Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Учитель:
Предмет | Родная литература |
Класс | 8 |
Тип урока | открытие новых знаний, урок применения знаний умений и навыков. |
Технологии | Элементы проблемно-диалогического обучения. |
Тема | «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…» |
Цели урока | Образовательная: совершенствование навыков анализа художественного текста; Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; Воспитательная: воспитание чувства уважения и любви к родному краю, уважения к малой родине. |
Результаты | Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родной природы в жизни человека; Метапредметные: формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, учитывая позиции других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и |
интерпретировать прочитанное, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | |
Основные термины | Тема, проблема, аргументы, лирический герой, изобразительно-выразительные средства: эпитет, повтор, метафора, аллитерация |
Оборудование | Проектор, экран, компьютер, раздаточный материал. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационно- мотивационный Целеполагание | Приветствие -Ребята, сегодня мы продолжим разговор о творчестве нашего выдающегося земляка И. А. Бунина и коснёмся его поэтического творчества. Сам Иван Алексеевич говорил: «Я всё-таки…прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик.» Темы его стихотворений различны, но все они окрашены глубоко личным. Включается презентация. Звучит музыка, и идёт видео, показывающее природу родных Бунину мест (Овстуга). -Как вы думаете, какую тему поэтического творчества поэта мы затронем на сегодняшнем уроке? -Конечно, мы сегодня обратимся к стихотворениям, посвящённым природе. -Как сформулируем тему, учитывая специфику нашего урока? -Итак, природа Орловщины в стихотворениях И. А. Бунина. -Сформулируйте цели нашего урока. -Итак, сегодня мы попробуем погрузиться в творческую лабораторию поэта, увидеть особенности его изображения природы, природы, так хорошо знакомой и вам. Что же в ней такого незабываемого, неповторимого очаровательного, что было воспето в поэтических творениях многих поэтов, в том числе и И. А. Буниным. Попробуем в этом разобраться. Вашему вниманию я предлагаю два стихотворения: «Гаснет вечер, даль синеет…» и «Догорал апрельский светлый вечер…». изображен летний вечер. Задаѐт вопросы: что объединяет эти картины? Что в них общего? Если бы третьим в ряду было литературное произведение, стихотворение, каким бы оно было? Предлагает выполнить задание 1 в рабочих листах. | Готовность к уроку. Смотрят на слайд, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Выполняют задание в рабочих листах. Выполняют задание в рабочих листах | Познавательные: анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта. Выдвигать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: воспринимать ответы одноклассников, правильно строить собственные высказывания Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу |
Целеполагание | Предлагает назвать имя поэта и писателя – Ивана Алексеевича Бунина – демонстрирует слайд с фотографией. Просит сформулировать тему урока, основные цели урока. | Слушают учителя, сопоставляют слайды, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Осуществляют самоконтроль понимания темы и цели урока. | Познавательные: сопоставлять информацию, выдвигать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, строить понятные для собеседников высказывания Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять |
высказанные мнения по существу поставленного задания. | |||
Реализация опережающего домашнего задания. | Предлагает обучающимся, получившим опережающее задание на прошлом уроке, продемонстрировать презентацию о жизни и творческом пути И. А. Бунина. | Демонстрируют презентацию, рассказывают подготовленный материал о жизни и творчестве И. А. Бунина. Класс делает пометки в тетрадях по литературе | Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия) |
