«Д.И.Фонвизин «Недоросль». Панорама действующих лиц. Речевая характеристика героев комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Короткова Екатерина Владимировна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_dlya_8_klassa.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 8 класса.

Тема: «Д.И.Фонвизин «Недоросль». Панорама действующих лиц. Речевая характеристика героев комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга».

Цели:

1.Показать традиции классицизма в комедии, определить новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров  главных персонажей, показать значение речевых характеристик героев, выявить способы создания комического эффекта, обратить внимание на афористичность языка пьесы.

2.Развивать навыки анализа драматургического текста, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, актёрские способности.

 3.Воспитывать читательскую культуру учащихся,  внимательного и вдумчивого читателя.

Тип урока: урок закрепления (углубленная работа с текстом).

Методы и приемы:

  1. Метод творческого чтения (слово учителя, выразительное чтение, вопросы на восприятие, инсценирование эпизодов).
  2. Эвристический метод (беседа, анализ эпизодов).
  3. Частично-поисковый.

                       

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по анализу комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Уже с 6 класса мы говорим о великой силе слова, ведь не зря сказано: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». По речи человека можно судить о его образовании, воспитании и даже характере. На этом уроке нам нужно будет дать речевую характеристику героям комедии «Недоросль» и в связи с этим определить новаторство Фонвизина как драматурга.

  1. Фронтальный опрос.

-Но для начала вспомним: 

- В каком веке создана эта комедия? (В 18 веке)

- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?( классицизм)

- Назовите черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе. (воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  четкое их разделение на положительных и отрицательных, комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг, «говорящие фамилии» героев).

- К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель низких жанров? (осмеять, обличить пороки человека и общества в целом).

- Какие правила соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в комедии «Недоросль»? ( Состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия - имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина).

- Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления.

4. Слово учителя.

- Как можно узнать, какой перед вами человек: умный или глупый, образованный или невежественный, культурный или невоспитанный? ( нужно послушать, что он говорит)

- Отчетливое деление героев на положительных и отрицательных у всех комедиографов того времени влекло за собой необходимость дифференциации речи героев. Прежде чем анализировать речь персонажей, давайте посмотрим инсценировки пьесы.

Впервые комедия «Недоросль» была поставлена в 1782 году на сцене Вольного российского театра. С тех пор она ставилась несчетное количество раз. И не только на профессиональной сцене. Традиционно сцены из «Недоросля» инсценировали гимназические, школьные, ученические театры. Известно, например, что юный Николай Гоголь блестяще исполнял роль госпожи Простаковой в ученическом спектакле «Недоросль». Развивая традиции прошлого, попробуем и мы внести свою лепту в историю постановок великой комедии.

5.Инсценировки.

Сценка №1. Скотинин, Еремеевна, Митрофан.

Сценка №2. Милон и Софья.

Сценка №3. Простакова, Скотинин, Милон.

6. Обсуждение. Анализ речи героев.

- Речь каких героев вам кажется более понятной, живой?

- Как вы думаете, почему Фонвизин наделили более живой речью отрицательных героев?

- Что вы можете сказать о речи Митрофана, Скотинина и Простаковой? (В их речи много просторечий: то бранюсь, то дерусь, рохля, выпуча глаза, вцепилась в зашеину, холопям потакать, до завтрева, бестия, проваливай, плуты, прибить велю до смерти, куды, никуды, я чаю, потакать, кабы, нынче; фразеологизмов: рук не покладываю, битый час стоит как вкопанный, как за язык повешана с одного маху вышибу из тебя дух, белены объелся; бранные слова: дура бессчетная, скот, воровская харя, чушка проклятая, бестия, болван, ведьм, каналья, рожа. Бранные слова резче передают грубость,  необузданность, жестокость Простаковой Их речь носит разговорный характер, изобилует пословицами, поговорками, прибаутками, смешными каламбурами: у меня всякая вина виновата, суженого конем не объедешь, жить припеваючи, , веселым пирком да за свадебку, без вины виноват, пострел их побери, поминай как звали, пристали с ножом к горлу. Все это придает речи национальный колорит, создавая образы отрицательных героев, Фонвизин воспроизводит живую, непринужденную речь, просторечную и сниженную лексику он употребляет для создания ярких речевых характеристик).

