Образ прекрасной природы в прозе И.И.Бунина
статья на тему

Вазина Марина Федоровна

Одним из главных действующих лиц рассказов и повестей И.А.Бунина является природа, которая по-своему характеру многогранна. Её собирательный образ отражает представление автора о прекрасном и соответственно воспринимается как его эстетический идеал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_prekrasnoy_prirody_v_proze_i.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Образ  прекрасной  природы в прозе И.И.Бунина

Марина Федоровна  Вазина, учитель высшей категории, кандидат филологических наук, ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия» Центрального района.

Одним из главных действующих лиц рассказов и повестей И.А.Бунина является природа, которая по-своему характеру многогранна. Её собирательный образ отражает представление автора о прекрасном и соответственно воспринимается как его эстетический идеал.

Что же входит в понятие «прекрасной природы» у И.А.Бунина? Конечно же, природа , которая связана с прежним миром дворянской усадьбы («Антоновские  яблоки»(1900), «Золотое дно»(1903), «Несрочная      весна»(1923)). Это красота исчезающая , ей угрожают в дореволюционных произведениях «лопухи» и «крапива», а в эмиграционном творчестве вся прежняя жизнь и вместе с ней сама природа стала некой сказкой, её исчезновение –это истинное крушение Державы Российской.

Также всё старорусское ,древнерусское ,патриархальное является в понимании  художника прекрасным .Это красота чисто русская национальная, красота Древней  Руси с её животворящим источниками, Матерью –сырой землей(«Эпитафия» , «Косцы»).

Помимо этого, собственно  материальный мир русской земли : бескрайние поля ,густые леса ,высокие берёзы –  привлекательны в своей национальной красоте. Не случайно в эмиграции автор прибегает к приему «возращения в прошлое», в Россию, где бесконечна дорога и с детства знакома ему природа родного края( «Далекое»,1922; «Поздний час»,1938).

Прекрасной у И.А.Бунина можно считать не только «свою» природу , но и «чужую», в частности природу Востока, наиболее полно представленную в цикле «Тень птицы»(1907-1911).Она великолепна не только всеми цветами , ароматами и голосами природы, но некой высшей красотой, так как Восток –для писателя – своеобразная духовная родина всего человечества, а его природа- это особый первозданный мир, освященный присутствием Бога-Творца.

Прекрасна и вечная природа  И.А.Бунина  с её звёздным небом ,месяцем, курганом , тишиной .Именно в этом образе скрыты тайны мироздания, которые так часто пытаются осмыслить бунинские персонажи ( «Тишина», «Туман», «Жизнь Арсеньева» и др.) Образ  вечной «натуры»рисуется как нечто возвышенное, имеющее силу и власть над человеком, который подобно лирическому герою рассказа «Туман», чувствует себя ничтожной песчинкой по сравнению с миром бесконечной природы.

Признаком прекрасного у И.А.Бунина является гармония, которая прежде всего царит в мире природы , и значительно труднее её найти в человеческих отношениях. В рассказах «Весёлый двор»(1911), «Последнее свидание»(1913) птицы: в одном –горлинки, которые трогали своей красотой ,беззаботностью друг к другу», а в другом –щеглы , олицетворяющие «тихую ,прелестную , счастливую жизнь», противопоставлены миру людей.

В зависимости от эстетической направленности изображения пейзаж выполняет разные функции, связанные с характеристиками персонажей.

«Отношение к природе , -как пишет Г.Б.Курляндская,- становится  таким образом средством проверки эстетической чуткости  человека и его нравственной оценки».Можно предположить , что у Бунина эстетика подчинена этике. На наш взгляд, трудно определить , что  для писателя становится первичным : красота или добро. Пожалуй, важно как раз то, что нет явно «первичного» и « вторичного»:  этика и эстетика в образах природы сосуществуют на равных.

Существенно ,что прекрасное в природе способны почувствовать герои добрые и великодушные. Именно  в этих образах замечено нравственное начало. Поэтому таких персонажей , как Кастрюк, Капитон Иванович , Мелитон,  Митрофан, Липат, косцы из одноименного рассказа, автора , можно считать гармоничными.

Вследствие этого можно заключить, что образ природы у И.А.Бунина многоликий, многоплановый, являющийся средством выражения авторской концепции. В зависимости от замысла произведения меняется эстетическая сущность изображаемой природы.

Литература.

1.Бунин И.А.Собр. соч. : В 22 т.-М.: Наука,1978- 1985.

2.Бабореко А.К.Поэзия и правда Бунина // Муромцева –Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы  с памятью.- М.: Сов. писатель,1989.- С.5- 22.

3.Курляндская Г.Б.Бунин и Тургенев. Сравнительно-типологическое исследование //Творчество  И.С.Тургенева :Проблемы  метода и мировоззрения: Межвуз. сб. науч. тр. -Орел: Орл. гос .пед. ин-т,1974.-С.35 -66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие лирической прозы И.Бунина

Презентация к уроку литературы в 11 классе по творчеству Ивана Алексеевича Бунина "Своеобразие лирической прозы И.Бунина". Презентация включает материалы для анализа рассказов "Антоновские яблоки", "Г...

Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...

Психологизм и особенности "внешней изобразительности" прозы И.А.Бунина (анализ рассказа "Антоновские яблоки")

Урок-исследование прозы И.А.Бунина на  основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"...

Конспект урока литературы в 11 классе "И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы"

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозыЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности о...

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина (рассказ «Антоновские яблоки»).

Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительн...

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Статья "Собирательный образ природы в прозе И.А.Бунина"

Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», вк...