Работа над анализом текста | Работа с высказыванием А. Блока, (ребята должны высказать свое понимание высказывания). Учитель читает стихотворение «Гаснет вечер, даль синеет…», предлагает обучающимся ответить на ряд вопросов: - Понравилось ли стихотворение? - Какие образы, картины малой родины вы себе представили? - Какие звуки услышали, запахи почувствовали? - Какие чувства пробудило у вас это стихотворение? - О чем это стихотворение? - Можно ли предположить, что И. Бунин рисует картины природы именно нашей малой родины? - Какие слова в тексте подтверждают ваше утверждение? - Почему стихотворение, по вашему мнению, состоит из 2х частей? - Какое звук в 1ом четверостишие позволяет нам услышать «колоски на ниве»? -Как называется такой прием в литературе? Просит ребят прочесть определение в рабочих листах. | Обсуждают вопросы, определяют тему стихотворения, его идею. Участвуют в беседе по содержанию текста: отвечают на вопросы, слушают учителя и одноклассников, анализируют каждую микротему, приводят примеры из текста, подтверждаю свои комментарии, делают выводы. Высказывают предположения. Повторяют сведения по теории литературы, учатся видеть и находить средства художественной выразительности, различать фигуры и тропы. | Личностные: выработка личностных смыслов, нравственно-этическое оценивание, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, приводить доказательства. Коммуникативные: воспринимать на слух ответы одноклассников, строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли Регулятивные: уточнять, высказывать мнение по существу, |
договариваться, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему мнению в совместной деятельности. Строить монологическое высказывание, формировать собственное мнение и позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку одноклассников. | |||
Самостоятельная работа | Предлагает расставить логические ударения в 1ой части стихотворения. Подобрать темп, тембр голоса, громкость. | Самоконтроль процесса выполнения задания, анализ. Расставляют логические ударения. Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. | Личностные: выработка личностных смыслов. Коммуникативные: строить понятные высказывания, осуществлять рефлексию. Регулятивные: прогнозирование |
Работа в парах | Проанализировать 2ую часть стихотворения по вопросам, которые записаны в рабочих листах | Анализируют 2ую часть, готовят связное монологическое высказывание Представление работы в парах. | Коммуникативные: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Позновательные: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Самооценка | Раздаѐт листы самооценки и предлагает оценить работу на уроке | Работают с листом самооценки | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин |
Рефлексия | Предлагает снова обратить внимание на цели, которые были поставлены в начале урока и подумать: удалось ли их достичь | Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке | Коммуникативные: отображение в речи совершаемых действий. Регулятивные: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. Познавательные: выработка маршрута по преодолению затруднений. |
успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: осуществлять самооценку собственной деятельности Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения материала. | |||
Домашнее задание | Задает домашнее задание: выучить стихотворение И.А. Бунина наизусть | Получают домашнее задание в рабочих листах. |
- "Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги".
- Анализ стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер».
- А теперь давайте перейдем к следующему стихотворению. На слайде вы видите картину Саврасов «Грачи прилетели»
- Какое время года вы видите на картине?
- - Весна, так как видно талый снег, птиц на деревьях.
- Какие чувства возникают у вас ,когда вы смотрите на эту картину?
- - Радость от того что на улице уже теплеет, тает снег и скоро уже все зазеленеет.
- А на этом слайде вы видите картину Левитана «Талая вода».
- Какая вам нравится картина больше? Почему?
- - мне больше нравится первая картина, так как там ощущение ещё не окончившейся зимы, но уже чувствуется скорый приход весны.
- - А мне больше нравится вторая картина, так как там уже почти нет снега, нет льда на речке, и кажется, что уже скоро трава и деревья зазеленеют.
- А теперь послушаем стихотворение Бунина «Догорел апрельский светлый вечер», который нам расскажет Киреева Юля (заранее дать задание).
- Вы прослушали стихотворение, как вам кажется какая картина больше подходит к нему?
- - Я думаю, что вторая, так как там уже время более близкое к апрелю.
- А время суток в стихотворении и на картине совпадают?
- - Время суток в стихотворении – вечер, ночь, а на картине – день.
- Какие светила дают свет?
- - Звезды. (И ямы светят отраженным светом. )
- С помощью каких слов создается образ апрельской ночи?
- Сумрак холодный, шум потока заглох в темноте, звезды светят, ночное молчание, осторожно летят журавли в ночи.
- Какое настроение у вас создается при прослушивании?
- - Предвкушение весны, что скоро все зазеленеет. Спокойное, сонное настроение, так ночь, тишина
- Каким размером написан данный стих?
- -Хорей, осложненный пиррихием. Так как ударение падает на первый слог.
- Какие выразительные средства вы нашли в тексте?
- - Эпитеты, метафоры, олицетворения.