-Речь каких героев выражает точку зрения автора?

- Теперь обсудим речь положительных героев комедии, Правдина, Милона, Софьи, Стародума.

( Язык положительных героев - книжно-литературный, насыщенный славянской лексикой, множеством перифраз, сложными синтаксическими конструкциями, разговорная лексика почти не используется .

Например, Стародум: Не умел я отречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам…

Книжные слова: владеет моим сердцем, сколько горестей терпела, прочит меня в жены своему сыну, изъявить совершенное презрение, сердечные обязательства, моя погибель.

Речь Стародума – это прежде всего речь оратора. Он, по мысли Фонвизина, должен донести до читателя новые идеи, растолковать их. Поэтому речь его образна, афористична. Например: Невежда без души – зверь; Гораздо честнее быть без заслуг пожаловану; Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время; Просвещение возвышает добродетельную душу; Душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Речь Стародума проще, конкретнее, более образна, чем речь Правдина, Милона. Стародум играет роль переводчика, посредника между крепостниками и своими друзьями-правдолюбами. В речи Стародума порой можно уловить чувство юмора, а речь Правдина и Милона совершенно серьёзна, не допуская  и не понимая шуток.)

Вывод.

    В целом положительных героев ещё не столь ярка, и это в первую очередь связано с тем,  что они практически не используют разговорные, просторечные фразы. Для книжной речи образованных людей того времени было характерно отсутствие эмоций. Четкость, правильность, однообразие – вот отличительные черты речевых характеристик положительных героев. Речь положительных героев используется автором для выражения своих мыслей.

    Речь отрицательных героев непривлекательна обилием вульгаризмов, резких и грубых слов, особенно в обращении Простаковых со слугами и учителями. Каждый комический герой различается характером своих изречений.

 7. Игра «По высказыванию узнай героя».

1.« А ты, скот, подойди поближе. Не говориль я тебе, воровская харя, чтоб ты каты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты опрвдаешься?» (Простакова)

2.  «Эта дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.» (Митрофан)

      3.  «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное,      забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что мой сын.» (Простаков)

     4. «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила» (Софья)

     5. «Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете.» (Софья)

    6. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Надеюсь положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже  о всех здешних варварствах нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры» (Правдин).

    7. «Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом.  «Что-де, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я своих поросят завести хочу. Меня не проведешь.» (Скотинин)

   8. « Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю» (Еремеевна)

8. Итог урока.

       Речевые характеристики, которыми наделяет Фонвизин своих героев, отличается необычайной меткостью, точностью, лаконизмом, афористичностью, индивидуальностью, богатством языка. Речь героев выдает их суть, их взгляды, намерения, желания. Всё это говорит о высоком мастерстве Фонвизина-драматурга.

       Следование традициям не отменяет стремления к новому. Мастерство и  талант писателя и состоят в том, что он вносит новое в устоявшееся, традиционное.

      В основном соблюдая деление героев на положительных и отрицательных, Фонвизин все же неоднозначно изображает некоторых из них. Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно  уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба или любящая недоросля нянька?

    Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости.

9. Домашнее задание.

Выписать из текста комедии афоризмы, принадлежащие разным героям.

10. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Объект исследования – особенности речевой манеры героев  комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».Предмет исследования – характеры героев комедии, круг их интересов, система нравственных ценностей. Цел...

Пьеса «На дне». Анализ первого действия. Речевая характеристика героев.

  Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество. Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники?    Действи...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...

Описание урока "Традиции и новаторство в комедии Фонвизина "Недоросль" "

Описание урока по произведению Фонвизина "Недоросль"...

Дипломная работа: Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Введение«Недоросль» – центральное сочинение Д.И. Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, – указ...