План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии "Недоросль"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Карташова Вера Петровна

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fonvizinu.doc434.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_fonvizinu.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

 «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»

у

                                                                                                                 Учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                      Карташова Вера Петровна

План-конспект урока по литературе

8 класс

Д.И. Фонвизин и его время.

Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.
  2. Повторить роды литературы и особенности драмы.
  3. Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.
  4. Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

       Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5.    Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

Ход урока.

 1. Введение (слайды 1-4)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

           А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

             

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

   А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит  выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

- Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

- Какую информацию вы получили из этой таблицы?

- В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

-  Перечислите названные литературные направления.

- Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

- Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке  то, что вам не понятно, знаком вопроса.

- Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

2. Повторение пройденного (слайды 5)

-Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

- Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

- Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

3. Объяснение нового.

- Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7  презентации)

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

-  Кого в 18 веке называли недорослем?

- Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

Герои комедии сегодня у нас в гостях.

5. Беседа.

- В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

- Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

- Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

- Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

- Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

- Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

- Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

- Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем  вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил  Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить  афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

4-я и 5-я  группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой  и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

   «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

Так высоко оценил творчество Фонвизина   В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
  • Принцип рационализма, культ разума
  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения
  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия
  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
  • Обращение к общественной проблематике
  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности
  • Спрямленность подачи человеческих характеров
  • Идеализация героев

Классицизм как литературное направление

- Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

- В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

 - Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

 - Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

- Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

- Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

- Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков
  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;
  •  Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока
  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев
  • Говорящие фамилии
  • Одна идея
  •  Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
  •  Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
  •   Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
  • Установка на разговорный язык
  • Счастливый конец

 

Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
  • Принцип рационализма , культ разума
  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения
  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия
  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
  • Обращение к общественной проблематике
  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности
  • Спрямленность подачи человеческих характеров
  • Идеализация героев

 

Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

  • Основа драмы – повествование о событиях
  •  Портрет героя – главное средство создания образа
  • В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение
  • Важна роль пейзажа и художественных деталей
  • Авторская позиция выражается  посредством лирического отступления



Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

 «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»

у

                                                                                                                 Учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                      Карташова Вера Петровна

План-конспект урока по литературе

8 класс

Д.И. Фонвизин и его время.

Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.
  2. Повторить роды литературы и особенности драмы.
  3. Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.
  4. Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

       Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5.    Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

Ход урока.

 1. Введение (слайды 1-4)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

           А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

             

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

   А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит  выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

- Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

- Какую информацию вы получили из этой таблицы?

- В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

-  Перечислите названные литературные направления.

- Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

- Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке  то, что вам не понятно, знаком вопроса.

- Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

2. Повторение пройденного (слайды 5)

-Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

- Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

- Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

3. Объяснение нового.

- Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7  презентации)

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

-  Кого в 18 веке называли недорослем?

- Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

Герои комедии сегодня у нас в гостях.

5. Беседа.

- В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

- Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

- Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

- Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

- Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

- Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

- Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

- Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем  вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил  Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить  афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

4-я и 5-я  группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой  и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

   «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

Так высоко оценил творчество Фонвизина   В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
  • Принцип рационализма, культ разума
  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения
  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия
  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
  • Обращение к общественной проблематике
  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности
  • Спрямленность подачи человеческих характеров
  • Идеализация героев

Классицизм как литературное направление

- Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

- В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

 - Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

 - Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

- Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

- Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

- Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков
  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;
  •  Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока
  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев
  • Говорящие фамилии
  • Одна идея
  •  Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
  •  Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
  •   Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
  • Установка на разговорный язык
  • Счастливый конец

 

Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
  • Принцип рационализма , культ разума
  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения
  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия
  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
  • Обращение к общественной проблематике
  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности
  • Спрямленность подачи человеческих характеров
  • Идеализация героев

 

Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

  • Основа драмы – повествование о событиях
  •  Портрет героя – главное средство создания образа
  • В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение
  • Важна роль пейзажа и художественных деталей
  • Авторская позиция выражается  посредством лирического отступления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Использование культовых буддийских музыкальных инструментов во время традиционных буддийских праздников

В системе культовой музыки,  в дацане большое место занимают буддийские музыкальные инструменты, они были завезены ламами из Тибета и Монголии в конце XVII века.Звучание культовых музыкальн...

Конспект занятия: Освоение традиционных элементов Городецкой росписи

Цель занятия:- Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: розан, купавка, ягодка, листочек.   Задачи:- Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;- Ра...

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма»

Конспект урока с презентацией на тему "Трагедия кнеля "Сид" как шедевр французского классицизма"....

Исследовательская работа: «Использование культовых музыкальных инструментов во время традиционных буддийских праздников»

В системе культовой музыки,  в дацане большое место занимают буддийские музыкальные инструменты, они были завезены ламами из Тибета и Монголии в конце XVII века.  Звучание культовых муз...

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"...