- догорел вечер( метафора),
- светлый вечер(эпитет),
- сумрак лег(олицетворение),
- холодный сумрак(эпитет),
- озябший чернозем( олицетворение ,
- ночное молчание (метафора),
- тихая вода(эпитет),
- весна ждет(олицетворение),
- весна смотрит(олицетворение),
- весна внемлет(олицетворение)
- А для чего тут употреблены все эти художественные средства?
- - Чтобы точнее создать картину весеннего вечера. Чтобы она выглядела более красивой.
- С помощью каких слов Бунину удалось передать бодрящий (пробуждающий к жизни) холод весенней ночи?
- - Холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет
- Чувствуем ли мы весенние запахи?
- - Свежее пахнет зеленями чернозем.
- А с помощью чего Бунин передает звуки весны?
- - Шум потока заглох, шорох деревьев, журавли тянутся, окликая друг друга. Какое настроение у лирического героя?
- - Ему спокойно, так как сама атмосфера этого вечера располагает к спокойствию.
- Думаю эта атмосфера пробуждающейся природы нравится автору, он наслаждается этим вечером.
- А это стихотворение вам понравилось?
- - Да/нет.
- Почему?
- - Потому что мне нравится атмосфера весны, тихой весенней ночи, немного ещё морозной, но уже есть ощущение скорого лета, тепла.
- - Не нравится зима и поэтому мне грустно от того, что она заканчи
Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер…
- Работа в группах
А теперь мы будем работать с текстами только что прослушанных стихов в группах. Окунёмся ещё раз в музыку слов, звуков и красок.
Задания в группах одинаковые, но у каждой группы свой текст.
Карта заданий
- Запишите в тетради слова и выражения, обозначающие цвета, краски, которые встретились в стихотворении
- Выясните, какими звуками наполнены стихи Бунина. Запишите эти выражения.
- Попытайтесь ощутить, какие запахи мы можем почувствовать, читая стихи Бунина. Запишите их.
- Выберите « живописные слова» ( К. Г. Паустовский) и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать картины нашей Родины, дорогой сердцу Бунина России.
- Подготовьте сообщение, какой вы увидели Родину в стихотворении Бунина…
Цвета, краски
звуки | запахи | « Живописные слова» |
4. Беседа по восприятию, оценке стихотворений.
- О чём все эти стихи? (Какова тематика этих стихов?)
( о родной природе, о родине)
- Какой видит поэт свою Родину, и чем она дорога ему?
( Он видит её прекрасной, чаще неприметны её пейзажи, и красота её печальная. Но этим она ему и дорога.)
- Что вас удивило и обрадовало в этих стихах?
( Так просто и красиво, трогательно и задушевно поэт говорит о самых обыденных явлениях природы,)
- Есть ли в этих стихах человек? Где он?
( Он среди сосен, леса, полей. Он счастлив, что сливается с природой. Природа находит отклик в его душе: он радуется и грустит, но даже, если и грустит, то эта грусть отрадная.
(отрадный – Доставляющий отраду (радость, удовольствие), приятный)
- Что во всех этих стихах общего?
( Их объединяет любовь лирического героя, самого Бунина к Родине, трепетное отношение к русской природе.)
Трепетный - взволнованный, выражающий сильное волнение, напряжённость чувств( восторга, удивления…)
Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия [1, с.101].
Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга... Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой...
Иного нет счастья на свете [1, с.83].
Мотив счастья во многих ранних стихотворениях Бунина трансформируется в идею счастья. Так, лирический герой стихотворения «Вечер», размышляя, пытается понять, что же такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они или мечтают о нем, или ищут его в воспоминаниях. Но лирический герой делает открытие, что «счастье – всюду»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Ощущение красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано», что счастье – в душе человека: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» [1, с.247].
«Характерной чертой многих стихотворений пантеистической лирики Бунина является мотив восхищения Божественной красотой и гармонией природы» [3, с.36], [5], поэтому строки стихотворений Бунина порой звучат, подобно песнопениям, как, например, завершающая часть стихотворения «В костеле», в которой звучит обращение к Богу:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"
Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник для 5 класса о...

технологическая карта урока литературы в 5 классе Стихотворение"Тройка"Н.А.Некрасова
Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.Некрасов "Стихотворение "Тройка"Главная задача урока: обучение работы с текстом, формирование навыка...

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс
Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...

Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)
В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...