, как они понимают значение слов традиция и новаторство. Традиция – обычай, привычка, то, что передается от поколения к поколению; новаторство – новизна, новые идеи, прогресс, создание чего – то нового, отступление от традиций.  На предыдущем уроке один из учеников получил индивидуальное задание – подготовить сообщение (доклад) о структурной организации драматического произведения. Выслушиваем доклад, проговариваем выводы, ученики записывают их в тетрадь. Отмечаем, что в традиционном драматическом произведении отмечают следующую структурную организацию: экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка. Экспозиция – часть литературного произведения, которая предшествует развитию сюжета. Попутно проговариваем, что в изучаемой нами комедии является экспозицией (знакомство с действующими лицами комедии). На предыдущем уроке мы отметили, что основной сюжет - сватовство Софьи. Именно с момента получения письма начинается завязка в произведении. Отмечаем, что завязкой является какое – либо событие, с которого начинается действие. До этого момента (получения письма) Простакова не думала же о женитьбе своего сына. Развитие любовного конфликта (сюжета) начинается с этого события. Вспомним, как развивается сюжет с момента получения письма? (Простакова решила женить Митрофана на Софье, появляется Стародум, дает наставления Софье о морали, воспитании, Митрофан занимается с учителями, чтобы показать Стародуму, что он достойный кандидат на роль мужа Софьи). Далее вместе с учениками ищем ответ на вопрос, что в комедии является кульминацией? Отметим, что кульминацией является наиболее напряженный момент в развитии действия, высшая точка конфликта. Кульминация обоих конфликтов - похищение Софьи. Простакова показывает себя во всей красе. Это самый настоящий помещичий произвол (Правдин говорит, какой ужас!). Это событие перетекает в развязку, когда Простакова лишается всего- власти (ее поместье находится под опекой), а главное - любви сына («Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына»), Митрофана. Митрофана решено отдать на службу. Развязка любовного сюжета- Софья и Милон остаются вместе. Их любви ничто не сможет помешать.

Обращаем внимание учащихся, что данная структура является классической, традиционной.

          Далее вместе с учениками по ходу урока мы разбираемся, какие традиции еще сохраняет Фонвизин в комедии, а какие традиции нарушаются. Будем анализировать и по ходу записывать в тетрадь.

Классицизм в Европе развивался в средние века. В России позже. В какой период в России развивался классицизм? (В период усиления монархии). Отмечаем, что классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Классицизм был основным литературным направлением этой эпохи и провозглашал, в первую очередь, идеи воспитания патриотизма и служения родине. Кто в комедии является истинным патриотом, гражданином? (Стародум и Правдин). Отмечаем, что идея воспитания и служения родине является классицистической, традиционной. Обращаем внимание учеников, что чертой классицизма является наличие в произведении резонера. Поясняем, что резонер не принимает никакого участия  в развитии событий, он рассуждаем об этих событиях, о других действующих лицах. Выясняем, что таким персонажем в комедии является Стародум. Обращаем внимание на говорящую фамилию Стародум, на другие говорящие имена и фамилии. Отмечаем, что это еще один признак традиции.

Акцентируем внимание на том, что одной из целей в традиционной комедии было воспитывать смехом, высмеивать недостатки. В «Недоросле» комичны действующие лица, их поведение, их речь, даже их фамилии. 

Ученики на данном этапе работы уже знакомы с правилом трех единств. Отметим, какие из единств сохраняются, а какие нарушаются, то есть происходит отступление от традиций. Сохраняются единство места и времени, нарушается единство действия, так как в комедии мы выделили два конфликта. В качестве отступления от традиций, мы отметим то, что в произведении мы не наблюдаем любовного треугольника, который характерен для традиционных произведений (так как настоящая любовь только у Милона и Софьи).  На следующем уроке предполагается рассмотреть систему действующих лиц. На том же уроке мы отметим, что отступлением от традиций является неоднозначное деление героев на положительных и отрицательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии "Недоросль"

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство....

Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедов "Горе от ума"

Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».Комедия Грибоедова стоит у истоков зрелого русского реализма. Поэтому ее своеобразие можно рассматривать с точек зрения по-разном...