конспект урока "Мир природы в творчестве И.А. Бунина"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кабанина Наталья Сергеевна

Конспект урока по литературе "Мир природы в творчестве И.А. Бунина" . 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ Г. С. Меркина. Урок с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Кабанина Н.С.

Учебный  предмет:  литература

Класс:6

Автор  УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2015 г.

Тема урока: Мир природы в творчестве И.А. Бунина

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока.

Содержательные: выявить особенности восприятия природы И. Буниным;

 Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) формирование чувства единства с миром природы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Здравствуйте. Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературы с вами проведу я. Но пройдет он необычно. Обратите внимание, у вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас открыть их в конце урока.

  1. Формулирование темы и целей урока.

На экране вы видите изображение осени на картине и фотографии. Кроме того, вы слышите мелодию. Это, кстати, отрывок из П.Чайковского «Времена года. Осенняя песня». Что сближает урок литературы, живопись, музыку? О чем мы будем говорить?

- Сформулируйте тему

- Сформулируйте цели.

Чтобы определить цели урока, зададим вопросы к теме:

-Как раскрыта тема природы в творчестве Бунина?

- что поможет нам в раскрытии цели? (анализ стихотворения)

Запишем в тетради тему число, классную работу и тему.

  1. Проверка домашнего задания

-Что вы прочитали во вступительной статье учебника?

-О каких особенностях творческой манеры Бунина говорил Паустовский?

Хотелось бы заметить, что И.А. Бунин  - первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию в 1933 году. Награда писателю присуждена за строгое мастерство, с помощью которого он развивает традиции русской классической прозы.

В чем же это мастерство, мы с вами сейчас и будем разбираться.

Прослушивание выразительного чтения стихотворения одним из учеников.

- как замечательно! Ты настоящий актер! Ребята, а давайте не просто раскроем мир природы, описанный Буниным, а станем его частью. Сегодня мы попробуем через анализ стихотворения подготовить его инсценировку. Вы согласны?

  1. Актуализация и проблемное объяснение опорных знаний.

- Ребята, вы знаете, кто создает спектакль. Давайте назовем всех, кто задействован в этом. Фронтальная работа

  • Литературовед (заведующий литературной частью)
  • Режиссер
  • Актер
  • Гример
  • Костюмер
  • Звукорежиссер
  • Художник
  • Осветитель

  1. Анализ-исследование стихотворения.(Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи).
  • Предлагаю вам сгруппироваться по 4 человека. Перед вами текст произведения. Выбрав в своей группе одну из театральных профессий, вы работаете с вопросами, заполняя бланк ответа. Индивидуальная работа
  • Замечательно. А сейчас вы видите, что на ваших столах появились карточки с названием тематической группы. Рассядьтесь в соответствии с выбранной вами профессией . Сейчас вам нужно обсудить с коллегами , кто как ответил. Вы должны проверить себя и друг друга, насколько полные ваши ответы. Лидер вашей группы через 2 минуты должен дать классу развернутый ответ на ваш проблемный вопрос. Групповая работа. 

Литературовед

Назовите тему, идею стихотворения и образно-выразительные средства ( 1-2 эпитета (красочное определение предмета), пример метафоры (употребление слова в переносном значении), олицетворения

режиссер

Кто является действующим лицом повествования? Какие сцены можно изобразить?

Гример

Каким должно быть лицо героя? Какие строки, слова нам указывают на состояние персонажа?

Костюмер

Как должен выглядеть герой? Во что он может быть одет? Какие слова в тексте вам на это указывают?

Художник

Что можно изобразить на сцене? Какие предметы, элементы, декорации? Выпишите из текста элементы предметного мира

осветитель

Какие световые элементы используются? Как обозначен цвет в стихотворении? Найдите слова в тексте, подтверждающие это

звукорежиссер

Какие звуки леса, природы, деятельности человека описаны? Выпишите их из текста . Что мы можем взять для инсценировки?

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Выводы учителя.

 Под запись в тетрадь:

 В стихотворении «Не видно птиц…» богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Подробные детали не только описывают местность, но и  передают настроение, эмоции, во власти которых пребывает герой.

  1. Запись дом. Задания заранее

Запишите д/з: прочитать рассказ «Лапти», ответить устно на вопрос: «Как раскрывается мир природы и человека через противостояние добра и зла?»

  1. Физминутка
Пальчиковая гимнастика. ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- ребята, сейчас мы с вами будем играть маленький спектакль. Мы подробно изучили стихотворение, разобрали его сюжетную линию, увидела особенности изображения природы. Разрешите мне сегодня быть вашим художественным руководителем и помочь вам в игре.

Итак, выбираем героев и объясняем их роль:

1-2. Занавес. (просто держать натянутой ткань)

3. Сам герой. Должен ходить вдоль занавеса, на слова «Не видно птиц» - смотреть исподлобья, выражение лица грустное, но отрадное. ПАНТОНИМА!!!

4. Ветер – от третьего 4-стишия начать махать листом бумаги.

5-6. Лес. Держать 2 дерева по краям сцены

7-8. Трава. Сидя на корточках, придерживать изображенную траву. Со слов «В кустах свалялася трава» положить рисунок травы и тихонько уйти в сторону

9-10-11-12-13. Грибы. Между 2 героями «Трава» тоже, сидя на корточках, держать грибы, а с 3 строчки «Грибы сошли» разойтись в разные стороны

14-15. Темные тучи. От начала стихотворения стоять, потом со слов «Глушь стала ниже и светлей» опуститься и разойтись

16-17-18-19. Светлые облака. В тот момент, когда тучи опускаются, вы встаете и держите облачка над собой до конца строк.

 20. Звукорежиссер. – в начале 3-го четверостишия включает вентилятор, в начале четвертого – включает на компьютере звуки шагов лошади.

ИНСЦЕНИРОВКА под чтение учителем. Поблагодарить всех артистов и зрителей.

  1. Групповая работа с афишей.

- ребята, вот сейчас предлагаю вам посмотреть на афишы, которые я заранее для вас приготовила. Развернув ее, вы увидите незаполненные поля. Посовещавшись с соседом по парте, вспомните всех, кто принимал участие над постановкой, запишите это.

11. Рефлексия.

Итак, давайте вспомним, что мы сегодня изучали?

Какие цели мы ставили?

Удалось ли нам через театрализацию открыть мир природы в творчестве Бунина?

Давайте посмотрим на экран и дадим оценку урока. СЛАЙД!!!!!

Вы большие молодцы. Каждый из вас заслуживает наивысшей оценки. Сейчас- самое время открыть белые конверты.  Слайд!!!!!!!!!!!

Что вы видите? Действительно, это золотая маска – это российская театральная премия, о получении которой мечтает каждый театральный коллектив. Сегодня вы достойны этой награды.

Спасибо за урок!

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по изучению творчества И.А.Бунина

Презентация познакомит учащихся с некоторыми местами, связанными с биографией Бунина. А так же представлены несколько его книг, фотография....

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

Образ прекрасной природы в прозе И.И.Бунина

Одним из главных действующих лиц рассказов и повестей И.А.Бунина является природа, которая по-своему характеру многогранна. Её собирательный образ отражает представление автора о прекрасном и соответс...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

Тема природы в поэзии И. А. Бунина.  Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»...

Статья "Собирательный образ природы в прозе И.А.Бунина"

Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», вк...

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...